Без перчаток и вееров, но с необычными акцентами: в театре Пушкина показали другого "Онегина"

В Харьковском театре Пушкина дали премьеру "Онегин". Фото: Александр Кочегура

В Харьковском академическом русском драматическом театре им. А.С. Пушкина дали премьеру — пластико-поэтическую драму в 2-х действиях по роману “Евгений Онегин". Зал был полон. Обозреватель Vgorode попытался выяснить, на что стоит обратить внимание, и поделился собственными впечатлениями.


Явление "Онегина"

"Онегин" в театре имени А.С. Пушкина — это логично. Странно даже, что его до сих пор не было. Но если обратить внимание на , там вообще мало спектаклей по произведениям русскоязычных авторов. На то есть ряд причин, которым, возможно, стоит посвятить отдельный материал. Теперь же — об "Онегине".

Первое полное издание романа в стихах "Евгений Онегин" вышло еще при жизни автора — в 1833 году. Александр Пушкин писал его более семи лет, отрывки публиковали различные периодические издания того времени. Произведение, которое неизменно пользовалось популярностью, переведено на полтора десятка языков, многократно инсценировано и экранизировано. К слову, опера, музыку к которой написал Петр Чайковский в конце XIX века, еще в 1995 году поставлена в ХНАТОБ и идет до сих пор.

Но главный режиссер театра Пушкина Ольга Турутя-Прасолова создала собственную театральную версию романа, а также занималась постановкой, сценографией, костюмами и музыкальным оформлением нового спектакля. В "техническую" группу, кроме нее, вошли: балетмейстер Наталья Федина, хормейстер Анна Красий и художник по свету Владислав Картамышев. В постановке задействованы более 20 актеров.


Говорит режиссер

Смотреть и следить за своими чувствами и эмоциями — вот первая и основная рекомендация Ольги Турути-Прасоловой. "Мне важно, чтобы зритель чувствовал, чтобы он "отключал мозг" и был открыт к восприятию. И отклик, который у него в сердце родится, это и будет оценка нашей работе", — считает режиссер.

При этом она подчеркивает, что восприятие действа не должно быть буквальным. "Всегда нужно читать между строчками. Не пытайтесь понять, почему не так, как в книге, почему не дословный пересказ. Это произведение поставлено очень много раз, и все как-то повторяют один другого. Моя задача была — не сделать не так, как у всех, а поднять те темы из произведения, которых нет у других режиссеров. Например, есть сцена, где достаточно драматично описано расставание сестер, и эту тему никто никогда не трогает, но это очень важно. Так же как то, что Онегин тяжело переживал смерть друга. Это все обычно пропускается", — отметила Турутя-Прасолова.


Говорит театровед

"Нужно смотреть спектакль, а на что там обращать внимание — это уже дело каждого", — уверена декан театрального факультета Харьковского университета имени И. П. Котляревского, театровед Яна Партола.

По ее словам, придя на спектакль, стоит не сосредотачиваться на общеизвестной сюжетной линии и поменьше слушать текст, учитывая, что звучит он со сцены не особо убедительно. "Надо идти не ради истории Евгения и Татьяны, ее и так должен знать каждый образованный человек, а пытаться разгадать те или иные коды, смыслы. Смотреть на визуальные картины и пластические образы", — подчеркивает театровед.


Говорит автор статьи

1. Если вы любите "Евгения Онегина" А.С. Пушкина и перечитываете регулярно, но не любите экранизаций и постановок, зачем досюда дочитали вообще? Никаких неожиданностей не будет (то есть, это не читки романа) — вы увидите интерпретацию режиссера, которая интересна и самобытна.

2. "Онегин" — чрезвычайно эмоционально насыщенный спектакль. Перед походом приготовьтесь переживать аж два действия. И не обманитесь гиперболизацией, которую иногда допускают в игре актеры — это прием, чтоб "достать" эмоции из зрителя.  

3. Цвет и свет. По словам режиссера, они неотделимы. Ключевой момент — дуэль, после которой все яркие цвета исчезают. В то же время, цветом выделены значимые объекты. Например, мать Лариных. Ее часто изображают пожилой, но эта героиня, по мнению Турути-Прасоловой, — яркая и красивая женщина, молодая и любящая, которая пережила свои романтические истории и не забыла о них.

4. Пластика. Она только пробирается на харьковскую сцену. В "Онегине" хореография есть даже в названии (пластико-поэтическая драма) и на нее нужно обратить внимание.

5. Музыка. Хотя, она, возможно, соответствует представлению о временах Пушкина, чем этому историческому периоду, но подчеркивает и дополняет действо. Музыка звучит не только записанным саундтреком, но и в живом исполнении актеров. Режиссер метко использует и еще один прекрасный прием — тишину.

6. Если не читали роман в стихах, не слышали кратких пересказов и не смотрели его экранизаций, знайте: спектакль может понравиться или не понравиться, как и все остальные.

7. И, да, тем, кто ждет многофигурной постановки с перчатками, веерами и жабо — , не выходя из дома. Всех остальных — милости просим на премьеру в театр Пушкина.

Все фото — Александр Кочегура

Смотрите новости о других мероприятиях в Харькове:

Лучший танцовщик века: в Харькове выступят звезды мирового балета

Днем лекции, ночью — вечеринки: каким будет Plan B-2018 в Харькове

Шуберт, Бетховен, Брамс: для харьковчан сыграют редкие симфонии великих композиторов

Обсудить эту новость можно на нашей странице в

Читай все новости в нашем канале и подписывайся на нас в

Последние новости