В 2020 году исполняется 120 лет со дня открытия магазина "Ведмедик" в Харькове. Какой же была история известного всем харьковчанам кондитерского магазина?
От "Жоржа Бормана" до "Ведмедика"
Как указано на Харьковской бисквитной фабрики, фирменный магазин фабрики Жоржа Бормана открылся в Харькове в 1900 году. Он сразу завоевал симпатии горожан и гостей города.
Магазин расположился в доме Гладкого на Николаевской площади. Его интерьер в стиле барокко создавал известный в Харькове мастер-краснодеревщик М. М. Москаленко: высокие потолки с изящными люстрами и старинной лепниной; деревянные шкафы, украшенные позолотой и зеркалами; витрины, украшенные огромными пирамидами коробок с конфетами, разрисованных узорами из цветов, пасторальными и историческими сценами; макеты "рогов изобилия", из которых сыпались конфеты-деревяшки, завернутые в яркие фантики, в вазах и плетеных корзинах сверкали тянучки и помадки. Вечером витрины подсвечивались керосиновыми или электрическими лампами.
Удачным рекламным ходом стал выпуск кондитерских изделий с различными серийными этикетками. Например, серия "Бумажные изделия" учила сворачивать из бумаги петушков, зайцев, белочек, модели самолетов и тому подобное. На этикетках для монпансье серии "Русские писатели" можно было не только увидеть портреты Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, но и прочитать цитаты из их произведений. Также были серии шоколада "Географический атлас", "Коллекция жуков", "Народы Сибири", "Спорт" и многие другие.
В 1922 году, после Октябрьской революции, первая государственная кондитерская фабрика бывшего товарищества "Жорж Борман" была переименована в кондитерскую фабрику "Октябрь". Фирменный магазин Жоржа Бормана получил такое же название. После Второй мировой войны магазин был известен как "Кондитерські вироби" на Тевелева".
В 1974 году, согласно "Справочнику городской телефонной сети", магазин уже назывался "Ведмедик".
Магазин, единственно уцелевший из внушительного списка харьковских кондитерских магазинов начала ХХ века, стал фирменным магазином Харьковской бисквитной фабрики, сохранив название "Ведмедик". Интерьер магазина не поменялся и сегодня: все те же деревянные витрины с позолоченными элементами и зеркалами, тонкая роспись на потолке, изящные люстры, деревянные шкафчики, логотип "Жорж Борман" и воздух, пропитанный ароматом шоколада.
Видео:
Поставщик Двора Его Императорского Величества
Как "Мой Харьков", Григорий Борман выступал одним из наиболее крупных промышленников Российской империи, получил звание Поставщик Двора Его Императорского Величества и право наносить на свою продукцию государственный герб.
Он сумел создать не просто успешное предприятие, а завоевать любовь и доверие покупателей. "Жорж Борман" на рубеже 19–20 веков был не просто торговым знаком. Это был настоящий знак качества.
Именно благодаря Григорию Борману Харьков вошел в число лидеров по производству кондитерских изделий в Российской империи. Почти у каждого харьковчанина название "Жорж Борман" ассоциируется со старинным и очень уютным интерьером магазина "Ведмедик", потрясающим ароматом шоколада и яркими жестяными банками с двумя большими буквами ЖБ.
Кондитерская лавка на Невском
1862 год. В доме №21 по Невскому проспекту открывается маленький кондитерский магазин. Казалось бы вполне рядовое событие для Санкт-Петербурга. Но иногда незначительный случай становится первой страницей в большой истории. Этот маленький магазин положил начало одному из самых успешных кондитерских производств Российской империи конца 19 – начала 20 века. Магазинчик сделает фамилию владельца не просто известной, а превратит в узнаваемый бренд, своеобразный знак качества "Жорж Борман".
Для взыскательной петербургской публики в специальной лаборатории изготавливали свежие фруктовые конфеты. Их изготовление осуществлялось непосредственно в день продажи. Во всех цехах фабрики Григорий Борман требовал соблюдения почти стерильной чистоты, а работников обязывал носить белые халаты. За появление на рабочем месте без халата или его неудовлетворительный вид следовало строгое взыскание, вплоть до увольнения.
Жорж Борман — выходец из семьи обрусевших немцев, сын известного петербургского фармацевта Николая Бормана. Получив начальное образование, молодой человек поступает на естественное отделение Санкт-Петербургского университета. Только вот продолжателем династии Борманов-фармацевтов Григорий Николаевич не стал, променяв фармакологию и медицину на кондитерское ремесло. Объясняя причину принятия подобного решения все источники ссылаются на одну и ту же историю.
В студенческие годы Григорий Борман подрабатывал продавцом в кондитерском магазине. Владельцев лавки, бездетную, пожилую пару, поразили старание молодого человека и его заинтересованность процессом изготовления сладостей. Поразили настолько, что спустя время они решили передать магазин в собственность Григорию. В названии магазина, а затем и фабрики, молодой человек решил увековечить свое имя и фамилию, назвав его "Жорж Борман". Следует отметить, что хотя при рождении ему дали имя Григорий, которое указано во всех официальных документах, дома его называли Георгием или на французский манер Жоржем.
Вероятно, не только дорогой подарок пожилых кондитеров, но и финансовая поддержка отца позволили двадцатипятилетнему Борману основать собственное дело. Ведь новоиспеченный владелец магазина понимал, что в середине 19 века столичную публику не удивишь пирожными и конфетами. А вот шоколадом, да еще и изготовленном на глазах у покупателей, можно. Для чего требовалось механизировать производство.
За короткое время производство, начавшееся с одной ручной машины для изготовления шоколада, превратилось в одно из наиболее крупных и известных в Российской империи. Это стало личной заслугой Григория Бормана, его энергии и коммерческой хватки, умелого управления финансами.
В 1866 году он покупает шоколадную фабрику на Английском проспекте у кондитера Генриха Пфейфера. В 1870 году продукция фирмы "Жорж Борман" завоевывает бронзовую медаль, а Григорий Борман берет кредит для строительства новых фабричных корпусов.
Через шесть лет, в 1876 году Григорию Николаевичу присвоили звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", первому в отрасли. В 1878 году качество кондитерских изделий фирмы "Жорж Борман" подтверждается золотой медалью Всемирной выставки в Париже. В 1880-е годы даже в самых отдаленных уголках Российской империи знали торговый знак "Жорж Борман". Продукция фирмы с одинаковым успехом продавалась как в роскошных магазинах, так и в мелких лавках.
Стремительно росли и капиталы Григория Бормана. Уже в 1869 году он получил свидетельство купца 2-й гильдии. Следует отметить, что для получения подобного звания устанавливался минимальный размер капиталов — 20 тысяч рублей. Состояние Бормана значительно превысило необходимую сумму. В дальнейшем, как крупный промышленник, Григорий Николаевич получит также звание мануфактур-советника и потомственного гражданина Санкт-Петербурга.
Секреты технологического процесса
В конце 1880-х годов фабрика Бормана в Санкт-Петербурге ежегодно перерабатывала до 1,4 тысяч тонн сахара, 393 тонн какао, 74 тонн миндаля, 246 тонн фруктов, 1,7 тонн ванили. Объемы изготовляемой продукции достигали 2,5 тысяч тонн в год. Если сравнивать с современными объемами производства "Харьковской бисквитной фабрики" — около 40 тысяч тонн кондитерских изделий в год, то цифра покажется более чем скромной. Но для конца 19 века это был достаточно высокий показатель.
Создать настолько мощное предприятие Григорию Борману позволила механизация всех этапов производства. Сердцем фабрики "Жорж Борман" стала паровая машина мощностью 48 лошадиных сил и два паровых котла мощностью 56 и 36 лошадиных сил. В качестве топлива использовали уголь. Вырабатываемая машиной энергия приводила в действие 60 самых разнообразных машин: для обжарки какао-бобов, их дробления и получения тертого какао, пресса для отжима какао-масла, мешальной и растирочной машин для изготовления шоколадной массы и многих других.
В журнале "Всемирная иллюстрация" за 1882 год описывается процесс изготовления шоколадных конфет с различными начинками. Для их производства использовали крахмал, которым наполняли большие плоские ящики. На тщательно выровненной крахмальной поверхности, при помощи специальных гипсовых форм, делали углубления. Каждое углубление аккуратно заполняли кремом или ликером. Через некоторое время жидкость начинала засахариваться и на ее поверхности образовывалась крепкая оболочка. Полученные конфеты сверху покрывали шоколадной массой и охлаждали.
Вращающийся медный котел особой конструкции позволил изготавливать столь редкое в Российской империи французское драже, покрытое глазурью из сахара и фруктового сока. Полностью механизированным было изготовление мармелада и русской пастилы. Чистка яблок, отделение мякоти и ее растирание с сахаром, соком или яичными белками, производилось при помощи машин. Подогрев яблочной массы осуществлялся не на открытом огне, как на других фабриках, а при помощи водяного пара. Это позволяло прогревать массу более равномерно и улучшило вкусовые характеристики готовой продукции.
Интересен тот факт, что на фабрике "Жорж Борман" использовали только натуральные продукты. Так, плитка шоколада состояла из тертого какао, какао-масла, сахара, ванили. Для изготовления леденцов и монпансье использовали сахар рафинад и фруктовый сок — ананасовый, яблочный, вишневый, из персиков, груш, малины, земляники, красной смородины, лимонный или апельсиновый. Какие-либо усилители вкуса и примеси отсутствовали.
Главной задачей своей фабрики Григорий Борман считал производство кондитерских изделий высокого качества, но по доступной цене, удовлетворяющих запросы самых широких слоев общества. Ассортимент торговой марки "Жорж Борман" поражал разнообразием. Покупателям предлагали около 200 наименований различных сладостей: конфеты "Ушки", "Реванные головки", "Цукатики", "Жмурка", "Жорж", "Арак", "Аленушка", "Лоби-Тоби", "Сампьючай", печенье "Мария", "Альберт", "Князь Игорь", "Тю-тю", карамель "Конфети".
Фабрика по производству шоколада и бисквитов в Харькове
В 1893 году, после учебы в коммерческой академии Лейпцига, в Санкт-Петербург вернулся сын Григория Николаевича Бормана, Георгий. Единственный наследник довольно быстро включился в семейный бизнес. Начинается новая страница в истории сладостей "Жорж Борман".
Полученные в Германии знания о кондитерском производстве и технических новинках позволяют Геогрию уже в первые годы произвести модернизацию производства и расширить его мощности. В 1895 году отец и сын реорганизовывают фирму в товарищество "Жорж Борман" на паях (аналог современной акционерной компании) с основным капиталом 300 тысяч рублей. Это позволило поднять доходы фабрики на качественно новый уровень. Управление товариществом Григорий и Георгий осуществляли совместно, занимая должности директора-распорядителя и директора соответственно.
Желая расширить рынки сбыта, Григорий Борман принимает решение о строительстве новой кондитерской фабрики в Харькове. Выбор был не случайным. В конце 19 века Харьков выступал одним из крупнейших промышленных и торговых центров Российской империи. Население составляло около 174 тысяч человек. Кроме того, через город проходило несколько железнодорожных магистралей, что значительно облегчало отгрузку товара в южные губернии империи.
В 1896 году по ул. Коцарская, 24 начинают работать первые линии новой фабрики товарищества "Жорж Борман" по производству шоколада и бисквитов. Современное европейское оборудование позволило наладить мощное производство, сохранив при этом высокое качество сладостей и относительно низкие цены. Так, производство какао-масла осуществлялось при помощи гидравлического пресса, а охлаждение шоколадной массы в холодильных камерах.
В начале 20 века объемы выпускаемой харьковской фабрикой продукции достигали 2,8 тысяч тонн кондитерских изделий в год, общей стоимостью 2 млн. рублей. Ассортимент продукции включал какао, шоколад, шоколадные торты, более 200 наименований шоколадных и фруктовых конфет, мармелад, зефир, карамель, леденцы, монпансье, пастила, драже, пряники, печенье, бисквиты, варенье и сиропы.
Управлял работой харьковской фабрики непосредственно Григорий Николаевич, который покинул столицу и поселился в нашем городе.
Особенности фирменного стиля
Если изготовление сладостей владелец фабрики старался максимально механизировать, то их упаковка производилась исключительно вручную. Специально обученные женщины аккуратно укладывали печенье и леденцы в яркие жестяные баночки, заворачивали каждую конфету и плитку шоколада в соответствующую бумажную обертку.
От качества упаковки значительно зависела сохранность и свежесть кондитерских изделий. По этой причине, уже при петербургской фабрике в 1870-х годах Григорий Борман организовал собственное производство тары. В отдельном помещении работали три мастерские: по изготовлению картонной упаковки — бонбоньерок, жестяных банок и деревянных ящиков, используемых при транспортировке. Для упаковки сладостей, выпускаемых харьковской фабрикой, использовалась продукция петербургских промышленников Моисея Кока и Меера Бирмана. В конце 19 века, по предложению Григория Бормана, они основали в нашем городе завод жестяных изделий.
Понимая, что зачастую хозяйки используют жестяные банки из-под продукции "Жорж Борман" в хозяйстве, руководству фабрики пришла действительно гениальная идея — выпускать банки с названием того продукта, который будет впоследствии в ней храниться. Так, появилась серия печенья "Смесь для хозяек". Жестяные банки вместо привычного названия печения стали украшать надписи "Мука", "Рис", "Кофе", "Сахар".
