Духи "Наташа", крем "Красный мак": какой косметикой пользовались харьковчанки в ХХ веке. Фото: easyladys.com
В Советском Союзе хорошая косметика была дефицитом. Какой косметикой пользовались харьковчанки раньше и какие тенденции в индустрии красоты можно проследить сейчас.
Под лозунгом борьбы за гигиену началось производство первых советских косметических средств. В 1922 году было создано Московское ТЭЖЭ, и в СССР появились духи, пудра, помада и одеколон. Долго время советская косметика оставалась дефицитом, пишет "Мой Харьков".
В 30-е духи «Красная Москва» стали символом советской парфюмерии и пользовались у женщин большой популярностью. В это время секс-символ советской моды — женщина-работница, которая успевает и дома, и в общественных делах, и на производстве, и при этом не забывает следить за собой, и выглядит опрятно, но не вульгарно. В 1930-е в СССР появляются первые косметические кабинеты. Поход к косметологу в то время считался невиданной роскошью.
В 1936 году появилось Главное управление парфюмерно-косметической и эфирно-масличной промышленности, и в дальнейшем вся отечественная парфюмерно-косметическая продукция выходила уже под маркой «Главпарфюмер». Одним из первых товаров этой марки был крем «Красный мак».
Олицетворением модной женщины 30-х годов были популярные актрисы и певицы, такие как Наталья Розенель, Клавдия Шульженко, Эдит Утесова, Ада Войцик и другие.
Главной деталью макияжа военных 40-х годов стали ярко накрашенные губы, а косметическая продукция ТЭЖЭ и дальше пользовалась спросом.
После войны в стране, которая потеряла большую часть мужского населения, женщинам приходилось конкурировать между собой за внимание мужчин. На формирование послевоенного образа харьковчанок заметно повлияло увлечение внешностью звезд западного кинематографа. В моду вошли ярко-красные губы, подкрашенные карандашом брови в форме дуги, накладные ресницы, которые можно было приобрести на черных рынках и наклеить с помощью канцелярского клея.
В 1947 Союз начал борьбу с «пагубным влиянием Запада» и модные тенденции начали отставать от европейских минимум на 10 лет.
В 1950-х модными образами для подражания дальше служили актрисы западных кинолент и отечественные певицы и кинозвезды. Косметикой пользовались мало, а любимым продуктом оставалась помада. В стране продавалась в основном советская косметика и парфюмерия. Чтобы достать что-то импортное, приходилось изворачиваться.
В этот период харьковчанки начинают активно пользоваться услугами салонов красоты. Хорошие парикмахерские и косметические кабинеты всегда имели большие очереди. Журналы пропагандировали услуги профессионалов в сфере красоты и постоянно напоминали, что советская женщина должна быть модной и ухоженной. В 1956 году с выходом фильма «Карнавальная ночь» иконой моды стала актриса Людмила Гурченко.
Когда появился эстонский журнал «Силуэт» в 1957 году, женщины начали еще больше интересоваться модой.
В 1950-1960-х появилось молодежное движение стиляг. Они наследовали яркой послевоеннной европейской моде, в которой было много легкости и кричащих цветов.
Девушки-стиляги носили платья с пышными юбками, выразительные аксессуары, делали яркий макияж. Образ стиляг выделялся на фоне типичных советских представлений о красоте. Работающие на руководящих должностях советские женщины в основном презирали стиляг и больше подражали стилю министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Первые леди страны в это время не отличались особой элегантностью.
В шестидесятые становятся популярными стрелки. Их рисовали обычным карандашом для рисования, так как карандаши для глаз были в дефиците.
В магазинах можно было приобрести порошковую пудру в картонных коробочках и помаду невысокого качества в некрасивых пластиковых цилиндрах. Теней для век в продаже не было. Тушью начали пользоваться в конце 60-х. Наиболее популярной была «Ленинградская». Это был прямоугольный брусок, который следовало увлажнить и нанести полученную пасту на ресницы с помощью жесткой пластиковой щеточки. Особым спросом у харьковчанок пользовались кремы для рук и лица, вазелин и лаки для ногтей очень низкого качества.
В 1970-х годах ассортимент косметической продукции пополнился тенями, которые наносили чуть ли не до бровей, и постепенно стали символом целой эпохи. Популярными тенями были «Елена» и Ruby Rose.
Женщины чаще стали использовать тушь. Густой тональный крем «Балет» стал основой макияжа. Вместо пудры часто использовали тальк или зубной порошок, вместо румян — помаду. Духи «Наташа» пользовались огромной популярностью.
Вот как писал журнал «Силуэт» о моде 70-х: "Время высоких начесов давно миновало, и нет причин жалеть об этом. Но отсюда не следует, что теперь полудлинные волосы можно просто закладывать за уши!"
В начале 80-х стало гораздо больше самой разной косметики, расширилась также палитра. Макияж стал ярким, выразительным, почти экстремальным. Популярным стал лак для волос «Прелесть», благодаря которому закрепляли начесы. Пределом мечтаний харьковчанок была косметика марок «Ланком», «Диор», «Эсте Лаудер». Позволить такое могла далеко не каждая женщина.
В 1987 году появился первый выпуск журнала «Бурда», в котором можно было прочесть о трендах в одежде и косметике.
С распадом Советского Союза женщины наконец-то получили возможность пользоваться зарубежной косметикой и прикоснулись к веяниям моды европейских стран и Америки. Любимой прической девушек 90-х были кудри.
На губы наносили помаду с блеском, на веки – блестящие тени, а скулы подчёркивали яркими румянами. Одним из принципов макияжа 90-х был минимализм. Это проявлялось в естественности и предпочтении матовых оттенков. Для пудры с румянами – натуральные персиковые и розовые тона, для помады – телесный, терракотовый и коричневый, для контура губ – более тёмный цвет.
Макияж 2000-х можно охарактеризовать одним словом – сияние. Харьковчанки пытались добиться его с помощью блесков для губ. В те времена был популярным Glam Shine от L’Oreal Paris.
Он не был стойким по сравнению с современными блесками, но это не помешало ему успешно продаваться и считаться украшением женской косметички. Как и в 90-х, девушки любили яркий макияж. Чтобы подчеркнуть глаза, они использовали не привычные тени, а цветную тушь. Парфюмерии уделялось особое внимание. Популярными в 2000-х у харьковских женщин были духи Incandessence от Avon и туалетная вода Freya от Oriflame.
После нулевых появился практически неограниченное предложение косметики и парфюмерии на любой кошелек. «Гламурный» макияж считается безвкусицей, в почете – нюдовый.
После десятых арсенал из привычной туши, теней и румян пополняют хайлайтер и консилер. Любимыми марками считаются L’Oreal Paris, Max Factor, Maybelline New York и многие другие. Пользуются спросом духи французских марок (Chanel, Dior, Montale), а также нишевого сегмента. Также популярными становятся лосьоны и спреи для тела от Victoria’s Secret.
Хочется отметить, что все эти периоды объединяет одно – стремление женщин быть красивыми и ухоженными. Интересно, будет ли популярен макияж через 10 лет, если сейчас все больше женщин стремится к естественности? Время покажет.
Смотрите также:
Знакомимся ближе: десять выдающихся харьковчанок ХІХ века
Красные фонари, желтые билеты: история публичных домов Харькова в 19 веке
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram и подписывайся на нас в Instagram и Viber