Следствие определило основную и второстепенные причины авиакатастрофы Ан-26 под Харьковом. Об этом сообщил начальник отдела Главного следственного управления Государственного бюро расследований Вадим Приймачок на брифинге 13 мая.
Основная причина авиакатастрофы — полеты конвейерным способом для экономии времени и топлива. Также в ГБР сообщили о перегрузке самолета и нехватке навыков у экипажа.
Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram
"Основной причиной трагедии является незаконное разрешение руководителями полетов на аэродроме "Чугуев" взлетов указанного самолета конвейерным способом. Такие разрешения происходили в течение последних четырех полетов перед трагедией, что фактически привело к тому, что во время захода на последний взлет конвейером была обнаружена поломка системы ПРТ-24, которая свидетельствовала о некорректной работе левого двигателя, — сказал Вадим Приймачок. — Однако в связи с тем, что происходил взлет конвейером, указанная поломка не могла быть обнаружена экипажем своевременно и была обнаружена на этапе взлета, при скорости, которая уже не позволяла осуществить посадку, так как в данном случае могли быть непредсказуемые последствия".
"Экономили время и топливо"
В ГБР говорят, что руководство по летной эксплуатации самолета Ан-26 и его дополнения не предусматривают возможность взлета конвейером.
"Такой способ посадки-взлета предусмотрен руководством по летной эксплуатации для других самолетов, преимущественно для реактивных, которые имеют реактивные двигатели. Кроме того, этот способ взлета предполагается в дневное время суток", — сообщил Вадим Приймачок.
По данным ГБР, руководство допускало полеты конвейером с целью экономии топлива и времени.
"Осуществление взлета способом конвейера осуществлялось с целью экономии времени на полеты, а также топлива, которого не хватало для обеспечения надлежащего выполнения программы летчиков и штурманов", — говорит Вадим Приймачок.
По его словам, такие полеты происходили не только в день катастрофы, но и ранее, с другими членами экипажа.
"Действительно, топлива не хватало, но это не давало права ни руководителям, ни командующим Воздушных сил, ни другим руководителям военным за счет экономии времени и топлива рисковать жизнью и здоровьем курсантов. Уставы писались кровью, — сказал Вадим Приймачок. — В салоне должно быть не более 10 курсантов-штурманов, для которых определены 10 рабочих мест. С каждым из них проводит работу во время полета штурман-инструктор. Если за штурвал самолета садится курсант-летчик, не имеющий соответствующих навыков, с курсантами-штурманами на борту— это то же, что для водителя автобуса во время первой поездки заполнить полный автобус людьми".
В ГБР также говорят, что руководство полетов не имело права "экономией топлива и времени переполнять салоны самолетов, нарушать учебные программы", поскольку учебные программы курсантов-летчиков и курсантов-штурманов отличаются.
"Если, например, первый полет для курсантов-штурманов должен был выполняться 40 минут, то другое упражнение, которое выполнял летчик, предусматривало продолжительность 12 минут. 12 минут самолет был в воздухе, а записано было курсанту-штурману в летную книгу, что он летал 40 минут. Мы видим, что есть ускорение программ, фальсификация программ обучения курсантов", — отметил Приймачок.
В ГБР также назвали ряд других причин падения Ан-26.
Перегрузка самолета
По данным следствия, в самолете было больше людей, чем разрешено.
"Еще одной из причин установлено то, что во время учебных полетов на выполнение решений командования и руководства университета допускались полеты самолетов с превышением их допустимой взлетной и посадочной массы. В частности, происходило постоянное смешивание членов экипажа, курсантов, и постоянная перегрузка количества курсантов на борту самолета. В нашем случае, что касается 25 сентября, на борту самолета вместо нормативно определенных 10 курсантов-штурманов находилось до 20, то есть в два раза больше", — пояснил Вадим Приймачок.
Нехватка навыков
Еще одной причиной трагедии стал "незаконный допуск к выполнению полетов командиром экипажа, который не имел права вообще в этот день выполнять полеты ночью". Более 11 месяцев он не восстанавливал навыков ночных полетов.
"Вследствие того, что экипаж был недостаточно подготовленным к полетам ночью, при отсутствии помощи со стороны группы руководства произошло его падение", — говорят в ГБР.
Жертв авиакатастрофы могло быть больше
Двое курсантов Харьковского национального университета Воздушных сил не полетели на самолете Ан-26Ш в день, когда произошла катастрофа.
"Установлено, что предусматривались еще два курсанта на этот полет, однако из-за счастливых для них обстоятельств они в этот день не полетели и фактически остались живы", — сказал Вадим Приймачок.
Следователи также установили, что к полетам в качестве помощников командира экипажа допустили двух четвертокурсников, "которые не имели права выполнять указанные обязанности, поскольку были только на стадии прохождения соответствующей программы учений".
Напомним, в авиакатастрофе Ан-26, которая произошла 25 сентября под Харьковом, погибли курсанты Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба и экипаж самолета; один из курсантов скончался в больнице утром 26 сентября. Выжил только один курсант.
Все об авиакатастрофе Ан-26 — в материале: Более 20 погибших: под Харьковом разбился самолет (обновляется)
Полеты на самолетах АН-26Ш в Харьковской области возобновили спустя пять месяцев — в середине февраля 2020 года.