Родительские комитеты ликвидированы Минобразования — такая информация недавно появилась в СМИ.
Однако вскоре министр образования Лилия Гриневич эти данные опровергла – мол, министерство не имеет таких полномочий. Между тем неразбериха стала очередным поводом для активных дискуссий: нужны ли вообще родительские советы и на каком основании они будут работать?
По словам председателя городского родительского совета Харькова Ларисы Манерко, декабрьским приказом МОН отменил положение о родительских комитетах 2004 года, которое было частью старого законодательства и носило лишь рекомендательный характер, не содержало никаких общеобязательных норм.
— При этом законодательно запретить родителям какие-то свои собрания или комитеты МОН не может. И не делал этого, — подчеркивает Лариса Манерко. — Более того, приказ Минобразования до сегодняшнего дня не зарегистрирован в Минюсте, то есть еще не вступил в силу. Скажу больше – даже положение от 2004 года, которое намерены отменить этим приказом, тоже не зарегистрировано в Минюсте. То есть вроде как отменяют то, чего не было.
По словам Ларисы Манерко, родительские советы никуда не денутся, более того – согласно новому закону об образовании, родителям предоставляется больше полномочий. Потому что сотрудничество образования с родителями – это магистральный путь новой украинской школы. Согласно новому законодательству, родители являются полноправными участниками учебного процесса наряду с учителями, администрацией школы, учениками… Закон о среднем образовании говорит о том, что в учебном заведении могут действовать разные формы управления и самоуправления, в том числе и органы родительского самоуправления.
По словам юриста общественного движения "Благосвит" Константина Карелова, МОН действительно аннулировал положение от 2004 года, которое хоть и носило рекомендательный характер в отношении работы родительских советов, тем не менее на него опирались все школы.
— То есть сейчас им опираться не на что, но это вовсе не говорит о том, что родительское самоуправление должно быть запрещено. Просто в той форме, в которой оно существовало, работать уже нет оснований, — отмечает юрист. – А на каком основании теперь смогут работать родкомы – это уж вопрос к школам, департаменту образования: что они теперь будут выдумывать и каким образом действовать?
Константин Карелов считает, что на сегодняшний день руководители школ попали в патовую ситуацию. Если раньше у них были хотя бы формальные основания прикрываться распоряжением от 2 июня 2004 года №440, то после его отмены нужно каким-то образом легализовать все эти объединения, которые существуют в школах.
— Допустим, путем создания общественных организаций, — предполагает он. — В законе об общественным организациях прописано, каким образом проходит регистрация этих объединений, какими они должны быть, как могут действовать…
Лариса Манерко не согласна. По ее словам, общественные организации – это юридические лица, а родительские советы в такой форме работать не могут.
— Принцип работы родительских советов останется прежним, — говорит она. – То, что входит в их полномочия, может быть прописано в положении, регламенте родительских советов. Это даже может быть какая-то устная договоренность пап и мам – не обязательно, чтобы был подтверждающий документ. А вот наличие конкретных действий родительских советов, необходимость руководства прислушиваться к ним — это уже прописывается в каждом учебном заведении. Школы, лицеи, гимназии имеют свой устав, где указываются полномочия родительских советов. То есть это все индивидуально для каждого учебного заведения.
По ее словам, если посмотреть на мировую практику, то в других странах родители и школы обязательно тем или иным образом взаимодействуют. А каким образом – это уже вопрос договоренности.
— И мы должны определиться с формами взаимодействия родителей и школы, — говорит председатель городского родительского совета. — Мы основываем свою деятельность на законодательном уровне. Просто к закону еще нет разъяснений, рекомендаций и инструкций. Так что родительские комитеты еще не знают, как бежать, но куда – уже прекрасно понимают.
Лилия Гриневич на своей странице в "Фейсбуке" подтвердила: сегодня решение о создании родительских комитетов пока еще принимает учебное заведение на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
— Но сейчас МОН работает над законом об общем среднем образовании, где будут прописаны новые процедуры создания и функционирования родительских комитетов. В этом году он должен быть подан в парламент, — пообещала она.
Чем же должны заниматься родители?
Про мнению многих пап и мам харьковских школьников, родительские советы занимаются вовсе не тем, чем должны бы на самом деле, пишет "Вечерний Харьков".
— Я считаю, что родительский совет должен способствовать образовательному процессу – возможно, организовывать мастер-классы, факультативные занятия по определенным предметам, тематические экскурсии, — говорит мама пятиклассницы Наталья. – Наши же почему-то взвалили на свои плечи обеспечение материально-технической базы школы — ремонты, замены окон, канализации, парт, досок и т.д. Естественно, на все это деньги тянутся с родителей.
— Я думаю, что родительские советы в школах должны вставать на сторону пап и мам, защищать интересы детей и родителей, — говорит мама троих ребятишек-школьников Валентина. – У нас же в школе администрация школы и родительские советы – единое целое. Их абсолютно не интересуют проблемы, которые порой возникают, допустим, в нашей многодетной семье. Никакого шага навстречу, если это идет вразрез с указаниями и интересами администрации.
— У нашей родительской тройки одна забота – содрать деньги на так называемые нужды класса, — посетовала мама первоклашки Виктория. – Они даже ни разу в организации какого-то праздника или утренника не приняли участия — только деньги собирают.
— Ну, прежде всего, давайте не будем путать родительскую тройку с родительским комитетом, — говорит Лариса Манерко. — Родительская тройка – это когда в классе собрались три мамы или папы и решили заниматься организационными моментами, потому что имеют время и желание. Их деятельность не могут регулировать никакие полномочия, уставы, законы… Родительский комитет на уровне учебного заведения – это уже более серьезный орган. Классы выбирают своего родителя путем голосования, доверяя ему определенные полномочия.
Кроме школьных родительских советов, есть еще районные и городской.
— Мы как харьковский городской родительский совет в первую очередь занимаемся информативной работой, просвещением родителей и детей – по разным вопросам. Пытаемся организовывать бесплатные тренинги, обучения, круглые столы. Предоставляем проверенную информацию, а не какие-то там слухи. Единственная наша цель – сотрудничество детей, родителей и учителей. Нам очень хочется добиться, чтобы счастливый родитель приводил счастливого ребенка на урок к счастливому учителю, — говорит Лариса Манерко. — Мы проводим свои заседания, на которых решаем те или иные вопросы. Допустим, была озвучена проблема — ДТП с участием детей. Занимаемся этим направлением.
Что касается сборов средств, конечно же, это больная тема, признает Лариса Манерко.
— И больная она сегодня для всех. В том числе и для наших родительских советов, — говорит она. — Безусловно, это не основная деятельность родкомов. Вопрос решается на уровне каждого учебного заведения: кто этим занимается, как перечисляются средства, кто их контролирует и т.д. Это уже уровень каждого учебного заведения согласно уставу — главное, чтобы не шло вразрез с законом.
СМОТРИ ЕЩЕ:
Кто молодец: опубликован рейтинг харьковских школ
Нужное дело: в каких харьковских школах откроют ресурсные комнаты
Новости Украины и мира 9 февраля
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram