Как в реальности обстоит ситуация с COVID-19 в Харькове. Фото: hromadske.ua
В больницах Харькова закончились места с кислородом для больных COVID-19. Скорые привозят “ковидных” пациентов в тяжелом состоянии с низкой сатурацией, но больницы не могут их принять. Либо просто не приезжают. Сразу говорят, что госпитализировать некуда.
Харьковчане, нуждающиеся в кислороде, остаются со своей проблемой один-на-один.
Харьковчанка Ольга рассказала Vgorode, как коронавирусом в тяжелой форме заболела ее пожилая мама, и через что ей приходится проходить.
Далее прямая речь от лица Ольги.
Мама заболела. Ей стало плохо в прошлое воскресенье (18 октября). Сначала никуда не обращались, но поднялась высокая температура, и в прошлую среду (21 октября) позвонили семейному врачу. Изначально, кроме температуры, была один день диарея, потом мама стала периодически глубоко кашлять. Врач назначила лечение, мы его выполняли. Температура спала. Но у мамы — жуткая слабость.
По результатам КТ в 15 больнице нам прямо там рекомендовали срочную госпитализацию: пневмония, низкая сатурация — 70. Прямо на КТ, в 15-ю больницу, вызывали скорую. Они отказались нас куда-либо везти, сказали: мест нет. Маме нужен кислород. А кислородных мест нет.
Участковый врач раньше спрашивала: "Температура есть? Нет — ну, хорошо, заканчивайте терапию". Но когда дело дошло до КТ, она запела: а чего ты, давай быстрее, будь понастойчивей. Воспитывала, что я как-то не так устраиваю маму в больницу.. Хотя, я считаю, это были ее прямые обязанности как семейного врача — вызывать скорую и настаивать на госпитализации. Но учитывая, что она ни разу не пришла и на маму не посмотрела... Может, она более радужно это все себе представляет.
Мы поехали сами в 17-ю больницу. Нам там отказали в госпитализации: сказали, что кислородных мест нет. Мы вернулись домой. Вечером вызвали еще одну скорую, и ситуация повторилась. Молодой человек с нами мило пообщался, позвонил — ему сказали "мест нет", и он уехал.
У нас на тот момент не было теста на коронавирус. Две скорые в понедельник посоветовали сделать его. Мы сделали его в частной клинике, и на следующий день получили положительный результат.
Тест делали в частной клинике, за свои деньги. Семейный врач на него не отправляла. Когда я заикнулась про тест, она сказала: "Ты что, хочешь время терять? Тебе надо маму в больницу класть".
На следующий день, во вторник, мы снова вызвали скорую. Настроились решительно, что пойдем до победного конца. Но в больнице просто отказывают в госпитализации... У меня есть документ об отказе.
А на скорой было ралли "Париж — Дакар"! Мы соревновались с другой скорой: кто первый приедет, тот займет место. Но оказалось, что нам все равно это место не подходило, потому что без кислорода, это была обычная койка. Естественно, нам отказали. Но прокатились мы с ветерком с Холодной горы на ХТЗ.
Мы уговорили скорую повезти нас в еще одну больницу. Там нам тоже отказали. И в итоге в скорой сказали: больше никуда не повезем, забирайте маму в свой транспорт и езжайте своим ходом — либо домой, либо по другим больницам.
Мы заехали снова в 17-ю больницу, нам в ней отказали в двух отделениях, и мы поехали домой.
Сейчас у нас дома есть кислородный концентратор, он поднимает маме сатурацию до 80-85. Нам повезло, что он у сотрудника был, и он передал... Но в любой момент он может попросить его обратно, и нужно будет отдать.
Семейный врач выписывала изначально антибиотик, лекарство для желудка и антигистаминное на ночь. Когда картина ухудшилась, добавила колоть гормон, добавила тонизирующий сироп для расширения сосудов.
Сегодня (28 октября) мы вызвали скорую. Скорая обрадовалась, увидев у нас кислородный концентратор. Еще знакомые дали нам схему лечения коронавируса, я показала...
В этом "негласном" списке — антикоагулянты, антибиотики, гормоны (они показаны исключительно тяжелым больным) и вспомогательная терапия (ингаляции с пульмикортом, аскорбиновая кислота, цинк, декристол).
Сотрудник скорой сказал: "Да, это хорошее лечение, лечитесь". В итоге мы нашли в частном порядке медсестру, поставили капельницу, и мама дышит кислородом на концентраторе.
Сейчас у мамы в основном слабость. Не кашляет, жалоб на ОРВИ или что-то такое нет. Температуры нет. Но низкий кислород в крови...
Официально схему лечения врачи не назначали. С тем назначением, которое мы достали у знакомых, к семейному врачу не обращались. А какой смысл к ней обращаться? Когда ей рассказывали про симптоматику у мамы, она говорила: “Все хорошо, все будет хорошо”. Но только до момента получения КТ. А дальше — мол, это уже не ее случай, это случай стационара. Я ее попросила дать электронное направление, но, она так этого и не сделала.
Я мужа просила: может, ты на семейного врача насядешь. А она мужу ответила: “А что — я? Вызывайте скорую”. Говорит, садитесь в скорую, езжайте в больницу и стойте там, пока не положат. Но человек не понимает, в каком состоянии пациент и насколько ужасно стоять под этими больницами. Единственный плюс — в скорой хотя бы есть кислородный баллон, можно подышать кислородом.
Сегодня ночью от отчаяния я звонила на правительственную линию, она действительно "горячая", в любое время суток. И мне ответили: "А что вы хотите? Ничего не поменяется".
Нам в скорой рассказывали: мы стоим под больницей по 4 часа в очереди, ожидая, когда освободится место. Я не знаю, как другие больные, мама молодец, что все это выдержала... Ей очень тяжело передвигаться...
Медиков тоже можно понять: они не виноваты в том, что у них нет мест в больницах. Нужно, чтобы добавили кислородные места.
Как сообщили Vgorode на “горячей линии” Харьковской области по вопросам COVID-19 (057-712-45-00), для госпитализации в больницу “тяжелого” пациента не нужно направление от семейного врача.
“Направление от семейного врача не обязательно. Скорая может сама оценить состояние больного. Показание для госпитализации — только тяжесть состояния пациента. Сатурация 70 — это показание для госпитализации. Вот только трудно сейчас куда-либо госпитализировать”, — сообщили на горячей линии.
Положить в больницу должны даже в том случае, если у “тяжелого” больного нет КТ и положительного теста на коронавирус, говорят на горячей линии.
“Для госпитализации не обязательно иметь положительный тест и КТ, должны госпитализировать по клиническим показаниям (если есть куда госпитализировать). Ведь человек же мог не вовремя обратиться, мог заболеть и через день что-то серьезное. Больного же слушают, смотрят. Главный критерий для госпитализации — низкая сатурация”, — говорит оператор.
Семейный врач приходить на дом к больному коронавирусом не обязан.
“Семейный врач по протоколу сам решает, должен ли приходить к больному, или обсуждать с ним лечение в телефонном режиме, или приглашать в поликлинику. Есть эти три варианта, и все они действуют. Врач не должен бежать к вам с направлением на госпитализацию”, — рассказали медики.
Но как “тяжелому” пациенту с коронавирусом попасть в больницу, на горячей линии не знают:
“Как попасть в больницу?.. Мы не знаем, как ответить на этот вопрос. По мере выписки, только так. Если освобождается место. Но мы не владеем этой информацией, это только сами больницы могут ответить. Если “скорая” возила пациента по больницам, значит, она старалась госпитализировать больного. Если бы была у скорой информация о наличии свободных мест, то повезли бы туда, где они есть. А раз скорой пришлось возить по больницам — значит, мест не было, и она просто пыталась госпитализировать...Скорая пытается сдать человека, даже в отсутствии мест. Показания к госпитализации есть, скорая повезла. А то, что мест в больнице нет, скорая же не виновата, она хотела добросовестно госпитализировать… Никто вам не сможет ответить на ваш вопрос. Если бы у тех же поликлиник или у кого-то была информация о местах в больнице… Но какая разница — их-то нет, этих мест. А раз мест нет — какая разница, есть эта информация у кого-то или нет”.
В Департаменте здравоохранения ХОГА Vgorode рассказали, что в сентябре больных коронавирусом госпитализировали в больницы по графику их “дежурств”. Но в октябре ситуация изменилась.
