Коллективы, администрации и профсоюзные комитеты Харьковского метрополитена обратились к харьковчанам с просьбой отнестись с пониманием к повышению стоимости проезда до 4 гривен и поддержать их резолюцию.
Напомним, Узнай на сколько: в Харькове подорожает проезд в метро, троллейбусах и трамваях
Горсовет: метро и перевозчики не обосновали необходимость повышения тарифов на проезд
Причиной такого предложения стало повышение минимальной заработной платы до 3200 гривен и увеличение тарифов на электроэнергию. В готовящемся подорожании проезда в метро можно было бы обвинить 227 депутатов Верховной Рады, которые 6 декабря прошлого года поддержали законопроект об увеличении размеров минималки в Украине, что привело к тому, что крупное коммунальное предприятие Харькова вынуждено выпрашивать деньги на свое жизнеобеспечение у пассажиров подземки. Однако с другой стороны — харьковский метрополитен с 2009 года является унитарным коммунальным предприятием и находится на самофинансировании, поэтому зарплаты его сотрудников – не забота народных избранников даже местного совета.
Действительно ли харьковский метрополитен является настолько убыточным предприятием, каким его уже не первый год показывают харьковские власти? И без принятия таких крайних мер, как повышение стоимости проезда, не сможет "обеспечить безопасность и регулярность пассажирских перевозок городским электротранспортом в дальнейшем" (как указано в обращении) в условиях повышения тарифов на электричество и заработной платы?
"Харьковский метрополитен является коммунальным предприятием. Коммунальное предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, который осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). Все экономические показатели такого предприятия, как и коммерческого, рассчитываются исходя из финансовых результатов. Таким образом, размер зарплаты сотрудников напрямую зависит от результатов деятельности и поскольку метрополитен оказывает услуги проезда, то размер стоимости проезда рассчитывается, исходя из наличия фактических затрат на содержание предприятия, в том числе, зарплаты сотрудникам метро.
Необходимо учитывать, что метрополитен также зарабатывает на предоставлении услуг от размещения рекламы и аренды киосков предпринимателям. И даже, несмотря на то, что фактически аренду и стоимость других сопутствующих услуг с предпринимателей собирает КП "Подземный город", эти суммы тоже должны приносить метро дополнительную прибыль. И теперь необходимо посчитать все доходы метро: проезд, реклама, аренда торговых киосков. Если же в расчетах учитываются не все источники расходов, либо другие источники не доходят до самого метро, то перекладывать весь груз повышения уровня зарплат работников метро только на пассажиров не правильно", — комментарий Александра Чумака, президента Ассоциации частных работодателей и главы Гражданского совета ГУ ГФС в Харьковской области.
Информация о том, сколько денег требуется ежегодно на содержание метрополитена в Харькове, отсутствует во всех официальных источниках, в том числе ее нет на официальном сайте самого предприятия и городского совета.
Чтобы приблизительно иметь представление о том, о каких суммах идет речь, мы просуммировали деньги на закупку оборудования, материалов и услуг предприятия. В качестве источника был выбран сайт государственных закупок Украины. Здесь указана информация только за последние 6 месяцев 2016 года, но и эти цифры помогут хоть как-то обрисовать общую картину.
Итак, с 13.05.2016 по 28.12.2016 Харьковский метрополитен провел тендеры на общую сумму в 150 млн. 227 тысяч 262 гривны. Умножаем эту сумму вдвое и прибавляем расходы на оплату электроэнергии, работы сотрудников метро, охрану милицией и услуг частного коммунального предприятия "СПО", которое поддерживает подземные сооружения и вагоны в чистоте — точная сумма неизвестна. И получаем приблизительные ежегодные расходы предприятия — свыше 500 миллионов гривен.
Да, расходы немаленькие, но и доходность метрополитена исчисляется не в меньших цифрах.
За первые 9 месяцев 2016 года услугами Харьковского метро воспользовались 148 млн. 700 тысяч пассажиров. Учитывая стоимость проезда в 3 гривны, доход для предприятия за год составил 594 млн. 799 тысяч 200 грн. Если увеличить цену билета за проезд на 1 гривну, то прибыль хозяйства увеличится на 200 миллионов или в 0.75 раз. При этом расценки за электроэнергию для метрополитена возросли почти вдвое. Где руководство подземки собирается брать остальные средства – остается в секрете.
Можно, например, уменьшить расходы от производственной деятельности, как это было сделано в прошлом году, и сэкономить приличную сумму — 144,3 млн. гривен. По данным департамента экономики та коммунального хозяйства Харьковского горсовета, эти деньги были использованы на капитальный и текущий ремонт вагонов, эскалаторов, помещений станций и другого оборудования. Кстати, по данным тех же материалов, средняя зарплата работников коммунальных предприятий Харькова была в 2016 году на уровне 4242 гривны.
Есть и альтернативные источники заработка. Например, аренда киосков в переходах. По данным все того же Департамента экономики и коммунального хозяйства, за I квартал 2016 года чистый доход коммунального предприятия "Подземный город", которое владеет торговыми площадями в подземке, составил 1,5 млн. гривен. А теперь считаем сами. КП "Подземный город" принадлежит 50 подземных переходов со средним количеством киосков – 20 штук. Снять в аренду киоск с площадью в 5 кв.м. обойдется в зависимости от расположения от 4 до 7 тысяч гривен в месяц. Если учесть, что такие цены устанавливают посредники, которые платят за торговое место намного меньше самому предприятию, то сумма сборов составит при самых минимальных расценках около 5 млн. грн. за квартал. Вычитаем интерес собственника и затраты на поддержания ремонта и чистоты в переходах (за это несет ответственность "Подземный город"), то 1,5 млн. гривен, которые поступили в местный бюджет – это не так уж и плохо. Получает ли метрополитен хоть какие-то деньги от данного вида дохода — никто не знает.
Тогда можно вспомнить об огромном количестве постерной и баннерной рекламы в подземке.
Как все уже успели заметить, реклама внутри составов метрополитена занимает большую часть пространства. Сопоставив стоимость аренды площадей (фото выше) и внешние размеры стандартного вагона метро (за основу мы взяли приблизительные внутренние параметры- 2,4 метра на 15 метров, 40 % площади боковых частей кузова отведем под плакаты) – я получила цифру в 8 млн. 135 тысяч 593 грн. Сопоставимую сумму метрополитен получает ежемесячно за размещенные постеры во всех 320 вагонах. В год – 97 млн. 627 тысяч 116 гривен.
И это сумма без учета всех баннеров внутри метро, на выходах, вдоль эскалаторов, рекламы, которую крутят по телевизорам на станциях. А доходы, которые метрополитен получает в тех случаях, когда реклама размещена на всех стенах от станции Майдан Конституции до Исторического музея, как было, например, в ходе рекламных кампаний Киевского ювелирного завода, сайт Bigl.ua или магазина "Цитрус", должны исчисляться в еще больших цифрах.
По мнению аналитика Харьковского антикоррупционного центра Евгения Лисичкина, руководство метрополитена получает немалые доходы на тендерных закупках оборудования и услуг для предприятия.
"Метрополітен займає перше місце у Харкові серед КП по "розпилу" бюджетних коштів через систему "Прозорро". Виграти випадковий учасник на тендері метрополітену — не може. Є два кубла "фірм" на тендерах, які виграють практично 100% тендерів. Перше кубло — фірми з сфери впливу Максима Мусєєва ("Ваго-рев", ПБМП-753, "Системи прогресивної очистки").
Друге кубло — фірми з сфери впливу діючого директора КП "Харківський метрополітен" — Вячеслава Стаматіна (ТОВ "Старсен", ТОВ "Турнікет-М", ТОВ "Інвест-тур", ПВК Фірма "Ніка"). Про перше кубло написано стільки, що і добавити нічого. Більше 1,5 мільярда гривень бюджетних коштів за 6-7 років заробили фірми, в яких працюють колишні працівники харківського метрополітену, яких чисто формально перевели з КП в приватні контори.
Раніше роботи, які зараз виконують "Ваго-рев", ПБМП-753, "Системи прогресивної очистки" — виконував сам метрополітен, але батько Максима Мусєєва був надто заповзятливою людиною і вирішив, що посаду можна використовувати, в тому числі і для власного збагачення. Максим, мабуть, пішов в батька. В цих фірмах змінювалась купа власників, директорів, але одне не змінювалось в цих фірмах точно — всі вони приносили і приносять користь Максиму Мусєєву, постійно знаходячись на підсосі у метрополітена, а пізніше і на інших підрядах міської влади.
Наприклад, 16 січня, ТОВ "Турнікет-М" "переміг" на "аукціоні" метрополітену щодо надання послуг з технічного обслуговування пристроїв автоматизованої системи оплати проїзду, з пропозицією 11,19 млн.грн. "Аукціон" варто писати в лапках, бо назвати це конкуренцією, аукціоном і прозорою закупівлею — язик не повертається. Пропозиція ТОВ "Турнікет-М" всього на 14 тисяч гривень менше, ніж очікувана вартість метрополітену", — написал Евгений Лисичкин на своей странице в Facebook.
Депутат Харьковского областного совета Дмитрий Булах:
"Хотите поднять оплату за проезд — поднимайте, не прикрывайтесь "коллективами", которых нагибают. Имейте смелость. Типа у нас есть такой независимый субъект, как трудовые коллективы.
И отдельный мой пламенный привет – сторонникам минималки – 3200 и депутатам, которые за это и подготовку к этому голосовали. Спасибо, ребята, теперь всю ересь вашим идиотизмом прикрывать будут".
Губернатор Харьковской области Юлия Светличная на пресс-конференции 19 января сообщила, что никаких документов на утверждение новых тарифов на проезд в метро в Харьковскую облгосадминистрацию пока не поступало.
Ну а обычным харьковчанам остается только культивировать в себе чувства понимания и принятия данной ситуации. Ведь предложение поддержать повышение стоимости проезда – это, конечно, интересно. Но где и когда будет проходить голосование по этому решения, и вестись подсчет голосов "за" и "против" – неизвестно.
По материалам mykharkov.info
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:
Харьковчанину на заметку: как установить бесплатный счетчик на воду
Какие были варианты: харьковчане дали имена попугаям ара
Смотровая площадка на высоте 100 метров: что предлагают построить на площади Свободы