Но основными потребителями продукции "Жорж Борман" оставались дети. Стараясь удивить юных покупателей и занять их пытливый ум, в коробки с зефиром и конфетами вкладывали заготовки для бумажных поделок (оригами) и подробную инструкцию по их изготовлению. На обертках шоколадных плиток из серии "Детский волшебник" размещали описания занимательных опытов, которые ребенок мог провести у себя дома. Так, из рюмки наполненной водой и накрытой плотным листом картона, а также бечевки детям предлагали изготовить маятник. Интересно сколько рюмок в харьковских домах начала 20 века разбили юные естествоиспытатели, прежде чем опыт удавался?
На коробочках с монпансье изображали портреты выдающихся поэтов и писателей — Пушкина, Достоевского, Толстого, а также цитаты из их произведений. Привлекали интерес покупателей тематические серии шоколада "Географический атлас", "Коллекция жуков", "Народы Сибири", "Спорт", вернее их красочные обертки.
Продукция фирмы всегда отличалась ярким, узнаваемым дизайном. Но и без интересных историй и красочных упаковок продукция "Жорж Борман" пользовалась огромным успехом у покупателей. Две заглавные буквы ЖБ на фоне стилизованного изображения печати из красного сургуча. Товарный знак всегда размещался в центре, иногда заменяя собой изображение государственного герба и многочисленных медалей международных и всероссийских выставок.
Магазины Товарищества "Жорж Борман"
С открытием кондитерской фабрики Григорий Борман не перестал заниматься делами своего маленького магазинчика на Невском проспекте, ставшего, как бы сказали сегодня, фирменным. По мере увеличения объемов производства в Санкт-Петербурге открывались новые точки розничной продажи сладостей "Жорж Борман". В начале 20 века их количество достигло девяти.
Привыкший удивлять своих потребителей, Григорий Борман и торговые помещения превращал в своеобразные музеи кондитерских изделий. Витрины магазинов "Жорж Борман" поражали прохожих вычурным оформлением — каскад из лент и искусственных цветов спускался на бонбоньерки обитые атласом и бархатом, пирамиды из ярких жестяных банок. В плетенных корзинах и вазах притягательно сверкали ириски и помадки, на которые из "рога изобилия" сыпались леденцы в разноцветных фантиках. А вечером витрины подсвечивались керосиновыми или электрическими лампами.
В начале 20 века фирменные магазины открылись и в нашем городе: в доме №4 по ул. Екатеринославской (сейчас Полтавский шлях), №5 по ул. Рыбной (сегодня Кооперативная) и в доме Гладкого на Николаевской площади (сейчас площадь Конституции). Последний не прекращает свою работу и сейчас. Только вот в 1910-е годы харьковчане покупали сладости в магазине Товарищества "Жорж Борман".
С установлением советской власти и национализацией фабрики горожане шли за конфетами и печеньем все по тому же адресу, но уже в магазин "Октябрь". После войны продолжалась работа под вывеской "“Кондитерские изделия” на Тевелева". И только ближе к 1970-м годам за магазином закрепилось современное название "Ведмедик". Интерьер магазина, в отличии от названия, не менялся.
После 1917 года
Даже в условиях Первой Мировой войны фабрики "Жорж Борман" сохраняли объемы производства и товарищество успешно приращивало капиталы. Но грянул 1917 год. Политическая, а вместе с ней и социально-экономическая ситуация в стране резко изменилась. Да и сама страна изменилась. Товарищество "Жорж Борман" прекратило свое существование, а фабрики и магазины в Санкт-Петербурге и Харькове перешли в собственность государства.
Григорий Николаевич Борман умер 25 декабря 1918 года в Харькове, на 82-м году жизни. Его единственный сын Георгий эмигрировал годом ранее. Поселившись во Франции, он продолжил заниматься любимым делом, открыв кондитерский магазин в Париже. Пусть в довольно скромных масштабах, пусть в другой стране, но Георгий Борман продолжал семейное дело.
Когда-то выпускник Санкт-Петербургского университета оставил занятия фармакологией, чтобы всю жизнь производить гораздо более приятное лекарство — сладости.
Смотрите еще актуальные новости об истории Харькова:
Выставки во время оккупации, возвращение экспонатов: Харьковский исторический музей отмечает 100 лет
Легендарные модели и многолетняя история: что осталось от Харьковского велозавода
От 1940-х до наших дней: как развивалось производство шампанского в Харькове
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале и подписывайся на нас в