Сколько стоит проезд в разных городах Украины (инфографика). Фото: unsplash.com
Пока активисты, прокуратура и горсовет разбираются, обосновано и законно ли подняли цены на проезд в харьковском метро с 6 до 8 гривен, а в электротранспорте — с 4 до 6, горожане привыкают платить по новым тарифам. На их повышение харьковчане всегда реагируют эмоционально. В такие моменты припоминают все: трамвайные дрифты, старые троллейбусы, длинные интервалы, вездесущую рекламу в метро... И высчитывают, на сколько теперь ежемесячно будет худеть кошелек.
"Теперь на проезд у меня уходит по 34 гривны в день: в маршрутке — по 9 в обе стороны + метро — 16 гривен. Итого за 20 рабочих дней — 680 гривен в месяц. Так это я только дорогу на работу высчитывала", — рассказала Vgorode Ирина.
"Мне чтобы на работу и домой доехать на машине, где-то 50 — 60 гривен в день потратить нужно. И общественным транспортом — тоже уже около 50. При том, что езжу я на бензине и у меня не особо экономичная машина, а на газу тратил бы еще меньше. У некоторых моих коллег малолитражные автомобили — 5 л на 100 км. Так им хоть на бензине, хоть на газу с нынешними тарифами гораздо выгоднее и быстрее. Естественно, своим ходом гораздо комфортнее, чем в нашем общественном транспорте", — поделился с нами Дмитрий.
"Не могу сказать, что повышение кардинально отразилось на моем ежемесячном бюджете. Езжу на метро. Если высчитать только дорогу на работу и обратно домой, то выходит 320 гривен за 20 дней. Раньше было на 120 меньше. С одной стороны, разница немалая, с другой — с нынешними ценами это не так уж сильно ощущается. Вот тарифы на отопление действительно были ударом", — говорит Марина.
А как у других?
Vgorode сравнил цены на проезд в метро и наземном транспорте в разных городах Украины. Важно учитывать особенности инфраструктуры каждого, поэтому кратко расскажем и об этом.
Метро в Украине сейчас работает лишь в трех городах: Киеве, Харькове и Днепре. Интересная транспортная система подземно-наземного типа действует в Кривом Роге — метротрам с 4 маршрутами. Длина линии — 28 км, на ней расположены 30 станций, 4 из них — под землей.
Скоростной трамвай в Кривом Роге. Видео: Организации Кривого Рога
Четвертым метрополитеном в стране должен был стать Донецкий. Его строительство начато в 1993 году, запуск первой очереди планировалось на 2005 год, однако из-за систематической нехватки средств сроки сдачи проекта постоянно сдвигались. В 2012-м Донецкий метрополитен назвали одним из самых масштабных недостроев шахтерской столицы. Специалисты признали: реанимировать строительный гигант невозможно, а это значит, что миллионы, потраченные на донецкое метро, "вылетели в трубу". Стоимость проезда в троллейбусах в городах Донецкой области — в пределах 3-4 гривен.
Днепр: одна цена на проезд в метро, трамваях и троллейбусах
Цены на проезд в трамваях, троллейбусах и метро Днепра. Фото: dniprorada.gov.ua
В Днепре ситуация лучше, но тоже далека от идеала. Там насчитывается всего одна линия длиной в 7,8 км с 6 станциями, соединяющими западные жилые массивы города с Вокзальной площадью. Всех их можно проехать за каких-то 12 минут. При этом интервал движения составляет 7 — 20 минут. В течение долгих 20 лет, за которые в подземке то начинались, то прекращались работы (а с 2014-го года метро нужно было спасать от затопления), в городе появилось множество легенд, связанных с Днепровским метрополитеном. В 2017 году жителям города пообещали, что в Днепре построят три новые станции. Работы планируют завершить до 2023 года.
Метро Днепра — самое короткое в Украине. Фото: Artemiy Kostyuk
А пока местные не особо активно пользуются этим видом транспорта, невзирая даже на то, что много лет стоимость проезда в метро, трамваях и троллейбусах Днепра составляла всего 1,5 гривны. В 2018-м же тариф подняли до 4 гривен. При этом в городе действуют суточные и недельные проездные на трамваи и троллейбусы (10 гривен в сутки, 60 гривен — в неделю), а также можно воспользоваться месячным безлимитом на метро и наземный электротранспорт за 440 гривен.
"Троллейбусы и трамваи у нас гораздо более востребованные, чем подземка. А с проездными вообще выгодно, если постоянно катаешься. В метро если зайдешь днем или поздно вечером — сам будешь ездить", — рассказал Vgorode местный житель Денис.
Цены на проезд в Днепре:
Льготы пенсионерам: в Днепре существует свой перечень льготных категорий. Пенсионеры ездят бесплатно в городском электро- и автотранспорте.
Кто имеет право на бесплатный проезд в электро- и автотранспорте Днепра
Кто имеет право на бесплатный проезд в метро Днепра
Столица: дифференцированная система оплаты и "карта киевлянина"
Стоимость проезда в трамваях, троллейбусах и метро Киева. Фото: ukrinform.ru
Где точно подземка пользуется огромным спросом, так это в Киеве. Именно там были открыты первые станции метро в Украине (в 1960 году). Столичный метрополитен занимает 29-е место в мире по пассажиропотоку. Он состоит из трех действующих линий общей протяженностью почти 70 км с 52 станциями (сейчас идет строительство новых). Линии метрополитена пересекают все 10 районов. В городе, где пробки — обычное дело, подземка — спасательный круг. Проезд в метро оплачивается с помощью:
Аппарат для оплаты проезда мобильным телефоном в киевском метро. Фото: Артем Комолов
А еще недавно в Киеве запустили единый электронный билет в метро и наземном транспорте.
В поездах Киевского метрополитена установлены информационные экраны — пассажиры видят, сколько времени осталось ехать до станций, могут узнать о переходах и т.д. Этого у нас пока нет. А по стоимости проезда Харьковский метрополитен уже догнал киевский. Правда, если в нашем городе скидками могут воспользоваться только студенты и школьники, то в столице есть проездные для всех желающих, с помощью которых можно сэкономить. Покупаете пластиковую карту за 15 гривен (залоговая стоимость) и закидываете туда необходимое количество поездок. К примеру, если берете 50, то каждая обойдется вам в 6,50 гривен. Также можно приобрести проездной билет на метро с безлимитным количеством поездок за 610 гривен в месяц, а также с ограничением количества поездок (290 гривен за 46 в месяц, 390 — за 62), проездной билет на троллейбус и метро; автобус и метро; трамвай и метро; автобус, трамвай, троллейбус и метро и др.
Разовый билет на коммунальный транспорт стоит 8 гривен (на автобус, трамвай, троллейбус или метро).
Электронный билет уже работает в Киеве
Цены на проезд в Киеве:
Льготы пенсионерам: столичные пенсионеры могут воспользоваться бесплатным проездом в метро, троллейбусах и трамваях по "Карточке киевлянина" — она стала единственным проездным документом для льготников.
Харьков: по стоимости проезда обогнал столицу
Цены на проезд в трамваях, троллейбусах и метро Харькова. Фото: Алина Бычек/Vgorode
Вернемся к Харькову. Наше метро также может похвастаться наличием трех веток (Холодногорско-Заводская, Салтовская и Алексеевская) с тремя пересадочными станциями. Правда, в целом станций почти в два раза меньше — 30. Эксплуатационная длина линий подземки составляет 38,7 км. Но расширяться планируют и у нас — соглашение по строительству подписано. Уже известно, как будут выглядеть новые станции харьковского метро ("Державинская" и "Одесская"). На Алексеевке строят тоннели, а на Одесской у харьковчан выкупают жилье в зоне строительства метро.
В Харькове строят станции метро "Державинская" и "Одесская" (визуализация)
Харьковский метрополитен занимает 51-е место в мире по пассажиропотоку. Интервал движения поездов в час пик составляет 2-3 минуты, в остальное время — 4-6 минут. Вечером — увеличивается до 10 минут, а после 22:00 может достигать и 18. Мониторов в вагончиках нет, зато на некоторых станциях есть туалеты. А еще по Холодногорско-Заводской линии ходит модернизированный поезд с табло, на которых транслируют название следующей остановки. Власти обещают, что реконструкция вагонов в Харьковском метрополитене продолжится.
Модернизированный поезд с табло в харьковском метро. Фото: Александр Збандуто/Vgorode
От жетонов город отказался давно. Проезд можно оплатить, воспользовавшись картой или единоразовым талоном (стоимость 1 поездки при любом раскладе — 8 гривен). В декабре 2017 года в харьковских трамваях и троллейбусах заработал Е-ticket.
Е-ticket в харьковских троллейбусах. Фото: Алина Бычек/Vgorode
В подземке единый билет планировали ввести с 1 января 2018 года, но эти сроки неоднократно сдвигались. 1 марта 2019 установили первый турникет Е-ticket и заявили, что он работает в тестовом режиме. Также в мэрии обещали, что в подземке можно будет оплачивать проезд банковской картой, но это нововведение до сих пор не ввели. Подумывают и о внедрении дифференцированной системы оплаты проезда. Правда, ни о нюансах, ни о сроках пока не сообщали.
Цены на проезд в Харькове:
Льготы пенсионерам: харьковские пенсионеры покаа бесплатно ездят в трамваях и троллейбусах. В метро этим правом могут воспользоваться:
Льготы пенсионерам Харькова. Фото: Алина Бычек/Vgorode
"Троллейбусных и трамвайных маршрутов у нас достаточно много, так что пенсионеров это вполне устраивает, — говорит харьковчанка Марина. — С другой стороны, нужно понимать, что за то, чтобы харьковские льготники ездили в транспорте бесплатно, из бюджета города деньги должны выплачиваться предприятиям, которые возят их. И сколько каждый год уходит на это мероприятие денег — вопрос, если учесть, что в трамваях/троллейбусах/маршрутках никто не подсчитывает льготников. Может, было бы выгоднее эту сумму монетизировать и на руки выдать льготникам, ведь некоторые ездят раз в неделю".
Безлимитным проезд для харьковских пенсионеров скоро быть перестанет.
Харьковская мэрия переводит пенсионеров и других льготников на электронные билеты Е-ticket. Если раньше пенсионер мог по своему пенсионному удостоверению бесплатно ездить сколько угодно, то сейчас количество льготных поездок на Е-ticket. ограничено пятьюдесятью. Если раньше пенсионер мог бесплатно проехать на трамвае и в Харькове, и в Киеве, и во Львове — в любом городе Украины, то сейчас льгота ему предоставляется только в городе проживания, поскольку в связи с децентрализацией льготы теперь финансируются не из государственного, а из местного бюджета.
Полтава: город, где подешевел проезд
Стоимость проезда в троллейбусах Полтавы. Фото: Павел Богодистый
Пробежимся еще по нескольким украинским городам, где нет метро, зато есть большой спрос на проезд в наземом электротранспорте. Начнем с соседней Полтавы — там, кстати, тоже сейчас готовятся к запуску электронного билета, но в троллейбусах и автобусах. Трамваев в Полтаве нет, хотя они
Стоимость проезда в троллейбусах Полтавы сейчас составляет 2 гривны, а в автобусах КП "Полтаваэлектроавтотранс" — 4. Интересно, что тарифы повышали, но снова снизили на 1 гривну. В Полтавском горсовете, правда, предлагают снова повысить стоимость проезда в общественном транспорте, а перевозчики грозятся устроить массовые забастовки, но пока решение зависло на радость пассажирам.
Цены на проезд в Полтаве:
Льготы пенсионерам: пенсионеры Полтавы имеют право бесплатно ездить в троллейбусах и автобусах КП "Полтаваэлектроавтотранс".
Одесса: платим при выходе
Цены на проезд в трамваях и троллейбусах Одессы. Фото: ak.od.ua
Если держать курс южнее, то самым крупным и популярным городом на Черном море остается Одесса. Наиболее востребованным видом транспорта там считаются трамваи и маршрутки — ими можно добраться в любую часть города. Трамвайная сеть проходит по магистральным улицам центра города и предоставляет удобное сообщение с отдаленными районами, такими как Молдаванка, Пересыпь, Малый и Средний Фонтан, а также окраинами. Троллейбусы тоже присутствуют, но спрос на проезд в них не настолько высокий.
Гостей города часто удивляет тот факт, что оплата осуществляется при выходе. Стоимость проезда в одесском горэлектротранспорте несколько лет не повышали, а вот с 1 декабря 2018 года тарифы выросли на 2 гривны — с 3 до 5.
Цены на проезд в Одессе:
Льготы пенсионерам: пенсионеры Одессы имеют право на бесплатный проезд в городском электротранспорте
Львов: первые электронные абонементы в Украине
Стоимость проезда в трамваях и троллейбусах Львова. Фото: Александр Збандуто/Vgorode
Львов называют самым европейским городом Украины. Все туристические районы охвачены удобными маршрутами трамваев и троллейбусов. Ежедневно львовский электротранспорт обслуживает около 200 000 пассажиров на 9-й трамвайных и 11-ти троллейбусных маршрутах, а львовский трамвай — это один из символов города Льва, хвастаются на официальном сайте ЛКП "Львовэлектротранс".
Билеты и месячные карточки для проезда можно приобрести в сети киосков, расположенных на остановках, у водителя и даже через мобильное приложение Приват24. Кроме того, проезд во львовском транспорте можно оплачивать SMS-кой. К внедрению системы единого электронного билета здесь тоже готовятся.
Цены на проезд в трамваях и троллейбусах Львова весной 2018 года повысили с 3 до 5 гривен. В то же время, Львов стал первым городом Украины, где ввели электронные абонементы. Полуторачасовой электронный абонемент с возможностью пересадки "трамвай-троллейбус" стоит 5,5 гривен, абонемент на день — 15 гривен, на три дня — 40 гривен, а на три месяца — 420 гривен. Кондуктора не стоит ждать — их здесь почти нет, а за "зайцами" внимательно следят и штрафуют за безбилетный проезд.
Электронные абонементы на проезд во Львове. Фото: lviv.com
Цены на проезд во Львове:
Льготы пенсионерам: Львовский городской совет договорился с перевозчиками о бесплатной перевозке пенсионеров и людей с инвалидностью III группы во всем общественном транспорте — и в маршрутках, и в трамваях, и в троллейбусах.
Подытожим
Харьков по стоимости проезда приблизился к столице. Тарифы в киевских трамваях и троллейбусах выше, зато в столичном метро с проездными, которые могут приобрести все желающие, можно ездить по 6,5 гривен.
Стоимость проезда в метро, троллейбусах и трамваях в разных городах Украины. Инфографика: Елена Чернета/Vgorode
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале