В Харьков возвращаются демобилизованные: как общаться с людьми войны, чтобы избежать конфликта

Фото REUTERS

Фото REUTERS

События
22 марта 2015 10:00
Автор: Viktor Bukhtiyarov

Метро, час пик. С коллегой после работы возвращаемся домой. На перроне к нам подходит мужчина. На руке – паракордовый браслет национальных цветов, в руке – документы. Военный, "по гражданке", выпивший. Из невнятного монолога понимаем, что я "баба дура", а мой коллега – "гражданский пид**ас". Через пару остановок он выходит, а мы остаемся в вагоне и недоумении. 

Демобилизация. Она началась 18 марта. По данным комиссариатов в Харьков и область вернутся около 2,7 тысяч военных. Всем им обещают оказать медицинскую и психологическую помощь. 

Это не значит, что каждый из тех, кто побывал в зоне АТО, будет вести себя агрессивно и неадекватно. Но нужно быть готовыми к тому, что среди нас появятся другие люди. И то, как они вольются в мирную жизнь после войны, зависит только от нас.

Vgorode пообщался с психологом Юлией Варданян, которая вместе с коллегами помогает мобилизованным, воюющим и тем, кто уже вернулся из зоны боевого конфликта. Мы узнали, чего нельзя говорить военным и как избежать конфликта с ними. 


Из зоны АТО – к психологу 


Специалисты утверждают – психологическая помощь нужна абсолютно всем демобилизованным (и этого не стоит стесняться). Хотя бы для того, чтобы психика перестроилась с военных правил поведения на мирные.  

- Любой военный нуждается в адаптационном механизме, - рассказывает Юлия. - Например, военнослужащие израильской армии не возвращаются сразу домой. У них есть несколько недель лагерей, где проходит адаптация под присмотром специалистов. У нас пока это не сделано. Поэтому первый совет – родственники должны убедить демобилизованного воспользоваться помощью психологов-волонтеров. Конечно, это не про то, что "Ты ненормален" и "Я тебя не узнаю", хотя в большинстве случаев так и бывает. 

За помощью нужно обращаться всегда как минимум для того, чтобы познакомиться с тем новым человеком, который вернулся домой. Трудно себе представить, какие изменения с ними произошли. Нам кажется, что это вернулся тот самый Вася, которого мы знали до, но это не так. 

Чувство вины переживают все, кто был свидетелем гибели. И даже если человек не столкнулся с этим непосредственно, придя сюда, чувствует вину за то, что он вернулся, а кто-то нет. В этом случае поможет только психолог. 

В Харьков возвращаются демобилизованные: как общаться с людьми войны, чтобы избежать конфликта фото

В сети появилась информация, как распознать ПТСР (пост-травматическое стрессовое расстройство) и почему необходимо с ним бороться. 


Чего можно ждать от демобилизованных


Нам кажется, что военный сам должен выйти из стрессового состояния и не доставлять неудобств обществу. Именно из-за такой позиции мы - мирные люди - представляем большую опасность для бойцов, чем они для нас.  

- Во-первых, у них сильно выражена агрессивная позиция, меньше терпимости. Это потому что из стрессовой ситуации человек выходит изношенным, тяжело переносящим некоторые вещи. Один из моих коллег, рассказывая о своей студенческой жизни, говорил, что жил в соседней комнате с афганцами. Кто-то утром начинал шуметь в общежитии, из соседних комнат кричали: "Замолчите, вы мешаете спать", а афганцы сразу выбегали драться. Более сильная и менее контролируемая реакция на все происходящее – вот какие эти люди. И в этом месте задача справиться стоит не перед солдатами. Наша позиция – он должен прийти и перестроиться к мирной жизни, чтобы не доставлять мне  неприятностей – очень эгоистичная. Окружающим вполне можно быть осторожнее, вежливее, аккуратнее. 

Нужно дать человеку размякнуть, привыкнуть к другой постели и голосам. Это очень сложно, нужно терпение. Психика военного похожа на открытую рану, к которой мы притрагиваемся очень осторожно. 


Что делать, если назревает конфликт с военным


Столкнуться с агрессией военного может любой человек (причем не всегда при этом боец выпивший). Самый плохой выход из этой ситуации – убежать, в прямом смысле. 

- Ваша задача – смягчение и уход от контакта. Если разговор по вашим ощущениям приводит к снижению агрессии, то стоит этим воспользоваться. "Ты хочешь рассказать об этом? Расскажи". 

Вежливость, готовность не бежать сломя голову от человека в камуфляже и  минимальное внимание – все, что ему нужно.

- Вы должны аккуратно снизить интенсивность контакта и уйти от него. Единственное, чего нельзя делать категорически – обрывать контакт, требовать человека отойти и так далее. Это отвержение, воспринимающееся болезненно теми людьми, которые пришли с войны. Грубо говоря, подозрение о собственной  ненужности здесь идет раньше, чем он это увидит, оно находится у него в голове. "Вы здесь, мы там и теперь мы никому не нужны, вы нам не рады" - такие мысли часто не покидают их. 

В Харьков возвращаются демобилизованные: как общаться с людьми войны, чтобы избежать конфликта фото 1

Демобилизация стартовала 18 марта. Фото Gleb Garanich, REUTERS.


Стоп-слова: что под запретом


Запомните: военный, вернувшийся из зоны АТО, не убивал людей, а защищал нас. Это правильная установка как для вас, так и для бойца. 

- Нельзя критиковать действия военного, какими бы они ни были. Нельзя конкурировать: "Я тоже там бы, я был волонтером". Нельзя поддерживать деструктивные формы: на заявления "Я готов повеситься" отвечать: "Иди вешайся". 

Не стоит поддерживать спор – сведите его на нет. 

Нельзя игнорировать опыт человека и считать его несерьезным: употреблять фразы "не думай об этом", "все пройдет", "забудь". 

Поддержите военного, если он выражает конструктив. На фразы: "Я горд за себя", "Я стал настоящим мужиком", "Я рад, что меня дождались" достаточно вашего поддерживающего кивка. 

Интерес гражданских превалирует над болью. Но даже это не оправдывает вопросы "А ты убивал?", "Как это – убить человека". Неудовлетворенный интерес никого не сгубит, а вот неправильное вмешательство сгубить может. 

Хорошо бы мягко высказывать радость. Скажите: "Я рад, что ты вернулся", "Мне хочется верить, что у тебя все будет хорошо". 


Форма, как признание значимости 


Часто мужчины не снимают форму после возвращения домой. Даже если до мобилизации они не были военными. 

- Если человек не снимает форму, значит зачем-то она нужна. Ему важно признание значимости – "Я там был". Близким важно не допускать к демобилизованному людей, которые хотят это обесценить из чувства зависти или своей неполноценности. Разговоры из разряда: "Какой ты дурак! Я вот сижу себе мирно, а ты воюешь" нужно резко пресекать. Вернувшегося военного нужно защищать и быть готовым к тому, что он болезненно реагирует на всякое подозрение, что это неважно. Даже если женщина говорит: "Пока тебя не было, я была вынуждена починить кран" - это уже звучит, как упрек, какая бы это ни была правда. 


Военный хочет быть "чуваком из ролика"


Безусловно, не стоит набрасываться на военных с объятиями. В таком случае ваши действия будут восприниматься с настороженностью и выглядеть неадекватными. А вот улыбка вполне может сделать человека счастливым. 

- Сейчас делают очень хорошие социальные видео, и он хочет быть тем чуваком из ролика, которому все улыбаются. 

Если вы испытываете желание поблагодарить человека, то не нужно его скрывать. К сожалению, наше общество не научено улыбаться просто так. Легкий кивок головы, улыбка или доброе даже незнакомого человека слово помогут демобилизованному адаптироваться в мирной жизни. 

ЕЩЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях