Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода

Велосипед ХВЗ «Украина» В-134 — самая популярная модель велосипеда в СССР

Велосипед ХВЗ «Украина» В-134 — самая популярная модель велосипеда в СССР

События
12 декабря 2019 17:06

Харьковский велозавод (ХВЗ) – предприятие легендарное. Здесь не только выпускали широко известный велосипед "Украина", но и базировался ЦКТБ по велосипедостроению всего СССР. Его разработки выпускали почти все заводы Союза. А в самом Харькове в лучшие годы с конвейера сходило по 800 тыс. велосипедов. Но в последнее время о ХВЗ почти ничего не слышно. Что осталось от харьковского велозавода, выяснял AUTO-Consulting.


Как все начиналось


История Харьковского велозавода (ХВЗ)

История Харьковского велозавода (ХВЗ)

Для начала немного истории. Производство велосипедов в Харькове зародилось в 1915 году, когда из Риги был эвакуирован велосипедный завод Лейтнера. Он едва успел обосноваться, как грянула октябрьская революция и завод был национализирован. Только вот организовать выпуск велосипедов смогли лишь в 1923 году, после указа Харьковского губисполкома об объединении заводов Лейтнера и Блейхерта и создании первого государственного предприятия по выпуску велосипедов. Правда, завод – это было громко сказано, ведь на тот момент на предприятии было всего 50 человек. Однако практически вручную, в том же 1923 году ХВЗ уже выпустил первые образцы веломашин.

В 1924 году кустарным образом удалось выпустить уже 1000 велосипедов. В 1926 году в производство была запущена первая модель с названием "Украина", которую ХВЗ успешно производил до Второй мировой войны. Всего за предвоенные годы с конвейера завода успело сойти около 1 млн. велосипедов. Летом 1941 года ХВЗ был эвакуирован в Узбекистан, и начал выпуск там военной продукции.

Харьковский велозавод (ХВЗ): раритетные фото

Харьковский велозавод (ХВЗ): раритетные фото (взяты с сайта "Харьков Турист")

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 1

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 2

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 3


Возвращение в Харьков и послевоенные модели


Велосипед ХВЗ

Велосипед ХВЗ

После освобождения Харькова ХВЗ вернулся в родной город, но к выпуску велосипедов смог вернуться не сразу. Первой послевоенной моделью стал велосипед ХВЗ В-14, который удивительным образом напоминал немецкие велосипеды. По репарации завод также получал из Германии и ряд комплектующих, поэтому на первых послевоенных велосипедах ХВЗ можно встретить немецкие втулки фирмы Fichtel&Sachs.

На первых послевоенных велосипедах ХВЗ можно встретить немецкие втулки фирмы Fichtel&Sachs

На первых послевоенных велосипедах ХВЗ можно встретить немецкие втулки фирмы Fichtel&Sachs

В 1950 году ХВЗ начинает выпускать новую модель В-110 "Прогресс", разработанную харьковским ЦКБ Велостроения. Аналогичную модель передают для производства и на другие велозаводы СССР. В 50-е годы в Харькове Филипп Александрович Прибылов разрабатывают легендарный велосипедный двухтактный двигатель ХВЗ Д-4 мощностью 1 л.с., с помощью которого любой велосипед можно было переоборудовать на моторизированный транспорт. И именно в Харькове выпустили их первую партию, а в 1956 году производство этих двигателей было передано в Ленинград. Конструкция двигателя Прибылова оказалась настолько удачной, что модификации этого мотора выпускали вплоть до 90-х годов.

В 1950 году ХВЗ начинает выпускать модель В-110

В 1950 году ХВЗ начинает выпускать модель В-110 "Прогресс"

В 1960 году ХВЗ переходит на выпуск новой модель В-120, которой решено вернуть историческое название "Украина". Она станет не только самой массовой продукцией ХВЗ, но и фактически визитной карточкой завода на долгие годы.

