На руки не выдаем: как харьковчанину получить свою медкарту в поликлинике

Что делать, если медкарту не выдают на руки пациенту

Что делать, если медкарту не выдают на руки пациенту

События
12 июня 2018 13:58

Как разозлить врача? Спросите у него про план и ход вашего лечения. Или — самое страшное — попросите показать вам вашу же медицинскую карту.

Специфическое развитие украинской медицинской сферы привело к тому, что врачи в отношениях с пациентами ведут себя как “хозяева судьбы”, а пациенты чувствуют себя просителями, неуместными и зависимыми. И все больше украинцев начинают понимать, что их жизнь — сугубо их ответственность, контролировать ход своего лечения — нормально, нужно и, главное, законно.

Какие права есть у пациента и что делать если эти права нарушают, рассказали Vgorode юристы Андрей Кристенко и Александр Семак.

 


На что пациент имеет право?

 


Законодательство Украины, а именно ЗУ “Об информации”, говорит, что каждый имеет право на свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законом (об этом ниже). Об этом говорит и статья 285 Гражданского кодекса: совершеннолетнее лицо имеет право на достоверную и полную информацию о состоянии своего здоровья. А еще о процессе лечения, выписанные препараты и тому подобное. Эти данные пока что фиксируются в бумажных медицинских картах пациентов, но совсем скоро их заменят электронные.

Ознакомиться с медицинскими документами, которые вас касаются, можно в любой момент. Между тем, в больницах мы все еще часто слышим: “вот при выписке возьмете эпикриз, в нем все и увидите!”. Врач обязан не просто “дать бумажки”, но и объяснить пациенту (если он того хочет): какое сейчас состояние его здоровья, для чего предложены те или иные исследования и лечебные мероприятия, прогноз возможного развития заболевания, есть риск для жизни и здоровья и тому подобное. Причем объяснить это все в понятной, доступной пациенту форме.

Что касается детей, людей с ограниченной дееспособностью и недееспособных — закон дает право получать информацию о состоянии их здоровья их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям.

 


Почему нужно иметь информацию о состоянии своего здоровья?

 


Как минимум, пять причин. Во-первых, вы просто имеете право знать, что происходит. Во-вторых, просматривая такие записи, вы можете вспомнить, что не сообщили врачу про какие-то другие заболевания или назначенные другим врачом препараты. В-третьих, что бы там не думали постсоветские врачи, вы имеете право на дополнительную консультацию и на то, что в цивилизованной практике называется second opinion: взгляд другого специалиста на ваш вопрос. Хороший врач, на самом деле, будет только рад проконсультироваться с коллегами — это может дать новую точку зрения и уберечь от ошибок.

В-четвертых, бывают ситуации, когда после одной больницы вы внезапно попадаете в другую, и хорошо бы не терять время на пересылку информации, а иметь все при себе.

Наконец, если в вашем лечении будут допущены ошибки и вы захотите отстоять свои права в суде, вам надо будет иметь на руках все доказательства. Не хотелось бы бросать тень на всех медработников, и все же случаи, когда целые страницы исчезают из медицинских карт (а то и сама карта исчезает) мы как юристы встречали не один раз. Поэтому полезно собирать всю информацию о своем здоровье на каждом этапе.

 


Что говорит международное право?

 


Важной в этом отношении является правовая позиция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В ряде его решений четко говорится о том, что врач обязан предоставлять пациенту исчерпывающую информацию про:

- состояние его здоровья,

- особенности осуществления запланированного лечения (что вам будут делать, каким образом, что будет происходить с вашим организмом в это время и т.д.),

- возможные риски лечения (в том числе приема препаратов).

Если врач этого не делает, он нарушает статью 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в части о праве каждого на частную жизнь).

То есть, вы имеете право принимать решения относительно распоряжения собственным телом (это ваша частная жизнь), а значит — имеете право знать, каково состояние вашего здоровья сейчас, и какими будут последствия медицинских процедур — чтобы иметь возможность взвешенно принимать такие решения.

В частности, в решении ЕСПЧ по делу Р.Р. против Польши (R. R. v. Poland, 2011) отмечается, что своевременный доступ к информации о собственном здоровье является особенно важным тогда, когда состояние здоровья резко меняется и способность человека принимать самостоятельные решения уменьшается.

 


Когда пациент не может получить информацию?

 


Существует единственная ситуация, при которой медработник может по собственному решению пациенту ограничить доступ к отдельным медицинских документов или предоставить неполную информацию о состоянии здоровья. Это случай, когда информация о болезни может ухудшить состояние пациента и/или повредить процессу лечения.

Однако признаков такой ситуации и критериев, какая информация повлияет на состояние, а какая нет, в законодательстве нет. Это и дает возможности непорядочным врачам манипулировать законодательными нормами, и не давать всем своим пациентам информацию о ходе их лечения.

 


Как действовать, чтобы получить медицинскую информацию о себе?

 


Чтобы предупредить ожесточенное сопротивление медицинских работников, пациенту не стоит ругаться с медицинским персоналом — это ставит вас в невыгодное положение.

Прежде всего, просто спросите у врача, можете ли вы взять свою медицинскую карту для ознакомления. Имейте в виду, что вы имеете право только посмотреть ее, сделать фотокопии, переписать оттуда все что вам нужно и т.д. Но не имеете права ее забирать с собой — это документ, и врач несет за него ответственность.

Если вам отказали, напишите заявление на имя главного врача учреждения. В заявлении ссылайтесь на статью 11 Закона Украины "Об информации" и статью 285 Гражданского кодекса Украины — которые закрепляют ваше право на доступ к такой информации. А еще — на статью 39 Основ законодательства Украины об охране здоровья: она закрепляет и ваше право получать медицинскую информацию, и обязанность медицинского персонала ее предоставлять.

В приемной главного врача требуйте, чтобы ваше заявление зарегистрировали, и обязательно узнайте входящий номер этого документа (это может понадобиться в суде).

Менеджмент больницы обязан предоставить вам письменный ответ безотлагательно, но не позже пятнадцати дней. Большинство таких недоразумений завершаются на этом этапе, поскольку этот ответ будет фиксировать или правонарушения со стороны больницы, или обязанность врача ознакомить вас с соответствующей информацией.

Если же и главный врач откажет в доступе к медицинской информации, вы можете подать иск в суд. Так считает Конституционный Суд Украины, который еще в 1997 году выступил на стороне пациентов в этом вопросе. В деле Устименко Суд отметил, что “в случаях отказа в предоставлении или умышленного сокрытия медицинской информации от пациента, членов его семьи или законного представителя они могут обжаловать действия или бездействие врача непосредственно в суд или по собственному выбору, в медицинское учреждение или орган здравоохранения (то есть до местного, районного или областного управления здравоохранения)”.

СМОТРИ ЕЩЕ:

 

Медреформа в Харькове: новые правила — уже в июле

Электронная очередь от А до Я: как попасть на прием к врачу по записи через Интернет

Вызов врача по-новому: что изменится для харьковчан

 

Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook

Читай все новости в нашем канале Telegram

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях