Харьковская прокуратура не будет судиться с институтом низких температур. Из-за окон, которые поставили на траву во время ремонта, пожилому завхозу института грозил срок до 5 лет и штраф в 1,2 миллиона гривен.
Сегодня, 23 сентября, адвокат Лариса Матвеева сообщила, что уголовное производство о служебной халатности и возмещении вреда за размещенные на траве окна закрыто. Прокуроры не будут направлять материалы в суд.
Что случилось
В Харькове прокуратура обвинила научный институт в загрязнении экологии из-за того, что после ремонта на траве оставили старые окна. Гособвинители считают, что из окон в грунт попала краска, что привело к непоправимому вреду экологии.
Теперь научному институт грозит штраф в 1 миллион гривен, а завхозу — 5 лет тюрьмы. Как сообщают "Факты ICTV", при этом прокуратура годами не может остановить работу коксового завода, который отравляет выбросами полгорода.
В харьковском институте низких температур работают ученые, которые проводят физические и математические исследования. Недавно в помещении института начали ремонт.
72-летний Владимир Репин пришел в институт лаборантом 50 лет назад, сейчас он заведует хозяйственными делами. Когда получил подозрение в халатности — слег с гипертонией: за невывезенные старые окна ему грозит тюрьма.
"Окна меняем, где хватает у нас денег. Вот, на первом этаже два окна поменяли, на втором этаже, в рабочих корпусах", — рассказывает Владимир Репин.
В прошлом году старые рамы сложили во дворе. Но ревизия экологов зафиксировала это, приказала вывезти окна и выписала штраф — 800 гривен. В институте выполнили предписания, но контролеров это не остановило: они выставили ученым счет за загрязнение грунта — 1,2 миллиона гривен.
Видео: Факты ICTV
"Определенные экологические последствия. Пройдет дождь, и то, что было впитано в оконные рамы, может попадать и негативно влиять на верхний слой грунта", — говорит Инесса Сосина, и.о. Госэкоинспекции в Харьковской области.
Но работники института настаивают: старые окна — не мусор, а вторсырье. Это признали эксперты из НИИ имени Бокариуса.
"У нас нет радиации, нет вредных работ и излучений. Мы с химией не работаем. Какой вред мы нанесли? Как могли навредить деревянные окрашенные окна? Из них в землю ничего не уходит", — рассказывает Владимир Репин, заместитель директора по общим вопросам Физико-технического института низких температур.
Экологи сами признались: грунт из института на исследование не брали, поэтому вред для окружающей среды — теоретический. Но он может привести к реальному тюремному сроку: Владимиру Репину из-за невывезенных окон за служебную халатность грозит до 5 лет тюрьмы.
"Поскольку это учреждение государственное, земля, на которой оно находится и которой пользуется, находится в собственности государства. Потерпевшими является соответствующий департамент и государство Украина", — сообщил пресс-секретарь областной прокуратуры Дмитрий Чубенко.
Адвокат подозреваемого Лариса Матвеева говорит: в этом деле силовики проявили небывалую активность. 72-летнего мужчину, который ни от кого не прятался и ходил на работу, объявляли в розыск. На следственные действия выезжали группы прокуроров, привлекали даже СБУ. Адвокат уверена: налицо признаки предвзятого следствия, и за это прокуроры и экоинспекция должны быть наказаны.
"Ни о какой законности, ни о какой непредвзятости речь там не идет. Там исключительно давление на институт. Надеемся, что это закончится, и мы в любом случае восстановим и законность, и справедливость", — говорит Лариса Матвеева.
При этом промышленным гигантам за загрязнение окружающей среды экологи выписывают копеечные штрафы. Например, за разлив тонн нефти в Черном море из затонувшего танкера "Delfi" экоинспекция посчитала убыток государству в размере 450 000 гривен, а харьковскому НИИ за окна на траве — в 3 раза больше. К слову, дело об убытках в суде первой инстанции экологи уже проиграли.
Напомним, харьковский коксохим за вредные выбросы и отсутствие разрешений на них оштрафовали на 272 гривны. Во время внеплановой проверки на заводе экоинспекция обнаружила в воздухе содержание вредных веществ, но из-за нехватки разрешений выяснить, превышают ли они норму, оказалось невозможным.
Отметим, что всего полгода назад Геннадий Кернес посетил Коксохим. Тогда директор завода рассказал, что на предприятии пытаются уменьшить количество токсичных выбросов: "факел" погасят, и завод будет работать на минимальной мощности — менее 10%.
К слову, погасить "факел" Коксохима в Харькове обещали еще в 2013 году. На выбросы предприятия жалуются жители Новой Баварии и других районов города. В 2019 году харьковчане обратились с петицией о переносе Коксохима к президенту, но она не набрала нужного числа голосов для рассмотрения.
31 августа харьковчане перекрыли дорогу с требованием закрыть коксохимический завод.