Харьковское метро могло быть совершенно другим, если бы не слабое финансирование. На фото - станция "Ботсад" в виде моста.
Харьковское метро могло быть совсем другим. К примеру, в 60-х подземку хотели вывести за пределы города. Если бы этот проект внедрили, жителям Чугуева, Змиева, Мерефы было бы намного проще добираться до Харькова. Почему не удалось реализовать этот и другие проекты, "В городе" рассказал Владимир Спивачук, проработавший 35 лет главным архитектором в "Харьковметропроекте".
Автомобили и трамваи можно пустить под городом
Когда в Харькове только стал вопрос о строительстве метрополитена, специалист по транспорту "Харьковпроекта" Роман Любарский предложил пустить электрички под городом. То есть в черте Харькова это было бы метро, а за его пределами – обычные электрички, выезжающие из тоннелей.
- Это была замечательная идея, которая помогла бы решить транспортную проблему для жителей Чугуева, Мерефы, Змиева, Белгородско-Казанского, Краснокутского, Волчанского направления, - говорит Владимир Спивачук. – Фактически, метро сразу было бы проложено до этих населенных пунктов. Но, к сожалению, прекрасную задумку так и не удалось реализовать. Все упиралось не столько в деньги, сколько в технические возможности того времени. Пустить электрички под землю в 60-е годы было очень сложно. Габариты перегонного тоннеля для метрополитена – 4,5 метров, а для электрички (она большего размера) – 6 метров в диаметре. Пускать же вагоны метро на поверхность можно было только после реконструкции всех наземных трасс. А для этого нужно было много времени и средств. Так и стартовало строительство харьковского метро в традиционном стиле.
Еще один хороший проект, на который не нашлось денег в 70-х, можно реализовать и сегодня, уверяют метростроевцы. Уже тогда под центром Харькова планировалось построить два подземных тоннеля – один для автомобилей, второй для трамваев. Это бы разгрузило историческую часть города от избытка транспорта. А для нынешнего времени это более чем актуально.
- Автомобильный тоннель был бы в районе Госпрома, а трамвайный – неподалеку от "Советской", - говорит Владимир Александрович. – Для первого тоннеля даже опоры через реку уже есть. Мы их поставили параллельно со строительством метромоста, который соединяет станции "Киевская" и "Академика Барабашова". Этот мост пропускал бы автомобильный поток с Салтовки, а дальше машины въезжали бы под землю на спуске Веснина, а выезжали - на спуске Пассионария. А со стороны Московского проспекта планировался подземный тоннель для трамвая с выходом на Бурсацкий спуск. Именно там хотели сделать подземную пересадку с трамвая на станцию метро "Исторический музей". Для пассажиров это было бы очень удобно. Но эти проекты так и остались проектами. Но главное, что построить эти тоннели можно и сейчас. Если, конечно, будет должное финансирование.
Рядом с метромостом хотели построить подземную дорогу для автомобилей.
Куда ведут закрытые двери на Госпроме?
Оказывается, проблемы с финансированием были и в советские времена.
- На каждую станцию выделялась определенная сумма, и мы никак не могли выйти за ее пределы, - вспоминает Владимир Александрович. - Приходилось от чего-то отказываться. Но главное, что была заложена техническая возможность дополнительных выходов на некоторых станциях, и теперь строителям будет значительно легче их построить.
Кстати, на станции "Госпром" один из переходов на "Университет" закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.
- Когда мы открывали "Госпром", надобности во втором переходе не было, да и сейчас нет. Но мы заложили возможность для его открытия, как только назреет такая необходимость, и будут деньги. А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же - и на "Историческом музее" – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.
А вот большого торгового центра на станции "Архитектора Бекетова" уже никогда не будет. Владимир Спивачук очень жалеет об этом. Если бы в то время хватило денег, сейчас вместо пустыря над тоннелем и станцией были бы магазины, предприятия по обслуживанию пассажиров, банки, почта.
- Попасть в торговый центр можно было бы прямо из вестибюля метро, - поясняет Владимир Александрович. – Для пассажиров это очень удобно – решил все вопросы, не выходя на улицу и поехал домой.
Сейчас, как и много лет назад, на строительстве метрополитена и ремонте подвижного состава экономят.
"Кастрюльные" станции придумали в Харькове
Не на всех станциях харьковского метро есть мраморная отделка. Да, мрамор очень красивый, но в то же время самый дорогой материал, за которым сложно ухаживать. Поэтому метростроевцы изобрели и запатентовали абсолютно новый элемент отделки - металло-эмалевый. Его можно увидеть на станциях "Академика Барабашова", "Архитектора Бекетова", "Завод имени Малышева".
- Штампуется эта "плитка" очень легко - покрывается как кастрюля эмалью и обжигается, - объясняет Владимир Спивачук. – Металло-эмалевый элемент намного устойчивее к химическим растворам и прочнее, чем некоторые виды мрамора. Поэтому мы стали применять его не только на станциях, но и в переходах метро. Получили и авторские права. Позже наше ноу-хау использовали и в других городах.
"Кастрюльные" станции изобрели в Харькове, так как не хватило денег на мрамор.
Что уже нельзя, а что можно сделать в нашей подземке
Проекты, которые нельзя реализовать
- Станция "Проспект Гагарина" задумывалась как "Левада" с огромным керамическим панно в виде васильков
- "Ботсад" планировался в виде станции-моста через Саржин Яр с цветочными керамическими панно
- Алексеевская линия должна была быть наземной
- Торговый центр на "Архитектора Бекетова"
- Движение поездом метрополитена до районных центров области
Проекты, которые можно внедрить
- Кольцевая подземная дорога вокруг Харькова, которая бы соединила почти все крайние станции метро
- Два тоннеля под центром города для автомобильного потока и трамваев
- Пробивка дополнительных выходов и переходов на центральных станциях
- Строительство новых станции метро по всем направлениям
- Добавить несколько веток метро (помимо трех основных)
Также читайте наши статьи о том, что апокалипсис харьковчане смогут пережить в метро, Алексеевская линия метро планировалась наземной.
Фото автора и из архива "В городе".