Велосипед

Велосипед "Украина" стал визитной карточкой ХВЗ

Еще одной из знаковых продукций ХВЗ стали туристические, шоссейные и спортивные многоскоростные модели различных серий. "Турист", "Спутник", "Спорт", "Чемпион-шоссе", "Старт-шоссе" - эти модели пользовались огромной популярностью и считались самыми лучшими в СССР.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 4

В 1958 году ХВЗ начинает выпускать и первый в стране моторизированный велосипед ХВЗ В-901, а его улучшенную версию В-902 разработки харьковского ЦКТБ передают для производства на Львовский велосипедный завод, который в последствии станет ключевым производителем мопедов и мокиков в СССР уже под именем ЛМЗ.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 5


По 800 тысяч велосипедов в год


ХВЗ выпускал по 800 тыс. велосипедов в год

ХВЗ выпускал по 800 тыс. велосипедов в год

В лучшие времена ХВЗ выпускал по 800 тыс. велосипедов в год (ежедневно по 3000 шт сходило с конвейера), а всего здесь произвели почти 30 млн. велосипедов 70 различных моделей. Малокубатурных двигателей Д-4, Д-5, Д-6, Д-8 и их модификаций на разных заводах было выпущено почти 10 млн. штук.

В последние годы о ХВЗ практически ничего не слышно, да и велосипедов с таким брендом на популярных площадках продаж не встретишь. Что же представляет из себя сегодня велозавод?


Что осталось от Харьковского велозавода


Что осталось от Харьковского велозавода

Что осталось от Харьковского велозавода

"Харьковский велосипедный завод им. Петровского" располагался по адресу Московский проспект, 118.

Однако на подъезде уже нет никаких вывесок, указателей и логотипов велозавода. Какие-то склады и магазины стройматериалов. 

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 6

На вопрос "А где велозавод?", прохожие странно посмотрели и указали на все те же здания.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 7

Да, ни одного упоминания о ХВЗ здесь уже нет. Оказалось, что админздания по периметру уже не имеют отношения к предприятию. Здесь расположились магазины, офисы и даже квартиры. Оказывается, один из корпусов переделали на квартиры. Теперь тут живут люди.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 8

Заехать на заводскую территорию оказалось легко. Минуя ворота, оказываемся в декорациях к фильмам об апокалипсисе. Руины, битый кирпич, снятые двери.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 9

На этом фоне есть островки-оазисы. Это чьи-то склады, не имеющие отношения к велосипедному производству.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 10

Если присмотреться, то в апокалипсисе есть жизнь. Некоторые уцелевшие здания оккупированы различными фирмами. Что здесь только не делают. В основном какие-то слесарные мастерские.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 11

О бывшем величии ХВЗ напоминают только покосившиеся вывески на цехах и корпусах. А еще огромные трубы котельной, которая уже давно не дымит.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 12

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 13

Журналисты принялись искать остатки производства велосипедов, возможно, оно сохранилось в каком-то цеху. Но никто так и не смог толком показать дорогу к месту производства велосипедов.

Музея велосипедов также не нашли.

По телефону представители компании-дистрибьютора велотехники ХВЗ – фирмы "ЮСИ" заверили, что велосипеды ХВЗ еще выпускаются, правда не смогли уточнить где именно и в каком объеме. В 1999 г. именно "ЮСИ" стала акционером "Харьковского велосипедного завода" и до сих пор имеет эксклюзивное право на продажу всего ассортимента продукции, который выпускается этим предприятием.

По словам представителя отдела продаж, доля отечественных комплектующих в нынешнем модельном ряде велосипедов ХВЗ уже далеко не 100%. В Харькове еще делают рамы (и то не на все модели), обода колес, багажник и ведут сборку. С каждым годом процент покупных позиций увеличивается. И даже на сайте "ЮСИ" уже представлены китайские велосипеды.

В линейке ХВЗ пока еще велосипед "Украина" и "Турист", но долго ли они смогут противостоять китайскому импорту? Очевидно, что лучшие времена для этих моделей остались в прошлом.

Судя по увиденному, ушли в небытие не только Харьковский велосипедный завод, но и целая велосипедная отрасль Украины. От былого величия останется только память и редкие, теперь уже, коллекционные модели ХВЗ.

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 14

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 15

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 16

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 17

Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода фото 18

Смотрите еще статьи из раздела "История Харькова":

От 1940-х до наших дней: как развивалось производство шампанского в Харькове

Проездные на месяц и рейтинг The Guardian: история развития Канатной дороги в Харькове

Харькову — 365: факты о городе, которых вы могли не знать

Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook

Читай все новости в нашем канале Telegram и подписывайся на нас в Instagram и Viber

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях