На Харьковщине научную сотрудницу укусила черная гадюка, волонтерским самолетом ее срочно доставили в Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.
Напомним, 14 мая под Харьковом женщину укусила гадюка Никольского. Чтобы ее спасти, поднимали авиацию. В ХОГА рассказали о состоянии пострадавшей.
Уже два года летчики общественной организации "Цивільний повітряний патруль" на личных самолетах помогают транспортировать пациентов, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Дорогостоящее топливо пилоты приобретают за личные деньги и полеты проводят на собственных самолетах. За прошлый год волонтеры-авиаторы выполнили 31 вылет и спасли 16 жизней.
По примеру США
Уже два года летчики общественной организации "Цивільний повітряний патруль" на своих самолетах помогают транспортировать пациентов. Фото: Kharkiv Today
Общественную организацию "Цивільний повітряний патруль" создали на базе первого добровольческого авиационного загона 2016 году собственники самолетов. Сама идея не является ноу-хау: в США, например, подобную организацию, "Гражданский аэронавигационный патруль" волонтеры учредили еще в 1941-м, в разгар Второй мировой войны для помощи военно-воздушным силам при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.
Изначально гражданские авиаторы работали только в Харьковской области, но вскоре расширил поле своей деятельности практически на всю территорию Украины. Работа организации регулируется законом Украины "Об экстренной медицинской помощи". Система очень простая: представителей центров экстренной медицинской помощи уведомляют пилотов о том, что нужна их помощь, а те вылетают для спасения пациентов, сообщает .
Фото: Ukrainer
Главные направления нашей деятельности – это содействие государственным органам Украины — СБУ, ВСУ, МВД и МЧС — выполнению поставленных задач, — объясняет Юрий Покусай. — Второе направление — это содействие центрам экстренной медицинской помощи, в случае угрозы жизни человека - спасение этой жизни при помощи самолетов, знаний и нашей техники. Третье направление деятельности — национальное патриотическое воспитание молодежи, будущих авиаторов.
"Минут 40 стабилизировали состояние, чтобы могла перенести полет"
Харьковские пилоты-волонтеры доставили в больницу женщину, которую укусила гадюка. Фото: Ukrainer
Как спасали харьковчанку, укушенную ядовитой змеей и о том, как работает "Цивільний повітряний патруль" в Харькове, рассказал пилот-волонтер Юрий Покусай.
"Все происходило стандартно — нам позвонил врач Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф и сообщил, что нужно выполнить полет с целью спасения жизни человека. Что мы и выполнили", — рассказывает Юрий Борисович.
На Харьковский авиазавод, где базируется "Цивільний повітряний патруль", прибыла машина скорой помощи со всем необходимым медицинским оборудованием. С врачом-анестезиологом перегрузили все оборудование в самолетик, как говорит Юрий Покусай, и через 20-25 минут были уже в Краснокутске. Это 100 км от Харькова. Скорую оставили на авиазаводе, сообщает .
"Там пациент был в таком состоянии, что надо было аппарат искусственной вентиляции легких, фибрилятор и многое другое, — рассказывает Юрий Борисович. — На земле минут 40 стабилизировали состояние пациентки, чтобы могла перенести полет. А потом загрузили ее в самолетик и я выполнил посадку в Харькове около половины седьмого".
По его словам, когда летели обратно, то и капельница стояла, и аппаратура — все работало.
Под Харьковом женщину укусила гадюка Никольского. Чтобы спасти ее, поднимали авиацию. Фото: ХарківTimes
Потерпевшая — научный сотрудник, серпентолог, из Харькова приехала в Краснокутск изучать змей.
"Сыворотку от яда гадюки ей ввели сразу, все там обеспечено. Но дело в том, что у нее была аллергическая реакция и очень низко упало давление — 80 на ноль. Возник риск угрозы для жизни. Чтобы исключить эту угрозу, нужно было профильное лечебное учреждение в Харькове", — говорит пилот-спасатель.
Женщина хорошо перенесла перелет, была в сознании, но сначала в стадии оглушения. Как подлетали в Харьков, то она уже поднялась и даже стала фотографировать.
Видео:
"Я не могу сказать: "Денег нет, пускай человек умирает"
Vgorode пообщался с пилотом-волонтером. Юрий Покусай говорит, что "Цивільний повітряний патруль" ежедневно дежурит на взлетной полосе Хаврьковского авиазавода.
"Один борт стоит в дежурном режиме. Но специфика выполнения полетов такова, что не бывает так, чтобы просто собрались и за пять секунд улетели. Есть определенная процедура подготовки воздушного судна к полету и процедура получения разрешения на использование воздушного пространства. Все вместе это занимает где-то минут 30-40. Если, например, брать вызов в Краснокутск, то экипаж был на аэродроме, а "скорая" подъехала на стоянку через 20 минут. Еще пока аппаратуру загрузили, и минут через 15 мы взлетели", — говорит Юрий Покусай.
При этом пилоты распределяют дежурства так, чтобы они не мешали основной работе.
"Специфика такова, что это не бездумное "сегодня ты дежуришь". Я могу два дня отдежурить. Мы дежурим в то время, когда может наш летный состав", — рассказывает волонтер.
"Цивільний повітряний патруль" в Харькове. Фото: Kharkiv Today
Пожертвования пилотам-волонтерам делают бизнесмены, иностранцы и друзья.
"Познакомился с Юрием, когда он принес ноутбук в ремонт. Он приходил в форме несколько раз. Так я узнал, что Юрий — летчик, — рассказывает друг пилота Иван Герасевич. — О его проекте узнал при очередной встрече. Он рассказал, что они этим занимаются полностью за свой счет и за счет пожертвований, а для пострадавших все принципиально бесплатно. Когда была возможность, я помогал деньгами, потому что обслуживание и заправка самолета — это очень затратное дело. Мне захотелось поучаствовать с одной стороны потому, что это очень крутое и благородное дело, а с другой стороны — чтобы помочь Юре уменьшить нагрузку на его семейный бюджет потому что я вижу сколько денег, своих лично, он в это вбухивает".
За прошлый год Юрий Покусай "налетал" на 42 000 гривен.
"От харьковчан как таковых пожертвований мы не видим. Хотя иногда бывает помощь, вижу — на счет 25 гривен пришло. Но есть наши друзья, с которыми общаемся в жизни: бизнесмены, иностранцы. Одна фирма, другая фирма моих друзей... Звоню и говорю: мужики, надо помочь, потому что дело-то правильное. Раз перечислили 10 тысяч, второй... Но чтобы вы понимали, у нас стоимость одного вылета — 6 000 гривен по топливу и маслу.
Мы за время полетов спасли 38 жизней, из них 33 ребенка, а это — целый школьный класс. И все эти люди — не харьковчане, а жители области. Но за это время ни копейки помощи от районов не было, хотя там, например, есть фермерские хозяйства, — делится наболевшим пилот. — Нам помогали волонтерские группы, но последний год совсем тяжко".
К тому что в деятельность "Цивільного повітряного патруля" Юрий Покусай вкладывает свои средства его семья относится с пониманием:
"Если нам говорят, что умирает человек и надо лететь, я же не могу сказать: "У нас нет денег, пусть умирает".
Как сделать пожертвование
Карта приватбанк 5169 3305 0905 7409
Счет Приватбанк
- RAHUNOK 26001052229653
- MFO 351533
- EDRPOU 40853817
- Назначение платежа "добровільний внесок на виконання статутних завдань"
Власти помогают только с организацией
Юрий Покусай говорит, что власти помогают "Цивільному повітряному патрулю" организационно.
"Когда создавалась наша организация, мы в уставе указали такие источники финансирования: добровольные пожертвования граждан, финансовая помощь бюджетной сферы (субвенции и так далее) и членские взносы тех, кто состоит в организации. Мы изначально начинали летать бесплатно и на своей технике, а волонтерская группа взяла на себя снабжение топливом и маслом.
Мы подписали меморандум с обладминистрацией и с "Центром экстренной медицинской помощи и медицины катастроф". Но сложность в том, что у нас самолеты, а не вертолеты. А самолету нужно где-то взлететь и где-то сесть. Поэтому необходимо, чтобы на местах, куда мы летаем, аэродромы и посадочные площадки были в рабочем состоянии в любое время.
Как это сделать? Понятно, что без участия органов местной власти это невозможно. Или возможно, но с вливанием огромных средств. Посмотрели, как это организовано за границей, и такую же схему внедрили в Харькове.
Нам помогают убрать где-то взлетную полосу. А это — не просто подмести: нужен грейдер, нужно день поработать трактором. Проект курируют в облгосадминистрации, и у нас все поддерживается в нормальном состоянии. Такая помощь есть, и она существенная", — рассказывает пилот.
Полеты выполняют трое пилотов на четырехместных французских самолетах Socata. Фото: Kharkiv Today
По словам волонтера, "Цивільний повітряний патруль" отличается от санавиации.
"В случае, если есть угроза жизни и здоровью человека, мы выполняем вылет с целью спасения жизни. Санавиация у нас хорошо работает и в вооруженных силах, и в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям. Мы же подключаемся в том случае, когда необходимо реально помочь обществу и государству, и другого варианта спасти жизнь нет. Наш плюс в том, что у нас очень быстро принимаются решения", — рассказывает Юрий Покусай.
Создали Авиационный учебный кадетский центр
Занимается "Цивільний повітряний патруль" и воспитанием молодых пилотов.
"В составе ""Цивільного патруля" у нас работает авиационный учебный кадетский центр. Из тех ребят, которые к нам пришли, на данный момент по Харькову среди наших выпускников есть уже пять реальных пилотов: один на Су-25 летает, другой — на МиГ-29, закончили университет воздушных сил. А первый раз взлетели у нас, в "Цивільном патруле", в нашем авиационном кадетском центре. Сейчас у нас в нем 40 человек занимается", — говорит Юрий Покусай.
Каждая минута — на вес золота
"Если автомобиль скорой помощи идет 3 часа, то мы выполнили полет за 20 минут". Фото: Kharkiv Today
Как правило, летчики выполняют спасательные вылеты в труднодоступные районы, которые находятся на расстоянии 100 и более километров от Харькова. Делается это для того, чтобы выиграть время, ведь для "тяжелого" пациента каждая минута на вес золота.
"Один из вылетов у нас был в Сахновщину, там было ДТП, нужно было экстренно предоставить помощь квалифицированного нейрохирурга ребенку, — вспоминает Юрий Покусай. — В местной больнице врача-нейрохирурга нет. Если автомобиль экстренной медицинской помощи в одном направлении идет три часа, то мы выполнили полет за 20 минут. Через 20 минут врач уже был в больнице. Когда он оценил ситуацию, то принял решение оперировать ребенка на месте, потому что была прямая угроза жизни. Когда мы возвращались врач четко сказал, что если бы не самолет, ребенка бы уже не было, три часа он бы не смог выжить. От "золотого часа", как говорят в медицине, очень существенно зависит дальнейшее лечение пациента".
Где базируется харьковский воздушный патруль?
База воздушного патруля находится на территории Харьковского авиационного завода. Фото: Ukrainer
В каждом районе, куда летает воздушный патруль, авиаторы устроили временные взлетно-посадочные площадки на базе бывших посадочных полос для сельскохозяйственной авиации. В каждом районе есть представитель воздушного патруля, должность которого называется "офицер передового боевого управления". Такой человек сообщает о состоянии полосы и дает разрешение на осуществление посадки, сообщает .
Юрий рассказывает, что ухаживать за взлетно-посадочными полосами воздушном патрулю помогают чиновники Харьковской государственной администрации. Если полоса в плохом состоянии, воздушный патруль сообщает об этом руководителям госадминистрации и те быстро приводят все в порядок.
База воздушного патруля находится на территории Харьковского авиационного завода. Туда же к патрулю приезжает скорая помощь с необходимыми приборами, которые можно поставить в специальном отделении в хвосте самолета. Анестезиолог садится позади пилота. В самолете также место, чтобы пациент смог лежать на носилках. Интересно то, что один из пилотов по специальности является врачом-травматологом.
Летать можно не везде
Сейчас патруль основном занимается аэромедицинской эвакуацией. Фото: Ukrainer
На полеты требуется специальное разрешение от Генерального штаба Украины. Летать в восточном направлении пока запрещено, поскольку там идет Операция объединенных сил.
Сейчас харьковский патруль может совершить полет в такие населенные пункты, как Лозовая, Кегичевка, Красноград, Зачепиловка, Краснокутск, Волчанск, Великий Бурлук, Сахновщина, Первомайский. Юрий объясняет, что, например, в Лозовой скорая помощь едет из Харькова около 4:00. В обе стороны — 8:00. А самолетом туда можно добраться за 40 минут.
Сколько всего патруль осуществляет вылетов в год, сказать затрудняется. Например, в 2018-м был 31 вылет на медицинскую эвакуацию — либо для перевозки пострадавших, либо для доставки врачей в отдаленные от Харькова районы.
По требованию времени
Идея создать "Гражданский воздушный патруль" в Харькове возникла в 2014 году. Фото: Ukrainer
Юрий решил стать пилотом, никогда до того не летая. Мечта появилась, когда ему было двенадцать лет. Именно тогда он и пошел в харьковскую "Школу юных авиаторов". Там он вместе с другими учениками под руководством инструкторов создал сверхлегкий летательный аппарат. Самолет прислали на выставку достижений народного хозяйства, где он занял третье место.
Летать мужчина начал в 1993 году, в аэроклубе. Юрий в прошлом военный, учился летать в Международном центре авиационной подготовки летного состава в Киеве и в авиационном учебном центре "Ротор Украина" в Харькове. Также работал в различных госучреждениях. Однако на протяжении всех этих лет продолжал руководить самолетами, поэтому имеет стаж работы пилотом более 25 лет.
Люди не верят, что бесплатно и что самолет вообще прилетел
Фото: Ukrainer
Юрий рассказывает, что идея создать "Цивільний повітряний патруль" возникла в 2014 году, когда в Украине происходила Революция Достоинства:
"Когда мы увидели, что надо защищать свое государство, надо быть полезным своему государству. В 2014 году все поняли, что вот — это время пришло. Когда просто сидеть в стороне и смотреть не получиться — невозможно это. Каждый выбирал для себя, где быть и что делать. Вот мы выбрали такой путь.
Были такие ситуации, когда люди откровенно спрашивали: "А что вам с этого? А зачем? А сколько? А деньги?". То есть, знаете, к сожалению, сейчас очень многие люди все считает на деньги. Это же неверно ... Я всегда спрашиваю: сколько может стоить жизни человека? А жизнь ребенка? Вот и весь ответ", — говорит Юрий.
Пилот добавляет, что реакция на спасение у людей разная. "Кто-то очень удивляется, что самолет вообще прилетел: "Как прилетел самолет? Прилетел самолет!". То есть, у людей появляется гордость и за наше государство, и за наше общество... Вот когда мне некоторые оппоненты говорят: "Вот, государство не помогает". Так, знаете, государство - это абстрактная вещь. А что, мы - не государство? Мы все государство. Вот эти единомышленники и есть государство. Вот для меня хорошая страна — это та ситуация, когда я своими действиями кому помог".
Смотрите еще новости Харькова по тегу "медицина":
Бесплатные операции: Супрун рассказала о новом ангиографе в харьковской больнице
Консультация по скайпу и "чемодан телемедицины": как работает первая харьковская амбулатория
Платить или не платить: в харьковской поликлинике разгорелся скандал из-за взносов
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале и подписывайся на нас в