Громкий и скандальный провал не редкость в музыкальном мире. Однако редкость, когда проходит время, и опера, провалившаяся на премьере, признается великой.
KharkivMusicFest продолжает делиться с Vgorode интересными фактами о классической музыке. Музыкальная менеджерка фестиваля Катерина Лозенко рассказала о произведениях, которые провалились при премьерном показе, а потом приобрели всемирную известность.
"Как правило, за все время существования оперы, оперные произведения встречались публикой очень благосклонно. Конечно, провалы случались. И тогда после бурного обсуждения эти произведения забывались. Однако вы удивитесь, узнав, что оперы, которые считаются сегодня шедеврами, имели откровенно провальные премьеры", — рассказывает Катерина Лозенко.
№1 Джоаккино Россини, "Севильский цирюльник"
20 февраля 1816 года состоялась необычная премьера оперы "Севильский цирюльник" Россини. Жизнь самой популярной впоследствии оперы композитора началась с эпичного провала.
Небольшая предыстория — к зимнему карнавальному сезону один из римских театров заказал композитору оперу, но времени для работы над либретто (текстовой частью) оставалось мало. Поэтому Россини решил взять проверенную пьесу — "Севильского цирюльника" Бомарше. Однако на этот сюжет уже существовала опера композитора Джованни Паизиелло. Он написал ее в 1782 году, она имела большой успех и оставалась популярной по всей Европе на протяжении более тридцати лет. Несмотря на то, что Паизиелло дал письменное согласие, сторонники старой версии организовано сорвали премьеру — актерам приходилось выступать, соревнуясь с насмешками и криками.
Ко всему добавились обстоятельства: исполнитель роли дона Базилио, споткнувшись, разбил лицо и пел арию о клевете, вытирая кровь платком. А во время финала первого акта на сцену забрела кошка и ее бесцеремонно запихнули в кулисы. Россини оставался странно оптимистичным даже после этой катастрофы, написав матери, что "люди с нетерпением ждут второго вечера, когда наконец можно будет услышать музыку, чего не случилось вчера вечером".
№2 Жорж Бизе, опера "Кармен"
Сегодня опера "Кармен" Жоржа Бизе считается одной из самых популярных в мире, её мелодии знакомы почти каждому. Но первая постановка 3 марта 1875 года провалилась с треском. Парижская Опера Комик, заказавшая "Кармен", специализировалась на постановке произведений с моралью, но то, что они получили от Бизе, было слишком реалистично и шокирующе для публики того времени. Зрители были возмущены, и еле досидели до конца: цыганка "Кармен" показалась им совершенно непристойной.
Отвращение к ней было настолько сильным, что даже её убийство в четвертом акте не вызвало сочувствия. Опера стала катастрофой. Дальнейшие представления шли при полупустом зале. Через несколько месяцев после премьеры 36-летний Бизе умер от сердечного приступа, полагая, что написал провал. Чайковский предсказывал, что когда-нибудь это станет самой популярной оперой в мире, и не ошибся.
№3 Петр Чайковский, балет "Лебединое озеро"
Между тем, Пётр Ильич также знал кое-что о провальных премьерах. "Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу", — писал композитор о балете "Лебединое озеро" в письме к своим друзьям.
Музыку к балету Чайковскому заказали в 1875 году. Это был необычный заказ, потому что в то время "серьёзные" композиторы редко писали балетную музыку. И хотя задача была непростая — нужно было написать не просто то, что красиво звучит, а ещё и позволяет артистам чувствовать ритм и танцевать, композитор ответственно отнесся к заказу, и руководство театра было довольно работой. Чайковский получил внушительный гонорар в 800 рублей, что было вдвое больше обычного.
Однако не все артисты принимали экспериментальную, сложную для балета музыку. Ведущие артисты балета и даже балетмейстер отказались от участия в постановке и пришлось срочно искать им замену. В итоге после премьеры пресса писала:
"Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду".
№4 Сергей Рахманинов, Симфония №1
Хотя русский пианист, композитор и дирижер Сергей Рахманинов еще при жизни стал международной звездой, премьера его первой симфонии в 1897 году была признана провальной и больше не исполнялась при жизни композитора.
Премьерой дирижировал композитор и дирижер Александр Глазунов. Он любил дирижировать, но по воспоминаниям современников был медленным и неуклюжим, говорил тихо и демонстрировал мало умения проводить репетиции и раскачивать оркестр. Очевидцы вспоминали, что на репетиции Глазунов неподвижно стоял на дирижерской трибуне без движения, размахивая дирижерской палочкой. Кроме не очень вдохновляющей манеры дирижирования на репетициях Глазунов в некоторых местах изменил оркестровку и даже сделал несколько нелогичных сокращений в партитуре.
Рахманинов был обеспокоен и пытался поговорить с ним во время перерывов в репетиции, но безрезультатно. "Вишенкой на торте" стало то, что на концерт Глазунов вышел не вполне трезвый. Как результат — музыкальная катастрофа. Присутствовавший на премьере дирижер Александр Хессин вспоминал:
"Симфония была недостаточно отрепетирована, оркестр был рваным, отсутствовала элементарная стабильность темпов, не исправлено множество ошибок в оркестровых партиях, но главное, что испортило произведение, — это безжизненность, поверхностное исполнение, без вспышек эмоций или яркости оркестрового звука".
№5 Игорь Стравинский "Весна священная"
Говорят, что Сергей Дягилев, организатор "Русских сезонов" в Париже, надеялся на скандал, когда 29 мая 1913 года в Париже представил взволнованной публике "Весну священную" Стравинского. И он его получил.
В основе сюжета "Весны священной" — языческий ритуал принесения девушки в жертву. Непривычная, резкая, мрачная музыка, с беспокойным и возбужденным ритмом и с такими же угловатыми движениями танцоров, ошеломили парижскую публику. Зрители бунтовали. По словам поэта Жана Кокто, публика "смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла". Позже шум перешел в рукопашную и пришлось вызывать полицию. В этот вечер было арестовано почти 40 человек. Балет получил новое неформальное название: из "Весны священной" ("Le Sacre du printemps") он превратился в "Избиение весны" ("Le Massacre du printemps").
Критика была беспощадна, но одна из статей завершалась очень проницательно: "Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году". Спектакль через несколько лет стал собирать полные залы. Музыка из скандального балета через 30 лет вошла в мультфильм Уолта Диснея "Фантазия". А еще через 40 лет на борту аппарата "Вояджер-1" отправилась в путешествие "Золотая пластинка" с записями Баха, Моцарта, Бетховена и Стравинского.
Смотрите также:
Сын последнего гетмана и скрипач: в Kharkiv Music Fest рассказали об украинском друге Бетховена
Знай наших: в KharkivMusicFest рассказали об украинских корнях всемирно известных хитов
Скрипка за 15 миллионов, 13-часовая опера: Kharkiv Music Fest рассказал о музыкальных рекордах