Решается судьба здания ХНАТОБа. Фото: Алина Бычек/Vgorode
Депутаты Харьковского облсовета дали предварительное согласие на передачу здания Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н.В.Лысенко из государственной в коммунальную собственность. Это решение может дать старт затяжному конфликту и поставить под угрозу само существование национальной оперы в Харькове, заявил на пресс-конференции генеральный директор-художественный руководитель ХНАТОБ Олег Орищенко.
Он сообщил, что с 2012 года целостный имущественный комплекс театра раздроблен: одна его часть находится в госсобственности, другая – в областной коммунальной собственности, из-за чего театр лишился доступа к малой сцене.
Как стало известно позже, депутаты не поддержали решение передать помещения ХНАТОБа как целостного имущественного комплекса в собственность территориальных громад области."За" проголосовали только 55 человек из 120.
Решение примут сегодня
Здание ХНАТОБ может стать коммунальной собственностью: руководство театра не поддерживает это решение.
Накануне сессии облсовета, запланированной на 28 февраля, две профильные депутатские комиссии приняли идентичные решения и рекомендовали поднять вопрос о передаче той части ХНАТОБ, которая находится в собственности государства, в областную коммунальную собственность. В то же время, руководство театра и Министерство культуры добивались того, чтобы целостный имущественный комплекс театра был восстановлен как единая государственная собственность.
"Вместо того, чтобы исправить ошибку 2012 года и создать условия для развития национального театра, нам создают полосу препятствий, в условиях которой нормальное развитие невозможно", — подчеркнул Орищенко.
Первый заместитель генерального директора театра Игорь Тулузов добавил, что в Украине нет ни одного прецедента, когда бы национальный оперный театр был разобщен со зданием, в котором он работает.
"Везде финансирование творческого процесса идет из госбюджета и содержание здания тоже обеспечивается госбюджетом. Разве что, кроме Донецкого национального театра оперы и балета, но он не может служить примером для подражания", — подчеркнул он.
"Театр может превратиться в площадку для гастролеров"
Игорь Тулузов: передача ХНАТОБа в коммунальную собственность заложит неизбежный конфликт. Фото: Накипело
Восстановление единого имущественного комплекса театра в госсобственности необходимо, чтобы обеспечить безопасность объекта, полноценный цикл подготовки спектаклей и инженерно-технологическую эксплуатацию здания. Но передача всего комплекса в областную коммунальную собственность заложит неизбежный конфликт интересов между владельцем здания и творческой частью, говорит руководство ХНАТОБа.
"Это абсолютно очевидно, мы видим это даже на примере той же малой сцены, где мы теперь можем репетировать только за деньги и только тогда, когда сцена не занята другими арендаторами. То есть, театр может превратиться в площадку для гастролеров и проведения партсъездов, как это и было долгое время. Облсовет своими действиями ставит под угрозу существование единственной на востоке страны национальной оперы", — говорит Тулузов.
Он добавил, что сейчас из общей площади в 52 тыс. кв. м театр не контролирует больше 13 тыс. кв. м, из которых около 7 тыс. кв. м уже приватизированы.
Руководство театра надеется, что облсовет не станет усугублять допущенные ранее ошибки, а исправит их, а в противном случае "будет реагировать всеми доступными способами, отстаивая интерес государства и государственной культурной политики на востоке Украины".
Ребрендинг Харьковской оперы
143-й сезон ХНАТОБ открыл под новым брендом "СХІД Опера". Фото: Алина Бычек/Vgorode
Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н.В.Лысенко, основанный в 1875 году, на сегодня является единственным национальным театром оперы и балета на Востоке Украины. В репертуаре — 65 оперных и балетных постановок. В течение года на большой сцене играется 270 собственных спектаклей, в прошлом сезоне здесь выпущено 8 премьер. Только театральная труппа объединяет более 300 артистов, а всего здесь работают почти 750 человек.
Как отметил Олег Орищенко, подводя итоги прошлого года, революционным и исторически важным событием для театра в 2018 году стал ребрендинг. Минувшей осенью театр открыл 143-й сезон под новым брендом "СХІД Опера".
"Новый бренд не только говорит о том, что мы являемся главным форпостом украинской культуры в восточной части страны. Самое главное, он должен обновить восприятие театра, наполнить его новым содержанием и новыми смыслами. Мы видим театр как место открытости новому, как сцену, которая ориентирована не только на классический репертуар, но и на современные, экспериментальные постановки, на разные направления и стили. Мы стремимся стать интересным для разных аудиторий центром музыкальной и театральной культуры, настоящим европейским театром", — подчеркнул Орищенко.
Он добавил, что важным аспектом деятельности на протяжении всего 2018 года было продолжение курса на обновление репертуара, и это позволяло постоянно поддерживать зрительский интерес. В результате сборы от продажи билетов выросли более, чем в полтора раза по сравнению с 2017 годом, — на 52%.
Эксклюзивные проекты и приглашенные звезды
В конце 2018 года ХНАТОБ представил премьеру мюзикл-шоу My Way, где задействовано около 200 музыкантов и артистов. Фото: Алина Бычек/Vgorode
Для СХІД Опера нормой становится участие звезд украинской и мировой сцены. Так, например, в премьере оперы Чайковского "Иоланта" главную партию исполняла солистка Венской оперы Ольга Бессмертная. А в летнем фестивале Summer Fest-2018 принимали участие звезды оперного и балетного искусства из других театров Украины — народные артисты Анжелика Швачка и Екатерина Кухар, заслуженный артист Украины Александр Стоянов и другие.
"Очень важно то, что в 2018 году мы делали оригинальные, необычные для нас проекты, такие как, например, мюзикл-шоу My Way или начало исполнения оркестром СХІД Опера симфонического цикла Брукнера. Еще одно направление – поддержка и развитие собственного, украинского культурного продукта, как в спектакле "Сват поневоле", с использованием украинской музыки и либретто. Вот эти две линии мы обязательно продолжим развивать в 2019 году", — отметил Олег Орищенко.
В наступившем году театр готовит для зрителей еще несколько сюрпризов. Один из них уже значился в февральской афише: украинская премьера балета на музыку Рихарда Вагнера "Мистерии Пандоры", либретто и хореография которого созданы непосредственно в ХНАТОБе. Еще один большой проект такого рода готовится на вторую половину 2019 года. Игорь Тулузов отметил, что это будет полностью украинская опера — от тематики, до либретто и музыки. "Мы пока не раскрываем подробностей, но поверьте, там будет много звездных и неожиданных имен", — сказал он.
А на весну-лето-2019 театр готовит две постановки на музыку Сергея Прокофьева: балет "Ромео и Джульетта" и оперу "Любовь к трем апельсинам". Также будут развиваться новые сценические площадки: сцена под открытым небом, камерная сцена и лофт, рассчитанные на привлечение новых для театра музыкальных направлений.
В театре стало теплее
Премьера спектакля "Красавица и Чудовище" в ХНАТОБе. Фото: Алина Бычек/Vgorode
Важными итогами года руководство театра называет и хозяйственную составляющую работы, без которой невозможно обеспечить нормальный творческий процесс. Благодаря динамичному развитию и увеличению собственного дохода, удалось привести уровень оплаты труда артистов в соответствие со статусом национального академического театра. Результатом также стало погашение долга в 13 млн. грн. перед Харьковскими тепловыми сетями, который из года в год передавался, начиная с 2007 года.
Все зрители этой зимой заметили, что в зале и в вестибюле театра стало намного теплее, говорит Тулузов. По его словам, это результат работы по улучшению энергоэффективности здания и снижению тепловых потерь. "Мы утепляем кровлю театра современными изоляционными материалами, оснащаем светопрозрачные конструкции на крыше современными стеклопакетами, утепляем витражи на фасаде здания. И это только начало, потому что есть большой проект по замене внутренних систем отопления, вентиляции и кондиционирования на основе самых современных технологий", — отметил первый заместитель генерального директора театра.
"Думаю, наш зритель все это замечает и ценит, ведь наша посещаемость с 2014 года выросла почти в четыре раза", — отметил Олег Орищенко.
Он выразил уверенность, что в 2019 году у театра будут все возможности для лучшего раскрытия своего потенциала и дальнейшего развития.
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале