Новость - Транспорт и инфраструктура - Готовься к новшествам: как будут работать электронные билеты в Харькове
Единый проездной, о котором в Харькове говорят не первый год, уже в октябре может стать реальностью: горожане смогут купить "тикет" и воспользоваться автоматизированной системой оплаты проезда. "Сегодня" выяснила, готовы ли к новшеству сотрудники электротранспорта, как новую систему воспринимают пассажиры и готовы ли оплачивать проезд пластиком.
По теме: Есть ответ: когда в Харькове заработают электронные билеты
Повезло им: какие города первыми получат e-билет
Ездить по-новому: сколько будет стоить единый электронный билет в Харькове
Пассажиры
О том, что единый электронный билет совсем скоро появится в обороте, пассажиры стали догадываться, заметив необычные черные коробки на поручнях в некоторых трамваях и троллейбусах.
"Корпуса под будущие валидаторы, которые буду принимать электронные билеты, — это пока и все, что есть. Самой техники нет, а когда будет, неизвестно", — говорит водитель троллейбуса №3, который курсирует между центром города и районом ХТЗ.
Для харьковчан процесс перехода от стандартной "живой" оплаты за проезд кондуктору до электронных расчетов вряд ли будет болезненным — есть опыт метрополитена, где можно оплатить проезд картой или купить разовый билет. Но все же жители города побаиваются проблем с выдачей, пополнением и заменой единого проездного.
"Меня волнует вопрос пополнения этой карточки: где будут установлены терминалы, легко ли я смогу пополнить счет", — говорит харьковчанка Елена Солонец.
Пока не понимают харьковчане и того, как можно будет оплатить проезд в трамвае и троллейбусе, если проездного не оказалось под рукой.
В депо
Чиновники настаивают, что автоматизированная система позволит более точно учитывать пассажиров, а водители троллейбусов и трамваев пока не до конца понимают, как будут работать в ближайшем будущем.
"Мне нужно сдать под конец дня определенную выручку. Как она будет собираться, мне все равно: будет это делать кондуктор или компьютер. Тут другая проблема: как заставить человека платить и как это проверить? Надеяться на сознательность наших граждан не стоит. В этой ситуации помогут либо турникеты на входе, либо контролеры, которые будут проверять пассажиров через каждые две остановки", — поясняет водитель троллейбуса №6 (перевозит харьковчан от станции метро "Гагарина" до Основы).
А вот кондукторов будущие нововведения не радуют: они опасаются, что могут остаться без работы.
"Пока ничего точно не знаем, но если говорится об уменьшении расходов на перевозку пассажиров, то, скорее всего, речь идет о нашем сокращении", — сетует кондуктор трамвая №20 (возит пассажиров с Южного вокзала на Алексеевку).
Правила
На последней сессии горсовета депутаты приняли "Правила внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском электрическом транспорте", а также правила пользования трамваем, троллейбусом и метро. Первое, что бросилось в глаза, — понятие кондуктор в них вовсе отсутствует, но появляется контролер, который и должен будет следить за тем, чтобы пассажиры оплачивали проезд при помощи "ручного терминала-считывателя".
Сама система будет состоять из трех уровней и работать по принципу передачи информации с валидаторов на бортовой компьютер, а оттуда на центральный серверный узел, который будет собирать и хранить данные. Количество валидаторов в транспортном средстве будет равно количеству дверей, а один бортовой компьютер будет находиться в кабине водителя.
Сами билеты будут двух видов — многоразовые электронные, которые должны отвечать типу MIFARE Plus, и разовые. Для льготников будут свои проездные. Оплачивать проезд картой можно будет через валидатор, а разовый билет необходимо будет закомпостировать. Также правила запрещают оплату в трамваях и троллейбусах наличными.
Электронным билетом пассажир сможет пользоваться когда угодно и неограниченное количество раз, а вот разовые будут действительны всего сутки и зарегистрировать их в системе можно только раз. Если вдруг транспортное средство сломалось, то в течение часа пассажир может пересесть на другой транспорт и при этом не оплачивать проезд снова. Этот электронный билет также будет действителен и в метро.
Электронные проездные и разовые билеты можно будет купить или пополнить в пунктах продажи, которые появятся на остановках общественного транспорта.
Как заверили "Сегодня" в мэрии, новую систему презентуют через неделю-две.
"Мы завершаем подготовительные работы к введению автоматизированной системы учета. У нас на руках находятся электронные билеты, уже скоро их увидят и харьковчане", — сказал заммэра по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов.
Транспорт — в смартфоне
Чиновники обещают вовремя информировать пассажиров о работе городского электротранспорта. По правилам, которые подписали в мэрии, планируют создать сайт, где разместят информацию о схемах маршрутов, расписание движения трамваев и троллейбусов. По замыслу пассажиры смогут отслеживать, где в данный момент находится интересующий их транспорт. Посмотреть информацию можно будет не только на стационарном компьютере, но и в спецприложении на смартфоне.
СМОТРИ ЕЩЕ:
Вплоть до 500 гривен: автоматы в харьковском метро будут принимать любые купюры
До 18 гривен: какие маршрутки из Харькова подорожают
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале