За прошедший уик-энд выставку "Предметы" Гамлета Зиньковского и Bob Basset’а в Харькове посетили более 2000 человек. Директор ЦСИ "Ермиловцентр" Наталья Иванова говорит, что за время ее работы с подобным интересом к выставке не встречалась.
Смотри фоторепортаж Vgorode с открытия выставки "Предметы", которую презентовали 14 сентября.
Как сообщили Vgorode организаторы, около тысячи посетителей в день открытия выставки пришли в "ЕрмиловЦентр", чтобы по своему усмотрению прочитать историю о Городе, рассказанную художниками с помощью различных предметов. Ими стали девятнадцать кожаных масок и стимпанковая собака Bob Basset’а, стена с несколькими сотнями ножниц, которые Гамлет Зиньковский двенадцать лет собирает по всему миру, и повседневные предметы, художественно переосмысленные Зиньковским. Кроме того, художники представили совместную видеоработу, снятую в Париже, и предложили зрителям (не) стрелять по художественным объектам в тире. Выставка продлится до 21 октября. Вход традиционно свободный.
Разные стороны города
"Предметы" Гамлета Фото: Михаил Никипелов
Художники вынашивали совместный проект полтора года — впервые художники заявили о своих намерениях еще в мае 2017 года во время Ночи Музеев в том же "ЕрмиловЦентре". В определенной степени "Предметы" стали результатом их совместных путешествий в Лиму (Перу) и Париж, а еще — совместных прогулок по городу и рефлексий о нем. Воплотить замысел помогла молодая харьковская кураторка Виктория Бавыкина, которая вместе с художниками сформировала концепт "Предметов": выставки, рассказывающей о различных сторонах города.
Искусствовед Зоя Звиняцковская, побывавшая на выставке "Предметы", полагает, что Гамлет Зиньковский и Bob Basset, по ее мнению, — наиболее урбанистически направленные современные художники Украины.
"В том, что делает Bob Basset, для меня очень много Харькова, — говорит Зоя Звиняцковская. — Его работы крайне урбанистичны, они — о городе как об определенной структуре, и если в Украине есть стопроцентный город без примесей, "настоящий" Город — то это Харьков. Мне очень нравится придуманное им определение — "техноромантизм", ему явно комфортно в городе как структуре, и тем гомункулам с шестернями вместо глаз, которые он создает, — тоже комфортно. Его город — здоровый и динамичный, он развивается и создает новые формы. Зато история отношений с городом Гамлета, по-моему, — другая. Он будто тяготится городом и одновременно не может его покинуть, потому что любит. Поэтому он фиксирует скорее инфернальную сторону городской культуры, промежутки и щели в структурах, историю распада и самостоятельной жизни элементов систем, другую сторону города".
Концепция выставки
Стимпанковая собака Bob Basset’а Фото: Александр Збандуто
Экспозиция выстроена таким образом, что как бы приглашает на прогулку по городу, где пересекаются реальные предметы нереальных миров — с, напротив, фантасмагорическими созданиями, что непонятно каким образом оказались в нашей реальности. Есть завешанное черной тканью начало, коридор, в конце которого посетителей встречает подвешенная в воздухе стимпанковая собака Bob Basset’а. Есть стена, где Гамлет в своем узнаваемом стиле написал сформулированную куратором концепцию — так же, как он пишет на стенах домов.
Визуальная доминанта выставки — стена площадью примерно пятьдесят квадратных метров, увешанная коллекцией собранных Гамлетом ножниц. Боковые пространства заполнены масками Bob Basset’а, причем в одном из них художник приглашает зрителя к игре: маски проступают через антикварные зеркала с вытравленной амальгамой. Ты смотришь в зеркало (различные зеркала рассчитаны на разный рост) — и видишь вместо своего лица — маску.
"Больше всего мне понравился этот ход с масками и зеркалами, — делится художница Оксана Солоп. — Ты смотришь в старинное зеркало и видишь в отражении вместо своего лица — маску. Можно спроецировать на себя образы, которые создает Bob Basset, я ими восхищаюсь, они будто из других миров".
Сергей Петров считает желание человека надеть маску — одним из древнейших и самых естественных. "Несущественно, живем ли мы в первобытном доаграрном обществе или в постиндустриальном урбанистическом: маска — это не просто игра, это защита, это попытки изменить себя и свой способ взаимодействия с миром, — говорит художник. — Люди часто просят дать примерить наши маски, и я нашел способ, как это сделать — интересно для людей и нетравматично для арт-объектов".
Социальный эксперимент
Социальный эксперимент на выставке "Предметы" Фото: Александр Збандуто
В нижнем зале выставки — зона оригинального социального эксперимента. "Мы устроили своеобразный арт-тир, — говорит Bob Basset. — В качестве мишеней — два графических портрета Гамлета и моя маска. И ружья. Станешь ли ты стрелять в арт-объект, в определенной степени — еще и в лицо? Мы не могли предвидеть реакцию людей. Впрочем, люди активно включились — и теперь я владею уникальной маской, сильно потрепанной публикой".
Куратор Виктория Бавыкина объясняет, что инсталляция с тиром исследует отношение современного зрителя к феномену актуального искусства. Реакции зрителей стали явными и ощутимыми, ведь каждый смог воспользоваться (или не воспользоваться) возможностью физически повредить художественное произведение. "Искусство — это не только акт-созидание, а и смерть, а затем — перерождение. И постоянная нехватка фидбэка от зрителя, огромная лакуна между теми, кто создает искусство — и кто его потребляет, создает невозможность адекватно понимать зрительские реакции, чувства, эмоции по отношению к показанному", — комментирует Виктория.
Стена ножниц
Стена ножниц из коллекции Гамлета Фото: Александр Збандуто
О взаимодействии публики с искусством рассказывает и "стена ножниц", которая с первых же минут превратилась в селфи-зону — аналогично тому, как фонами для инстаграм-фото становятся муралы Гамлета в городе. "Двенадцать лет назад мне приснилась огромная стена, на которой висят ножницы. С тех пор я начал их коллекционировать: находил по объявлениям, на барахолках по всему миру. Я не знаю, сколько в коллекции экспонатов, но даже семиметровой стены не хватало для экспозиции. Наконец-то сон стал реальностью, и я вижу эту стену перед собой", — рассказывает художник Гамлет Зиньковский.
Ножницы из коллекции Гамлета Фото: Александр Збандуто
В коллекции художника — ножницы для самых разнообразных целей: от обычных маникюрных к ножницам для стрижки овец, обрезания свечей и даже вареных яиц, датированные ХІХ веком. Есть даже ножницы, созданные в ХІІ веке, состоящие из двух лезвий и куска стали. Художник говорит, что ножницы для него — символ отсечения всего лишнего. Кроме ножниц, Гамлет представил свою коллекцию повседневных предметов, которые он попытался художественно переосмыслить: длинное черное пальто с надписью "Харьков в пальто", элементы мебели, канистры и пила "Дружба" и многое другое.
О других проектах Гамлета и студии Bob Basset
Неделей ранее во время Non Stop Media в харьковской Муниципальной галерее открылась другая выставка Гамлета, "7-ое правило", — серия графических рисунков, их Гамлет создавал ежедневно в течение года. А 18 сентября в Харьковской филармонии состоится презентация новой книги Сергея Жадана "Антенна", которую иллюстрировал Гамлет Зиньковский, фактически сделав из нее артбук. Этими проектами художник демонстрирует способность работать в различных жанрах и техниках, на пересечении разных видов искусства и в коллаборациях.
Работа в коллаборациях и на пересечениях традиционна и для студии Bob Basset, чьи маски появляются то на модных показах (Givenchy, стилиста Panos Yiapanis, украинских брендов sasha.kanevski и Valery Kovalska), то в музыкальных клипах и фильмах (Metallica, Slipknot, Avril Lavigne, Korn, в фильме "Параллели" кинокомпании RSA Films английского режиссера и продюсера Ридли Скотта и других). Так, две маски, экспонированные на выставке, появляются в недавно представленном клипе известной литовской группы Beissoul & Einius. В целом же маски, показанные в рамках проекта, были созданы в разные временные промежутки от 2004 года до настоящего времени. Некоторые находятся в частных коллекциях и были представлены публике впервые.
Директор "ЕрмиловЦентра" Наталья Иванова говорит, что полтора года посетители и журналисты спрашивали о проекте: его, очевидно, ждали. Но на такой ажиотаж даже не рассчитывали. "Не припомню такого количества людей на открытии экспозиции в Харькове, — признается директор. — Это как в фильме "Выход через сувенирную лавку", когда Тьерри Гетта открывает выставку в Лос-Анджелесе и под галереей создается огромная очередь. Было очень много молодежи, и это означает, что эти авторы для нее — значимые, что молодые люди следят за новыми тенденциями, интересуются современным искусством, а следовательно — и мы делаем правильные вещи".
Гамлет и солистка группы Pur Pur Ната Смирина Фото: Виталий Сидоренко
Открытие выставки "Предметы" Гамлета Зиньковского и Bob Basset’а Фото: Виталий Сидоренко
"ЕрмиловЦентр" перед открытием Фото: Михаил Никипелов
Смотрите новости о других мероприятиях в Харькове:
Прятали Госпром и звуком двигали предметы: как в Харькове прошли Научные пикники
Приходи и ты: харьковчан приглашают на бесплатные экскурсии в цирк
Скрой личность — открой душу: харьковчан приглашают на масштабный маскарад
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале