Прошло почти 9 месяцев после пожара в харьковском доме престарелых "Золотое время". Трагедия, которая унесла жизни 15 человек, вызвала большой резонанс.
Пожар квалифицировали как чрезвычайную ситуацию государственного значения, в стране объявилитраур по погибшим. Позже прошли масштабные проверки всех украинских частных пансионатов и домов престарелых, был создан государственный реестр подобных учреждений, а в Харьков на место пожарища даже приезжал Президент Украины. Но суд до сих пор не поставил точку в этом деле.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram
Наказаны ли виновные
Напомним, пожар в нелегальном доме престарелых "Золотое время" на улице Нижней Гиевской, в котором проживало 33 человека, произошел 21 января 2021 года. На всех окнах двухэтажного дома были решетки, а многие из постояльцев были парализованы или с инвалидностью, поэтому не смогли спастись. В огне погибло 15 человек, еще 5 пострадали.
По информации областного департамента соцзащиты населения, пансионат был нелегальным.
Полиция открыло уголовное дело по статье 270 УК Украины "Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, что повлекло гибель людей", виновникам трагедии грозит до 8 лет тюрьмы.
Подозрение было предъявлено четверым:
- собственнику дома, где размещался пансионат Славику Акопяну,
- руководителю дома престарелых Ольге Кравченко,
- ее мужу Вячеславу Кравченко,
- администратору учреждения, который работал нелегально, Игорю Мирончуку.
Как оказалось, Акопяну, кроме "Золотого времени", принадлежат еще три дома по таким адресам:
- пер. Метростроевский, 25 (пансионат для пожилых людей "Забота");
- пер. Добродецкого, 2 (наркологический центр "Ренессанс");
- ул. Переяславская, 13 (дом престарелых "Оберег").
В июне прокуратура Харькова направила дело в отношении подозреваемых в суд. Их обвиняют в несоблюдении пожарной безопасности. Как показало расследование, возгорание случилось из-за незаконного подключения дома к электричеству и газу и неправильной эксплуатации нагревательных электроприборов (источником огня стал обогреватель).
Еще во время избрания меры пресечения владелец дома Славик Акопян заявлял, что, согласно договору об аренде, соблюдение правил пожарной безопасности было обязанностью арендаторов. Арендатор Вячеслав Кравченко сказал, что он сдавал дом в субаренду своей жене Ольге — директору пансионата. Ольга Кравченко признала, что в плане пожарной безопасности в пансионате "что-то, может, не доработали, не успели". А Игорь Мирончук, которого следствие называет неофициально трудоустроенным администратором пансионата, и вовсе отрицал свою работу в учреждении — якобы помогал там как волонтер.
17 июня Ленинский райсуд Харькова начал подготовительное заседание.
А 7 сентября суд приступил к опросу потерпевших — родственников пострадавших и погибших в пожаре. Из 13 потерпевших только трое заявили гражданские иски к обвиняемым. ГСЧС также обратился в суд.
"Заявленные иски пострадавших — от 200 тысяч до 4 миллионов гривен. От ГСНС, насколько мне известно, 137 тысяч гривен — требуют возместить траты во время тушения пожара", — рассказал "Суспільному" представитель двух потерпевших Игорь Нагорный.
По наблюдениям Нагорного, у пострадавших нет желания посещать судебные заседания.
"По моему мнению, не все пострадавшие понимают степень вины обвиняемых. Один из пострадавших высказался, что это несчастный случай. Когда я спрашиваю, почему это несчастный случай, человек отвечает, что это же виноват обогреватель. А на самом деле там было нарушение правил пожарной безопасности. Позиция потерпевших, которых я представляю, согласованная: виноваты все четыре обвиняемые, и они должны понести наказание", — сказал представитель потерпевших.
Адвокаты обвиняемых: "Это ваша неосмотрительность"
На суде защита обвиняемых пыталась переложить ответственность за гибель родственников на самих потерпевших:
"Это ваша неосмотрительность, получается?", "Вы любимого отца пустили неизвестно куда, десять дней не общались с ним. Как вам спалось?", "Это из области морали: как вы могли так поступить с отцом?" — приводит graty.me вопросы адвокатов потерпевшей Валентине Павлюк.
Ни прокурор Алексей Соколов, ни судья Леонид Проценко против таких вопросов не возражали. Замечание коллегам сделал только представитель потерпевших Игорь Нагорный.
В декабре 2020 года Валентина Павлюк перевезла своего лежачего отца, проживавшего в Сумской области, в Богодуховский район Харьковской области. Первое время он жил в доме жены, матери Валентины. Она ухаживала за мужем, но потом сама заболела.
