В чем причина: в Харькове на треть сократилось количество маршруток

В Харькове на треть сократилось количество маршруток

В Харькове на треть сократилось количество маршруток

Транспорт и инфраструктура
07 апреля 16:13

Перевозчики в Харькове перестали обслуживать треть автобусных маршрутов. Об этом сообщил на заседании постоянной комиссии Харьковского горсовета по вопросам транспорта и связи директор Департамента инфраструктуры Сергей Дульфан.

Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram

Автобусные перевозчики сегодня не обслуживают 53 автобусных маршрута из 153, предусмотренных транспортной схемой Харькова.

"Учитывая карантинные мероприятия, сокращение водительского состава в связи с оттоком водителей как с выездом за рубеж, так и переквалификацией, увеличением финансовой нагрузки в связи с постоянным ростом заработной платы, топлива и затрат на эксплуатацию в период 2020 года и трех месяцев текущего года сложилось существенное сокращение маршрутов, которые обслуживаются", — приводит слова Дульфана Харків Times.

По его словам, вместо 830 автобусов, которые должны работать на городских маршрутах, на улицы выходят 539 машин.

На городских маршрутах работают 13 компаний-перевозчиков, все договора с ними в прошлом году были перезаключены еще на 5 лет.

В условиях карантина вдвое сократились объемы перевозок — а с ними и доходы предприятий. За 2020 год автотранспортные предприятия перевезли на городских маршрутах 28,7 миллиона пассажиров, из них 18,5 миллиона — платных. В то же время, за 2019 год было перевезено 50,8 миллиона пассажиров, из них 31,4 миллиона платных.

"Согласно анализу, в дальнейшем объем перевозок всеми видами транспорта будет также сокращаться, а доходы перевозчиков будут уменьшаться", — сказал Дульфан.

"На сегодняшний день уже нечем платить заработную плату, у предприятия есть долг под 800 тыс. гривен, который уже нечем перекрывать. Если топливо прыгнет еще на гривну — просто не смогу выехать. Капиталку делать уже нечем, купить новые автобусы — это вообще не реально на те деньги, которые мы зарабатываем", — сказал депутатам директор ООО "Экспресс" Александр Степко.

Как рассказал директор ООО "Трансмейл-2012" Александр Шептура, до локдауна предприятие работало прибыльно, доходов хватало и на покупку трех новых автобусов в месяц. Проблемы у предприятия начались после введения карантина — резко упала загрузка автобусов, а утвержденный в октябре 2018 года тариф рассчитывался исходя из полной вместимости. Кроме того, в тарифе заложена минимальная зарплата 3,2 тысячи гривен. С тех пор она возросла уже на 2,8 тысяч гривен — это 14 тысяч гривен налогов на одного работающего. На предприятии работает 180 человек — только дополнительные налоги на заработною плату составляют 2,5 миллиона гривен в год.

"У нас таких резервов нет. Прибыль, которую мы имели для покупки подвижного состава — даже расходной части сейчас не хватает, не то что прибыли для закупки запасных частей… Доходов сегодня хватает на заработную плату, налоги и топливо-смазочные материалы. По статье автомобильные шины, аккумуляторы, запасные части — мы это перекрыть не можем. Мы сегодня съедаем те резервы, которые были — мы их уже за год съели", — сказал Шептура.

Если раньше его компания эксплуатировала 120 автобусов — то теперь на маршруты выходит только 41.

Серьезной проблемой он считает и дефицит на рынке труда водителей: многие уезжают работать за рубеж.

"Если ИТРовцев я где-то в состоянии найти, каких-то выпускников институтов — водителя найти невозможно", — сказал Шептура.

Также перевозчики говорят о резком увеличении среди пассажиров льготного контингента. По словам Шептуры, если раньше на его маршрутах льготники составляли 14-15%, то сегодня — до 40%. По мнению перевозчиков, частично это объясняется уменьшением количества работающих людей, которым надо каждый день добираться на работу и с работы домой: какая-то часть работников перешла на дистанционную работу, кто-то уехал. "Карантинное" требование под угрозой штрафа ограничивать количество пассажиров сидячими местами уже само по себе уменьшает заполняемость салона наполовину.

Введение e-тикетов в городском электротранспорте добавило проблем. Льготники имеют право на бесплатные 50 поездок в месяц, и многие при возможности предпочитают сэкономить льготную поездку, воспользовавшись бесплатно автобусом, считают автоперевозчики. Кроме того, льготные электронные билеты выдаются только жителям Харькова — таким образом, льготники пригорода теперь стараются пользоваться автобусами.

Кроме того, перевозчики говорят о большом количестве поддельных документов на льготный проезд. По словам представителей компаний, часть из них очень трудно отличить от подлинных, а водитель не имеет ни возможности, ни времени это сделать. Изъятие некоторого количества поддельных документов ситуацию радикально не меняет. Представители перевозчиков предложили обязать льготников предъявлять при посадке в автобус, кроме соответствующего удостоверения, еще и е-тикет — это бы позволило хоть в какой-то мере уменьшить количество пассажиров, ездящих по фальшивым документам. Однако, по словам Дульфана, такое требование не предусмотрено соответствующим законом.

Перевозчики утверждают, что просили городские власти выдать валидаторы и на автобусы — "хотя бы льготников считать". Дульфан объяснил, что валидаторы в транспортные средства устанавливает компания-инвестор, которая хочет потом получать свой доход в виде отчислений от оплаты проезда.

"Перевозчикам предлагали это сделать еще больше года назад. Просто молча все проигнорировали сделанное предложение. Я напоминаю, что разговор с инвестором шел в разрезе, что все платные тоже идут через валидатор. И все — перевозчики затихли… Либо весь финансовый поток через валидатор — либо за свои средства", — сказал Дульфан.

По словам перевозчиков, сегодня у них нет денег на приобретение валидаторов, каждый из которых стоит от 400 до 600 долларов, плюс необходимо пройти сертификацию по внесению изменений в конструктив транспортных средств.

Однако без валидаторов невозможно учесть количество льготников, чтобы потом получить компенсацию у государства.

"Всегда существовало два метода учета поездок льготных категорий: персонифицированный и расчетный. Для того, чтобы можно было воспользоваться расчетным методом, раньше предоставлялся коэффициент соотношения платных к льготникам, который выдавала статистика. Последние 6 или 7 лет статистика данного коэффициента не дает. На сегодняшний день остался только персонифицированный учет", — сказал Дульфан.

"Мы зашли в тупик. Эту проблему мы, перевозчики, решить сами не можем", — подытожил один из присутствующих на комиссии предпринимателей.

Выслушав представителей перевозчиков, члены комиссии единогласно проголосовали за продолжение заседания в закрытом режиме — журналистам предложили удалиться.

Смотрите также:

"Будем узурпировать маршрутную сеть": в Харькове появится 100 муниципальных автобусов

Читай все новости Харькова в Facebook и подписывайся на нас в Instagram и Viber.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях