Уже с 1 сентября 2019 года для харьковских школьников станет более доступным семейное образование.
"В соответствии с Законом "Об образовании" индивидуальным считается семейное образование, экстернат и педагогический патронаж, – поясняет государственный эксперт Директората дошкольного и школьного образования МОН Елена Линник. – Педагогический патронаж предусматривает сопровождение педагога от школы, экстернат и семейное образование – это только консультации и оценки. Семейное образование и экстернат очень похожи между собой, но разница в том, что на семейное образование имеют право все, а на экстернат – исключительный перечень лиц".
Как перейти на домашнее обучение
Перейти на семейное образование смогут все желающие, достаточно лишь написать заявление в школу по месту регистрации. Принимать их начнут с 1 сентября. После этого преподаватели помогут составить учебный план и проведут с родителями и с ребенком консультацию. А в конце семестра детей будут ждать оценки знаний.
Новация вызвала переполох в харьковских семьях. Некоторые родители буквально загорелись идеей перевести ребенка на семейное обучение, сообщает "".
"Моя дочка – очень творческая натура, – поделилась мама пятиклассницы Анжела. – Она посещает художественную студию, пишет стихи, занимается риторикой, к нам приходит педагог по музыке. И свое будущее она связывает именно с творчеством. Школа ее тяготит, мешает развитию. Так что я бы перевела ее на семейное обучение".
Другие изумляются: как можно лишить ребенка школы и общения со сверстниками?
"Я бы не хотела, чтобы мой внук превратился в буку, безвылазно сидящего дома и уткнувшегося в свой компьютер. Его и так от него не оттянешь, пусть хоть в школе с нормальными живыми людьми пообщается", – говорит бабушка семиклассника Вера Григорьевна.
По словам психологов, семейное образование действительно подходит далеко не каждому ребенку. И во многом целесообразность такого шага зависит от семьи.
"Нельзя научиться плавать, лежа на полу"
Посадить ребенка дома и сделать из него Маугли, когда ты живешь в мегаполисе – это глупо, считает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения психологии Института охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины Елена Кириллова.
"Переход на семейное обучение во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок здоров физически, активен в пределах нормы, то, конечно же, убирать его из социальной среды – это, можно сказать, даже преступление против личности. Потому что родители должны обеспечить ребенку адаптацию в социуме. А адаптация в социуме проходит в детских коллективах. Если же родителю просто лень водить ребенка в школу, либо в связи с занятостью на работе некогда отвозить его в учебное заведение, и ему легче, чтобы чадо сидело дома, – безусловно, это неприемлемо", — говорит Кириллова.
По ее словам, изоляция ребенка от сверстников, лишение его социализации может привести в дальнейшем к сложностям в установлении контактов, что способно существенно подпортить его будущее.
"Достаточно мало видов работ, которые подразумевают отсутствие социальных контактов. Не все же могут быть IT-шниками и сидеть целый день за компьютерами, не общаясь с другими людьми. Поэтому очень важно уметь поддерживать контакты, – говорит психолог. – Кто-то из нас в силу личных особенностей контактен сам по себе, социально смел, ему легко эти контакты устанавливать. Но некоторым людям этому нужно учиться. Учиться договариваться, поддерживать отношения – дружеские, приятельские, ориентироваться в этом. А такие навыки формируются непосредственно в среде. Нельзя научиться плавать, лежа на полу, и правильно махать руками. Аналогично – нельзя научиться социальным контактам, сидя дома и читая книгу "Как завести себе друзей". Да, ты будешь это знать, но обязательно нужно тренировать навыки".
Чтобы не загубить самооценку ребенка
А вот если ребенок имеет определенные проблемы со здоровьем, семейное обучение может быть для него выходом, считает Елена Кириллова.
"Если в силу определенных особенностей, например гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, ребенок не удерживается в большом школьном коллективе, нарушает дисциплину, такое обучение для него является неким спасением для сохранения мотивации к обучению. Нельзя ведь совсем загубить самооценку ребенка, – говорит Елена Кириллова. – Но даже при этом нельзя лишать ребенка коллектива, можно обеспечивать ему другие детские коллективы – более кратковременные. Социальные контакты будут сохраняться за счет дополнительных секций, кружков, где он тоже пересекается с ребятами. Так что для этой категории детей, я считаю, семейная форма обучения будет полезной и нужной".
Когда в отрыве от школы проблемы нет?
А по мнению профессора кафедры сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования Марианны Марковой, социализация даже здорового ребенка в кружках и секциях может принести ему пользу.
"Безусловно, социализация, взаимодействие с социумом, умение налаживать отношения – обязательное условие для того, чтобы ребенок формировался успешной личностью. Но насколько современная школа способствует развитию именно этих качеств, а не других, негативных, это большой вопрос, – говорит она. – Поэтому, если ребенок помимо школы посещает какие-то секции, кружки, он социализирован не только в школьных условиях, но и во всех остальных. У него есть большой круг общения, и совсем не обязательно, чтобы этот круг общения был связан именно со школой. Он может быть связан с занятиями танцами, музыкой, спортом, творчеством. Современные нормальные дети должны заниматься несколькими видами деятельности, получать физическое, интеллектуальное, творческое развитие, чтобы в будущем ребенок мог выбрать свое направление движения".
В этом случае Маркова не видит в отрыве от школы большой проблемы, даже наоборот.
По словам психолога, возможность семейного обучения должна быть, но пользоваться ею или нет, во многом зависит от семьи. "Одно дело – родители-деспоты, которые будут ограничивать контакты ребенка и его развитие. И совсем другое – родители, которые хотят обезопасить ребенка от безумной "совковой" школьной системы, которая, к сожалению, еще встречается во многих наших школах", – говорит Марианна Маркова.
Смотрите также другие новости о школах Харькова:
Есть чем гордиться: ученики каких харьковских школ сдали ВНО-2019 на 200 баллов
"Вход охраняли уборщицы": харьковские учителя, чье видео стало вирусным, репетировали танец втайне
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале и подписывайся на нас в