KharkivMusicFest подготовил трек-лист классической музыки для Хеллоуина. Фото: halloweenies.de
По поверьям, вечером на Хэллоуин, 31 октября, духи умерших могут вернуться на землю.
Организаторы фестиваля классической музыки KharkivMusicFest подготовили музыкальную подборку для создания атмосферы жуткого праздника.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram
Ниже — подборка нагоняющей жути классики от таких авторов как Йоганн Себастьян Бах, Ференц Лист, Эдвард Григ, Модест Мусоргский и других композиторов. Выключите в комнате свет, наденьте наушники, слушайте и бойтесь классиков.
Токката и фуга ре минор — одно из наиболее известных произведений Иоганна Себастьяна Баха. И именно это произведение ассоциируется у многих с Хэллоуином, духами, графом Дракулой, и остальными жуткими персонажами. Суровая и даже зловещая мелодия в мощном звучании органа полюбились кинорежиссерам в начале ХХ века. Мало какой мультфильм с танцами скелетов обходился без этого шедевра Иоганна Себастьяна, а появление Токкаты и фуги в первых в истории кинематографа ужастиках "Доктор Джекилл и мистер Хайд" (1931), "Черный кот" (1934), только закрепили эту репутацию.
Дьявольски красивая и дерзко сложная фортепианная сюита Мориса Равеля, написанная в 1908 году как музыкальная иллюстрация к стихотворениям в прозе Алоизия Бертрана. Тексты рисуют ирреальный мир ночных сновидений, населенный странными существами.
Музыка третьей части, "Скарбо" повествует о маленьком злом гоблине. Беспокойный, стучащий, скребущийся, смеющийся в ночи, не дающий уснуть, появляющийся на краю поля зрения и исчезающий непонятно куда.
Шостакович известен своим особым модернистским звучанием, что прекрасно слышно во второй части его Десятой симфонии. Короткое и быстрое скерцо с бесконечными маниакальными пассажами гарантированно добавит драматизма и театральности вашему Хэллоуину.
Помните фильм Стенли Кубрика "Космическая Одиссея 2001 года"? Футуристический киношедевр 1968 года начинается революционно: на три минуты зритель погружается в полную темноту, ничего не видит, и только слышит какие-то потусторонние пугающие звучания, без ощутимого ритма или метра.
Изначально Кубрик заказал музыку к "Одиссее" голливудскому композитору Алексу Норту, но в процессе работы понял, что ничто не может так передать ощущение космического времени и пространства, как сложная и ни на что не похожая музыка Лигети. Сам же австрийский композитор узнал о том, что целых четыре его произведения звучат в фильме Кубрика только тогда, когда начал получать поздравления. Ни режиссер, ни продюсеры не спросили его разрешения. Лигети оказался единственным из композиторов фильма, кому не заплатили, но через суд он добился скромного гонорара и приличного роялти. Впрочем, от самого фильма Лигети был в восторге.
"Пляска смерти" — яркая виртуозная пьеса для фортепиано с оркестром, основанная на средневековом григорианском распеве "Dies Irae" и его вариациях. “Dies Irae” (из латыни буквально — "День гнева", имеется в виду день Страшного суда). Начало мелодической фразы "Dies irae" часто использовалась композиторами XVI—XXI веков в значении "общепризнанного" образа смерти. В безжалостной фортепианной партии Лист играет светом и тенью: бурные пассажи с резкими гармоническими последовательностями контрастируют с более светлыми, даже красивыми моментами переосмысления средневековой мелодии.
Пьеса "В пещере Горного Короля" Грига — еще одно мега популярное классическое произведение. Оно строится на неудержимом эпическом крещендо (нарастании). Действие происходит в горах Норвегии, в пещере Доврского деда — Горного короля норвежских сказок. Струнные на цыпочках вводят хорошо известную главную тему, которая повторяется и бесконечно вырастает, усиливается, ускоряется в оркестре, превращаясь во всемогущую кульминацию неистового шабаша сказочных существ.
Мелодия Третьей части сонаты № 2 для фортепиано с оркестром Фридерика Шопена больше известна как "Похоронный марш". Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира. Мрачные, тяжелые шаги басов фортепиано леденят кровь: этот мотив стал синонимом смерти.
"Похоронный марш" стал одним из знаковых, а также — символичных — произведений в жизни композитора, ведь именно во время его создания, у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте 39 лет. Он стал самым первым человеком, на похоронах которого был сыгран "Похоронный марш".
Еще одно великолепное фантастическое повествование — "Ночь на Лысой горе" Мусоргского. Произведение, изображающее музыкальные картины шабаша ведьм в канун Ивана-Купала. Грубые гармонии, дикие, неистовые пассажи струнных, смелые оркестровые эффекты сам Мусоргский назвал "варварскими". После ночи хаоса ведьмы исчезают, оставив лишь устрашающе спокойное соло флейты, похожее на первые лучи восходящего солнца.
"O Fortuna" — это грандиозная открывающая и закрывающая часть кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана". Театральность этой пьесы — вот что создает невыносимое напряжение: тихие струнные, холодный, едва шепчущий хор, огромная сила оркестра, и внезапные мощные взрывы звучания. Широко используемый в массовой культуре и кинематографе, это произведение является истинным классическим шедевром.
Смотрите также:
Сын последнего гетмана и скрипач: в Kharkiv Music Fest рассказали об украинском друге Бетховена
Знай наших: в KharkivMusicFest рассказали об украинских корнях всемирно известных хитов
Скрипка за 15 миллионов, 13-часовая опера: Kharkiv Music Fest рассказал о музыкальных рекордах