“Учитывая увеличение количества пациентов, нуждающихся в длительном лечении, в октябре был введен новый механизм, а именно — ежедневно руководители учреждений здравоохранения подают количество свободных мест в центральную диспетчерскую КНП ХОР «Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», что позволяет диспетчерам решить вопрос госпитализации больных”, — сообщили Vgorode в ответе на запрос. Почему скорые "катают" тяжелобольных пациентов под больницы, в которых нет кислородных мест, чиновники не уточняют.
В ХОГА невозможность госпитализировать "ковидных" харьковчан в тяжелом состоянии называют “острым вопросом”.
“На сегодня остается острым вопросом наличие свободных коек в лечебных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь больным COVID-19. Госпитализация пациентов осуществляется преимущественно в состоянии средней тяжести и тяжелом состоянии, требующих кислородной поддержки”, — признают в Департаменте здравоохранения ХОГА.
В тему: Смотри список: еще четыре больницы Харьковской области начнут принимать больных COVID-19
"Сейчас все сосредоточились на ж/д больницах — в них нужно провести кислородные трассы и доукомплектовать бригады врачей. Койки — это наименьшая проблема, главное — кто будет лечить, и кислород", — говорят в пресс-службе ХОГА.
Смотрите также: "Койки в коридоре, капельницы с фонариком": какие условия для больных COVID-19 в больнице под Харьковом
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины № 2122 от 17.09.2020, стационарное лечение показано в случаях средней тяжести и тяжелого течения COVID-19 с такими симптомами:
Пациенты, независимо от тяжести состояния, которые относятся к группе риска развития осложнений:
Независимо от тяжести состояния госпитализируются пациенты, у которых отмечается повышение температуры выше 38°C, которое плохо поддается коррекции (временное, не более чем на 1 - 1,5 часа снижение на фоне приема жаропонижающих препаратов с последующим ее повышением).
По данным ОГА, в Харьковской области сейчас число коек для больных коронавирусом составляет 3672. Из них обеспечены кислородом — 918 точек (в том числе 199 кислородных концентраторов). Напомним, в последние недели в Харьковской области ежедневно выявляют около 500 случаев коронавируса в сутки — и это только официально подтвержденные случаи.
В больницах насчитывается 329 аппаратов искусственной вентиляции легких и 224 койки интенсивной терапии.
“Для обеспечения учреждений здравоохранения необходимым медицинским оборудованием в условиях вероятного распространения острой респираторной болезни COVID-19 за средства областного бюджета была приобретена и поставлена медицинская аппаратура:
А тем временем все больше украинцев планируют установить кислородный концентратор в квартире. Как сообщает "Сегодня", в аренду концентраторы сдают от 1 500 гривен в месяц, но спрос — бешеный: у большинства компаний их в наличии уже нет. Купить кислородный концентратор в магазинах предлагают по предварительной записи и говорят, что спрос увеличился в 5 раз.
"Товар идет под заказ, все склады опустошены", — говорит продавец.
При этом цены на концентраторы начинаются от 28 000 гривен.
Видео: Сегодня
Видео о том, как харьковчане безуспешно пытаются пробиться в больницы, стали появляться в местных пабликах.
Кабмин максимально упрощает алгоритм действий необходимый для обустройства новых коек для больных COVID-19, сообщает официальный сайт КМУ. То же упрощение коснется и оборудования снабженных кислородом мест в больницах. Такие распоряжения приняты сегодня со слов Дениса Шмыгаля.
"Правительство максимально упростило процедуры, касающиеся обустройства дополнительных кроватей и подведения кислорода. Деньги на обеспечение коек кислородом были выделены, вы их получили. До 30 октября должны были это сделать. Никаких бюрократических преград для организации этих процессов нет. Сейчас необходимо ускорить работу, ведь речь идет о здоровье и жизни людей", — обратил внимание Минздрава премьер-министр.
В ответ глава Минздрава Максим Степанов пообещал премьеру до 1 ноября собрать статистику по областям и предоставить данные где и как выполняется это распоряжение.
Смотрите также новости о ситуации в больницах Харькова и области:
"Дышат по очереди": в Харьковской области заполнены все койки с кислородом для больных COVID-19
"Выписываем 5, привозят 10": больницы Харькова отказывают "скорым" в приеме больных с COVID-19
"Бергамский сценарий": анестезиолог рассказал о ситуации с COVID-19 в Харькове
"Деньги есть, концентраторов нет": чего не хватает харьковским больницам для пациентов с COVID-19