Пока мать была в больнице, Валентина перевезла отца к себе. Через некоторое время стало ясно, что из-за работы медсестрой в государственном гериатрическом пансионате и частых поездок в больницу к матери ухаживать за отцом она не может. Валентина решила устроить его в пансионат. В государственный, в том числе в тот, в котором сама работает, — не получилось, не смогла собрать все необходимые справки. Она стала искать частный пансионат. Среди нескольких вариантов выбрала "Золотое время" — из-за привлекательной рекламы на сайте и доступной цены.
Пансионат показывал Игорь Мирончук, который сказал, что он здесь "главный". Валентину все устроило — просторный двор, большой двухэтажный дом, в котором было тепло и чисто. Постояльцы выглядели довольными. Легален ли пансионат и соблюдаются ли в нем правила пожарной безопасности — женщина не спросила.
За 6500 гривен в месяц Мирончук пообещал Валентине уход за ее лежачим отцом, пятиразовое питание и медицинскую помощь при необходимости. Есть ли у сотрудников пансионата медицинское образование — она тоже не спросила. Женщина согласилась с условиями и подписала договор. Под ним стояла подпись не Мирончука, а Ольги Кравченко, но это Валентину не смутило.
Ее отца разместили в комнате на втором этаже. А спустя десять дней произошел пожар, в котором он погиб. Валентина узнала об этом из новостей.
"У меня была депрессия. Пришлось обратиться к врачу, прохожу лечение. Диагноз — расстройство адаптации. Был период, когда я очень переживала, часто плакала. Было шоковое состояние", — говоря об этом, Валентина плакала.
Пока отец находился в пансионате, Валентина ему не звонила — пенсионер не умел пользоваться телефоном. О самочувствии отца она узнавала от дежурных сотрудниц. Когда женщина попыталась проведать его, ее не пустили из-за карантина.
Защитники обвиняемых упрекали Валентину в том, что она якобы недостаточно хорошо заботилась об отце, и явно пытались переложить на нее ответственность за гибель — потому что не проверила, безопасно ли в пансионате.
"Претензий нет"
Мать Владимира Паланта страдала деменцией и плохо ходила. Сначала за ней ухаживала дочь, пока они не поссорились. Владимир стал ухаживать за матерью сам, но не справлялся. Когда он шел на работу, мать тоже куда-то уходила, забывая закрыть квартиру или оставив что-то на плите. Несколько раз она падала и получала серьезные ушибы.
В 2020 году Владимир решил поместить мать в пансионат. Из-за цены и условий остановился на "Золотом времени".
"Обзванивал государственные — там вообще людей только умирать брали. А здесь условия для жизни нормальные: и кормят, и уход врачей. Врач-терапевт, врач-психолог. Если надо, сделают укол", — объяснил Владимир.
Его мать поселили на втором этаже — проживание в комнатах на первом стоило на тысячу гривен дороже. Матери нравилось в пансионате. Сын звонил ей каждый день и приезжал несколько раз в месяц.
"Предугадать трагическую развязку никто не мог. И я думаю, что никто этого не хотел, — сказал Владимир. Претензий к обвиняемым у него нет. — Считаю, что это несчастный случай".
Владимир не стал заявлять гражданский иск.
Что будет со сгоревшим домом
9 сентября Новобаварская окружная прокуратура подала в суд иск о возвращении земельного участка по улице Нижняя Гиевская в ведение харьковской территориальной громады.
Следствием было установлено, что двухэтажное здание частично размещалось на самовольно занятом земельном участке площадью почти 260 кв. м.
Как рассказали в пресс-службе прокуратуры, еще в 2008 году Харьковский горсовет принял решение сдать данный участок в аренду для обслуживания жилого дома. Но соответствующие документы так и небыли подписаны. Поэтому, двухэтажное здание, которое возвели уже в 2012 году, было построено самовольно, без каких-либо разрешительных документов. Также объект не был введен в эксплуатацию должным образом: системы коммуникаций и электроснабжение проведены самовольно, без соблюдения требований пожарной безопасности.
"Несмотря на фактическое использование указанного земельного участка коммунальной формы собственности без заключенного договора аренды, Харьковским городским советом, как владельцем, никакие меры с целью устранения указанных нарушений в течение длительного времени не принимались, в том числе и после пожара", — говорят в прокуратуре.
Указанные нарушения и стали основанием для направления прокуратурой соответствующего иска в суд. Также прокуратура требует снос здания.
Следующее заседание суд назначил на 7 октября. В порядке, определенном судом, после допроса потерпевших вызовут свидетелей. После исследования материалов дела допрашивать четырех обвиняемых.