Сегодня в Харькове можно насчитать десятки, а то и сотни старых зданий, которые в свое время выполняли функции так называемых доходных домов, а простыми словами — многоквартирных жилых домов, которые строили специально для сдачи квартир в аренду.
Как правило, каждый дом имел свое уникальное архитектурное исполнение. Владельцами таких домов были и частные лица, и различные организации. Впрочем, как и арендаторами. Первые этажи здания были коммерческими, остальные – жилые. Первые доходные дома начали появляться в Харькове в середине 19 века, а уже в начале 20-го в нашем городе насчитывалось свыше двухсот доходных домов на всех стратегически выгодных улицах города, в особенности на Сумской,
Дом "Саламандры"
Наверное, самым известным из подобных домов в Харькове остается бывший доходный дом страхового общества "Саламандра", украшенный ящерицами-саламандрами, которые, по легенде, охраняют здание от огня.
"Дом, сооруженный в неоклассическом стиле по проекту известного петербургского зодчего Н.Н. Веревкина, был обеспечен прогрессивными для начала ХХ века видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш", — так описывают это здание в "Путеводителе по Харькову".
История этого дома началась в 1914 году, когда всероссийское страховое общество "Саламандра" объявило масштабный конкурс архитекторов, по эскизу которых должны были возвести доходный дом. Но в конечном итоге для строительства был выбран проект архитектора Веревкина, который, кстати, и вовсе не участвовал в этом конкурсе.
Одна из самых известных историй, связанных со строительством Дома "Саламандры", повествует о том, как рабочим удалось продолжать работы, несмотря на морозные зимы в городе. Так, было создано "искусственное лето" — был натянут гигантский брезент и расставлены на стройке десятки буржуек.
Говорят, что рабочие трудились на совесть и каждую субботу получали за это дополнительный рубль от генподрядчика, который заезжал с проверкой. Если шеф не благодарил строителя, для последнего это было настоящим позором и даже могло означать, что его скоро могут лишить работы.
Дом был построен спустя два года. В 6-этажном здании размещалось 64 квартиры. Но уже после революции здесь находились учреждения, подчиненные совету народного хозяйства УССР, а сам дом именовали Домом трестов. Сейчас здание вновь стало жилым, а огромные квартиры превратились в коммуналки.
Дворец Труда
В начале века (а именно в 1916 году) нынешний известный всем харьковчанам Дворец Труда строился страховым обществом как доходный дом.
Необычным здание для того времени считалось также из-за того, что, благодаря внутреннему двору, являлось транзитом между нынешней площадью Конституции, улицей Квитки-Основьяненко и площадью Павловской.
"Шестиэтажное здание с тремя внутренними дворами, построенное в стиле неоклассицизма. На первом этаже магазины, на остальных – большие шести - и восьмикомнатные квартиры. Трапециевидное в плане здание наряду с лицевыми имело два "внутренних" корпуса, что и обусловило появление трех внутренних дворов – двух крайних глухих и центрального с выходами на Николаевскую площадь (ныне пл. Конституции) и в Горяиновский переулок (ныне ул. Квитки-Основьяненко). Жилые помещения верхних этажей получили коридорно-секционную планировку, лестничные клетки были удобно расположены в углах и посредине каждого из корпусов в боковых дворах. В центральном дворе, вокруг которого намечались помещения пассажа, не было входов на лестницы", - так характеризовали грандиозное строение в архивных документах.
В свое время это здание было ярким примером сочетания жилой и торговой функций в доходных домах.
После революции в здании разместились Народный комиссариат труда и Всеукраинский Совет профессиональных союзов. Здание стали называть Дворцом Труда. И сегодня жилая функция полностью вытеснена коммерческой, все верхние этажи здания заняты офисами.
Доходный дом Пиотровского
Следуя далее по площади Павловской, мы подходим к зданию БТИ или бывшему Доходному дому Пиотровского.
В 1911-ом купец Адам Игнатьевич Пиотровский решил построить доходный дом в не менее доходном месте — на Торговой площади 4, где часто проходили ярмарки и различные городские массовые мероприятия.
Проект был заказан харьковскому городскому архитектору Борису Николаевичу Корниенко (1871 — 1916). Но тут история дома, который должен был выполнять функции доходного, обрывается — после революции 1917 года здание приспособили под Дом колхозника с гостиничными номерами, столовой и общественными помещениями.
"Доходный дом Пиотровского представляет собой краснокирпичный четырехэтажный г- образный асимметричный периметр с оштукатуренными внешними фасадами, скошенным внешним углом и эркером в центре", - описывают дом в энциклопедии о Харькове.
В послевоенное советское время в виду массовых разрушений в городе здание бывшего Дома колхозников приспособили под центральный почтамт, который после восстановления основного здания на Привокзальной площади трансформировался в почтовое отделение, которое действовало здесь вплоть до обретения Украиной независимости. За это время был проведен ряд реконструкций исторического здания. После реконструкции 1992-го здание отдали Харьковскому бюро технической инвентаризации, а часть первого его этажа приспособили под коммерческие цели.
Последние несколько лет здание находится на реконструкции, сроки окончание которой неизвестны.
Доходный дом Селиванова
Но вернемся в Нагорный район. В этот раз — на Пушкинскую. Последние пару лет в центре скандала находился дом под номером 19 — бывший Доходный дом Селиванова – на крыше которого появилась самовольная пристройка.
В 1907 году купец Петр Максимович Селиванов начинает строительство доходного дома в три этажа с мансардой в стиле украинского модерна по проекту харьковского архитектора Александра Марковича Гинзбурга, ставшего визитной карточкой зодчего.
"Внутренние интерьеры строения продуманы с той же тщательностью, как и внешние — изящные консоли меж этажных перекрытий, винтовая лестница треугольной формы, каждая ступень которой просчитана индивидуально, покрытые растительным орнаментом балясины, маскароны лестничных площадок", — такое описание получил в свое время дом Гинзбурга.
"После сдачи в эксплуатацию изящная архитектурная жемчужина превратилась в официальную резиденцию сначала музыкальных курсов Соловьева (с 1913), а затем Фармацевтического общество Харькова, которые занимали часть площадей на верхних ярусах. Благодаря удачным проекту и угловому месторасположению на первом его в то же время этаже шла бойкая торговля бакалейными товарами, галантереей и пивом. Такое положение дел, принося хозяину немалый доход, сохранялось вплоть до вооруженного большевицкого переворота 1917 года", — так пишут об истории дома в "Путеводителе по Харькову".
В советское время здесь находился экспериментальный химико-фармацевтический институт. Позже – верхние этажи стали жилыми, а первый работал в качестве продуктового магазина.
Долгое время задние находилось в плачевном состоянии. Несколько лет назад в доме провели реставрацию. Но не тут-то было — пару лет назад на здании появилась незаконная пристройка, которая испортила общий вид известного архитектурного шедевра Александра Гинзбурга.
Доходный дом Уткина
Повернем на улицу Гоголя и пройдем до Зеркальной струи. Здесь расположился Доходный дом Уткина.
Пятиэтажное здание на Мало-Сумской было построено в 1903 году. Харьковский рантье Михаил Константинович Уткиных для воплощения в жизнь проекта доходного дома нанял одного из ведущих местных архитекторов — Бориса Николаевича Корнеенко.
"Пятиэтажное с мансардой и цоколем здание красного кирпича с характерным богато украшенным фасадом и южной круглой башней-пристройкой украшает собой северную часть красной линии застройки (цокольная пристройка выступает за ее границу) улицы Гоголя в Харькове напротив Театра русской драмы им. А.С. Пушкина, на фоне которого его выделяет изящество классических элементов рукой мастера удачно вписанных в эклектический стиль коммерческого объекта начала ХХ столетия", — так описывают строение в учебнике по архитектуре Харькова.
После революции 17-го Михаил Константинович был вывезен из Харькова. Все советское время здание использовали для размещение различных административных учреждений. Проведенная в 2010-х реконструкция вернула доходному дому под №11 на улице Гоголя прежний облик.
Доходный дом Питры
Миновав Зеркальную струю, мы выходим на улицу Чернышевскую, где на углу с улицей Петровского, ныне переименованной в улицу Ярослава Мудрого, находится Доходный дом Питры. В 1913 году, выкупив три участка земли, здесь решил построить жилой четырехэтажный дом с мезонином архитектор Владимир Покровский.
Здание он возводил для себя, потому на яркие детали романтического варианта стиля модерн (угловой эркер со шпилем, высокие декоративные щипцы крыши) не поскупился. Покровский планировал жить с семьей в квартире на 2-м этаже, сдавая остальные в аренду, однако не осилил строительство финансово. В недостроенном виде здание было заложено в Полтавский земельный банк и позднее продано дворянину Питре.
"Четырехэтажный дом с мезонином отличался от остальной скучной архитектуры по соседству. Стиль здания — романтический модерн. Вытянутая башня делает его зрительно выше. Этой же миссии служат и псевдомансарды. Флюгер, как персонаж из сказок, указывает направление ветра и предвещает перемены. Оконные проемы, балконы и фронтон украшены лепниной. Все ее элементы настолько точно выполнены, будто это настоящие цветы навсегда застыли на фасаде здания", — говорится в описании дома на портале "Прогулки по Харькову".
Когда Харьков был столицей здесь работали Центральная контрольная комиссия КП(б)У и Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.
Впоследствии, во времена СССР, здесь располагался НИИ литейного машиностроения.В настоящее время здесь находится банковское учреждение.
Доходный дом Лихонина
Сделав круг, снова возвращаемся на Сумскую. Почти по соседству с Домом "Саламандры" расположился Доходный дом Лихонина.
Двухэтажный кирпичный особняк по будущей Сумской 19 был связан с именем владельцев известного в Харькове магазина платьев для состоятельных дам купцом Каппелем.
В начале 20 века здание приобретает для открытия доходного дома Михаил Орестович Лихонин, который проводит масштабную реконструкцию комплекса по проекту Михаила Иродионовича Дашкевича, в ходе которой центральное здание вдоль красной линии Сумской было надстроено на один этаж, с дворовой стороны к нему был пристроен замыкающий п-образный периметр, а фасады решены в стиле раннего барокко.
Спустя пять лет после окончания строительства Лихонин продает доходный дом существующему с 1865 года первому страховому обществу "Жизнь". Ему он и принадлежал вплоть до переворота 1917 года.
"Горизонтальное членение первого яруса с львиными маскаронами прямоугольных оконных проемов, изящные балюстрады и чередующиеся треугольные и арочные разорванные сандрики на кронштейнах с листьями аканта второго, рисунок французского руста перечеркнутый строгими линиями замкового камня центрального фасада выгодно подчеркивают боковые и центральный ризалиты, модильоны, профилированный карниз большого выноса, львиные и женские маскароны, колонны ионического ордера, картуши, две мужских кариатиды, на плечах которых покоится балкон, а так же декорированные розетками надстройки парапета. Утонченную симметрию раннего барокко доходного дома Лихонина нарушает лишь проездная арка рядом с центральным входом", — описывают дом в путеводителе по Харькову.
Здание сохранило свой вид и сейчас, здесь располагаются офисы, магазины, кафе.
Смотрите еще статьи про историю Харькова:
От 1940-х до наших дней: как развивалось производство шампанского в Харькове
Харькову — 365: факты о городе, которых вы могли не знать
Проездные на месяц и рейтинг The Guardian: история развития Канатной дороги в Харькове
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале