Электронная цифровая подпись: зачем она нужна харьковчанам и как получить

Как получить электронную цифровую подпись в Харькове. Иллюстрация: censor.net.ua

Как получить электронную цифровую подпись в Харькове. Иллюстрация: censor.net.ua

События
19 мая 17:51

Многие украинцы слышали об электронной цифровой подписи, но не знают, что это и какая от нее польза. Vgorode узнал, зачем нужна ЭЦП и как ее получить онлайн и оффлайн в Харькове.

Что такое электронная цифровая подпись

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это альтернатива подписи от руки. Она имеет ту же самую юридическую силу, но выглядит не как росчерк на бумаге, а как файл, полученный в результате преобразования набора электронных данных о человеке.

К цифровой подписи прилагается "сертификат ключа" — электронный документ, который связывает данные для проверки электронных подписей с определенным гражданином. Такой сертификат заверяется электронной цифровой подписью поставщика услуг — центра сертификации ключей.

Электронная цифровая подпись действительна в течение года, после чего нужно заново получать к ней сертификат. Существует и "усиленная" версия ЭЦП, которая действует в течение двух лет.

Зачем нужна электронная цифровая подпись

С помощью ЭЦП можно подтвердить личность в государственных онлайн-сервисах и подписать электронные документы. Е-подпись часто используется бизнесом для подачи налоговой отчетности через Интернет и госслужащими при подаче электронных деклараций.

Пригодится ЭЦП и рядовым гражданам. С ее помощью можно получить некоторые справки и услуги онлайн, не выходя из дома, например:

  • подать документы на субсидию;
  • получить справку о несудимости;
  • получить справку о трудовом и страховом стаже в Пенсионном фонде;
  • получить справку о доходах пенсионера для назначения субсидии;
  • подать заявление на назначение или пересчет пенсии;
  • подать заявление на регистрацию брака;
  • зарегистрировать рождение ребенка, оформить "детские" выплаты и другие услуги е-Малятко;
  • получить справку о составе семьи;
  • зарегистрировать место жительства;
  • подать заявление на регистрацию авторского права;
  • подать электронную петицию на сайте iGov или обращение к чиновникам;
  • зарегистрировать общественную организацию;
  • получить доступ к Государственному земельному кадастру.

Список услуг, которые можно получить онлайн с помощью ЭЦП в Украине, периодически пополняется.

Как получить ЭЦП в Украине

Получить е-подпись можно в аккредитованных центрах сертификации ключей (АЦСК). Актуальный список таких центров публикуется на сайте Министерства юстиции по ссылке. На момент написания материала в список АЦСК входили государственные органы (Офис Генпрокурора, казначейская служба, МВД и другие) и некоторые банки.

Получить электронную цифровую подпись в Харькове можно онлайн через сайт "Приватбанка" или оффлайн в одном из АЦСК. 

Как получить ЭЦП онлайн через Приватбанк: инструкция

Получение ЭЦП таким способом доступно только для клиентов банка. Если у вас есть карта "Приватбанка", этого достаточно: вы являетесь его клиентом, и информация о вас есть у банка. Услуга получения ЭЦП в "Приватбанке" — бесплатная.

Чтобы получить электронную цифровую подпись через "Приват 24", нужно авторизоваться на сайте сервиса по ссылке. Для этого введите номер телефона и пароль или отсканируйте QR-код с помощью смартфона.

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

Также в систему получения ЭЦП можно зайти через свой аккаунт в десктоп-версии "Приват 24" по ссылке, открыв меню "Все услуги" в верху страницы, затем — "Бизнес", затем — "Скачать сертификат".

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

После авторизации проверьте правильность данных. Если данные в заявке некорректны, то нужно обратиться в службу поддержки по телефону 3700. Если же все заполнено правильно, то нажмите кнопку "Данные верны".

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

Теперь нужно придумать пароль к хранилищу ключей: минимум 8 символом латиницей, включая цифры.

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

После заполнения полей пароля на телефон приходит СМС-сообщение с кодом подтверждения, который нужно ввести на сайте. Также не забудьте поставить галочку, что вы ознакомлены с условиями предоставления банковских услуг и подтверждаете корректность данных.

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

После того, как система выдаст сообщение, что сертификат ЭЦП успешно создан, на электронную почту должно прийти письмо о том, что на ваше имя выпущена электронная цифровая подпись.

Скриншот: privat24.ua
Скриншот: privat24.ua

При этом после появления такого сообщения начинается автоматическая загрузка файла. По умолчанию файл с электронной подписью сохранится в папку "Загрузка". Советуем переместить этот файл в отдельную папку на одном из жестких дисков компьютера, чтобы он не потерялся при очистке папки или переустановке операционной системы.

Где получить электронную цифровую подпись в Харькове

Если вы не являетесь клиентом банка, то получить ЭЦП можно и оффлайн. Но для этого придется собрать пакет документов.

Государственная фискальная служба

Как сообщают в ГФС, в Харькове можно получить "усиленную" цифровую подпись, которая действует 2 года. Услуга — бесплатная. Получить е-подпись можно в одном из АЦСК в отделениях фискальной службы по адресам:

  • ул. Петра Болбочана, 25, каб. 13, телефон: (057) 702-86-17;
  • пр. Науки, 9, окна регистрации пользователей ЭЦП №2, №3, телефон: (057) 752-21-65;
  • пер. Академика Подгорного, 3, каб. 10. телефон: (057) 393-19-72.

При себе нужно иметь электронный носитель (флешку или диск) и пакет документов, разный для разных видов получателей. С полными списками документов можно ознакомится на сайте ГФС по ссылке. Для физического лица (не предпринимателя) список такой:

  • заполненная и подписанная "Регистрационная карточка для физического лица" установленного образца в двух экземплярах (форму для заполнения можно скачать по ссылке);
  • оригинал и заверенная копия паспорта гражданина Украины (копии 1-2 страниц (3-6 при наличии отметок и страницы с отметкой о регистрации места жительства), или копия с обеих сторон бесконтактного электронного носителя (при наличии паспорта гражданина Украины, изготовленного в форме ID-карточки, и бумажной выписки из Единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства или справки о регистрации места жительства физического лица), или паспорта гражданина Украины для выезда за границу с отметкой о постоянном месте жительства в иностранном государстве;
  • заверенная копия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера). При наличии в паспорте гражданина Украины регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов вместо копии карточки налогоплательщика может быть представлена ​​копия страницы паспорта гражданина Украины с соответствующей отметкой. Если по религиозным убеждениям физическое лицо отказалась от регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, дополнительно представляется копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе.

Дополнительные документы, которые могут потребовать:

  • оригинал и заверенная копия удостоверения беженца с отметкой о регистрации места жительства или вида на постоянное (временное) место жительства с отметкой о регистрации места жительства или копия, с обеих сторон, бесконтактного электронного носителя (в случае наличия вида на постоянное (временное) место проживания — изготовленная в форме ID-карты, а также бумажная выписка из Единого государственного демографического реестра об адресе регистрации места жительства или справка о регистрации места жительства физического лица), или паспорта другой страны с отметкой о регистрации места жительства с нотариально заверенным переводом на украинский язык;
  • оригинал и заверенная копия  документа об изменении фамилии заявителя, выданного соответствующим государственным органом (если в представленных документах есть несоответствие фамилии);
  • оригинал и заверенная копия справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица (для граждан, относящихся к данной категории лиц).

Региональный центр предоставления услуг

По данным Департамента административных услуг и потребительского рынка горсовета Харькова, ЭЦП в Харькове можно получить в Региональном центре предоставления услуг на Салтовке. Эту услугу оказывают специалисты харьковского филиала государственного предприятия «Национальные информационные системы». 

Физическим лицам при себе нужно иметь:

  • носитель информации (флешка, диск);
  • оригинал паспорта;
  • оригинал идентификационного кода.

Отметим, что на время карантина по коронавируса ЭЦП в Региональном центре временно не выдают.

Адрес Регионального центра предоставления услуг: пр. Тракторостроителей, 144.

Телефон: (057) 725-03-33, (063) 725-03-33, (098) 725-03-33, (099) 725-03-33.

Как пользоваться электронной цифровой подписью

Чтобы воспользоваться электронной цифровой подписью, вам понадобится:

  • файл с ключом ЭЦП (нужно будет указать путь к папке, в которой он хранится на вашем компьютере);
  • пароль от него (его пользователь указал при получении);
  • название организации, которая выдала сертификат ключа ("Приватбанк" или другой АЦСК).

Например, для доступа к Государственному земельному кадастру нужно указать все эти сведения:

Авторизация в Земельном кадастре по ЭЦП. Скриншот: e.land.gov.ua
Авторизация в Земельном кадастре по ЭЦП. Скриншот: e.land.gov.ua

Смотрите также: Плати онлайн: как харьковчанам рассчитаться за "коммуналку", не выходя из дома

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях