В наше время препятствий для получения образования практически не существует, было бы желание. Сотни харьковских вузов, техникумов, колледжей предлагают огромный выбор специальностей. Всегда ли это было так?
На протяжении веков девушке было крайне непросто получить хорошее образование. Гимназии, реальные училища, университеты открывали свои двери только представителям сильного пола. В 19 веке ситуация постепенно меняется. В Харькове появились образовательные учреждения для женщин. Предлагаем познакомится с историей наиболее известных женских школ города.
Харьковский институт благородных девиц
В 19 веке единственной возможностью для девушек из обедневших дворянских семей получить образование, а значит и возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь, был Институт благородных девиц. Выпускницы заведения получали аттестат домашней наставницы по различным наукам, досконально овладевали немецким и французским языками, умели играть на музыкальных инструментах, знали как вести домашнее хозяйство и даже как ухаживать за овощными грядками.
Сейчас большинство харьковчан не знает о более чем столетнем существовании в городе Института благородных девиц. Не сохранилось и здание по улице Сумской, где располагалась элитная женская школа (сейчас на этом месте возвышается здание Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко). Не осталось и сада, где гуляли юные институтки в зеленых платьях и белых фартучках.
Открытие Харьковского института благородных девиц состоялось в 1812 году, став результатом, как бы сказали сегодня, общественной инициативы. Сбором средств для обустройства учреждения, поиском помещений для обучения и проживания воспитанниц занималось Общество благотворения, созданное из представителей харьковского дворянства. Университетские профессора и учителя городских гимназий согласились бесплатно читать образовательные дисциплины. Особенно деятельное участие в организации нового учебного заведения принял украинский драматург, журналист и общественный деятель Григорий Квитка-Основьяненко.
С момента создания и до 1818 года Институт существовал за счет пожертвований Общества благотворения, а также частных лиц. Среди меценатов был ученый-натуралист, действительный статский советник Павел Демидов, перечисливший в 1818 году 20 000 рублей на покупку дома для размещения Института. Кроме того, до 1822 года Павел Григорьевич ежегодно жаловал на институт сумму в 1000 рублей. Вносили средства в пользу Института помещик Лебединского уезда Иваненко и поручик Лесевицкий.
С 1818 года покровительницами Института выступали российские императрицы — Мария Федоровна (супруга императора Павла І, мать императоров Александра І и Николая І), Александра Федоровна (супруга Николая І), Мария Александровна (супруга Александра ІІ), Мария Федоровна (супруга Александра ІІІ). Это принесло значительную выгоду учреждению. Работа в Институте теперь приравнивалась к государственной службе, что способствовало привлечению к деятельности Института лучших педагогических кадров города. Значительно улучшилось материальное и финансовое положение.
В 1828 году по распоряжению Николая І в казну Института ежегодно поступали по 4000 рублей от Харьковского, Курского, Орловского, Воронежского и Екатеринославского приказов общественного призрения (губернский административный орган, занимающийся школами, больницами, богадельнями, сиротскими домами, распоряжался средствами на благотворительность). На нужды учреждения выделялись также средства из Императорской казны и от городов Харьковской губернии.
Управление делами Института сосредотачивалось в руках Совета, члены которого избирались из среды харьковского дворянства и утверждались лично Марией Федоровной. Современники отмечали, что императрица принимала активное участие в делах Харьковского института, требовала объяснений по поводу плохих отметок воспитанниц и их поведения. Еженедельно члены совета отправляли отчеты Марии Федоровне о финансовых делах Института и согласовывали с ней практически каждое свое действие.
Во главе Института стояла начальница, от личных качеств которой зависела атмосфера в учебном заведении и успехи его учениц. В своей автобиографии воспитанница Харьковского института, писательница Надежда Соханская (издавалась под псевдонимом Кохановская) вспоминает о страхе и ужасе, который наводила на учениц начальница Авдотья Григорьевна Литинская, превратившая молитву в наказание, непременным атрибутом которого являлись поклоны. Подобные порядки не остались незамеченными руководством и Литинская покинула пост начальницы Института.
Вообще порядки в Харьковском институте благородных девиц показались бы современным людям довольно суровыми — проживание в общей спальне дортуаре, подъем в 7 утра, умывание холодной водой, четкий распорядок дня, свидание с родственниками только дважды в неделю в строго установленные часы. За порядком и дисциплиной следили классные дамы.
Воспитанницы учились в Институте шесть лет, переходя из младшего в средний и затем старший классы. В каждом классе устанавливался двухлетний срок обучения. Девушки изучали немецкий, французский и русский языки, риторику, поэтику, декламацию, историю литературы, арифметику, всеобщую историю, географию, историю искусства, занимались музыкой и танцами, рукоделием.
До 1865 года выпуск проходил раз в два года, после — ежегодно. Первыми выпускницами Харьковского института благородных девиц стали Евгения Пчелкина, Мария Рушицкая и Варвара Спиридонова. С каждым годом число выпускниц росло и в 1856 году Институт закончила уже 41 девушка.
Бесплатно учиться и жить в Институте могли 20 (со второй половины 19 века 22) девушек из обедневших дворянских семей — по 2 от каждого из 10 уездов Харьковской губернии. Вскоре успехи воспитанниц, проходивших ежегодные публичные экзамены, способствовали росту популярности Института в дворянской среде. Среди учениц начинают появляться пансионерки — дочери зажиточных харьковских семей, обучение и проживание которых оплачивали родители. Плата составляла 850 рублей в год. В разные годы обучалось от 70 до 90 пансионерок, оплата за обучение которых являлась одним из источников дохода учреждения.
Институт также выплачивал стипендии. За счет казны императрицы Марии Федоровны существовали две постоянные стипендии для девушек-сирот, дворянского происхождения, чьи отцы несли службу по гражданской или военной части. Стипендии могли основывать также частные лица. Татьяна Морозова, в 1915–1918 годах воспитанница Харьковского института благородных девиц, в своих воспоминаниях отметила, что после сдачи вступительных экзаменов была принята на частную стипендию. Пожилая дама, рано потерявшая дочь, внесла в казну Института денежные средства за все 7 лет обучения, с условием, что учиться за этот счет сможет только дочь военного из действующей армии.
В начале 20 века число воспитанниц Института уже превышало 200 человек, среди которых все больше появлялись представительницы купечества, дочери почетных граждан, военных и гражданских чинов. Это стало своеобразным отражением социальных изменений, происходивших в стране.
В 1919 году Харьковский институт благородных девиц прекратил свое существование. В новой стране не нашлось места утонченным и образованным барышням дворянского происхождения.
Женская школа для дочерей дворян и купцов
Для обучения дочерей военных и гражданских чиновников, купцов и духовенства, которые не могли учиться в Харьковском институте благородных девиц, в 1820–1827 годах в городе работала Женская школа.
Возникновение школы также стало заслугой частной инициативы Харьковского общества и лично учителя гимназии Степана Есикорского. Общество лиц, жертвующих трудами для основания в Харькове училища благородных девиц, созданное учителями гимназии и Харьковского уездного училища, профессорами коллегиума, занималось сбором средств для открытия школы и подготовкой устава.
Возглавил школу специальный совет, в состав которого вошли люди пожертвовавшие средства на нужды учреждения. Кроме того, избирались также два попечителя — один от харьковского дворянства, другой от купечества. Для решения всех текущих вопросов ежегодно из членов Совета избирался Комитет. Как и в Институте благородных девиц существовала должность начальницы школы.
Школа существовала за счет пожертвований, а также платы вносимой воспитанницами. Год обучения в школе стоил дворянским семьям 200 рублей и 100 рублей — для купечества. За девушек, которые проживали в школе, родители должны были ежегодно вносить сумму в 500 рублей. При наличии средств, Комитет принимал также на бесплатной основе сирот и девочек из бедных семей. Большинство учителей преподавали бесплатно, а помещение на льготных условиях школе предоставил ее попечитель харьковский купец Тараканов.
Поступление в школу проходило на конкурсной основе и желающие учиться должны были сдать экзамен. Воспитанницы школы изучали русскую грамматику, основы русской словесности, правописание, чистописание, французский и немецкий языки, географию, древнюю историю, арифметику, основы физики, рисование, занимались музыкой и танцами. Кроме того, особое внимание руководство школы уделяло знакомству с этикетом и правилами поведения в обществе. Хорошим манерам девушек обучали воспитательницы. Занятия проходили ежедневно с 8.00 до 16.00, а летом до 18.00, с двухчасовым перерывом на обед. Каникулы длились всего месяц с 1 июля по 1 августа.
Следует отметить, что порядки в школе были значительно мягче чем Институте благородных девиц. Наказания считались неприемлемыми. Учителя и воспитательницы применяли к ученицам поощрения и награды, и лишь в очень редких случаях могли сделать выговор. В случае ссоры, виновных не наказывали, а пытались помирить.
Выпускницами школы стали только 5 девушек, хотя в разные годы число ее воспитанниц достигало 40 человек.
Закрытию школы в 1827 году способствовал конфликт между попечителями, членами Совета по вопросу перевода учреждения в новое здание. Результатом несогласованной работы руководства стали финансовые трудности и уменьшение количества учениц.
Епархиальное женское училище
Готовило будущих "матушек" — жен священнослужителей и настоятельниц женских монастырей. Выпускницы также имели право работать учительницами в низших учебных заведениях.
Инициатива открытия училища принадлежала архиепископу Харьковскому Филарету, который в 1852 году создал специальный комитет из членов Епархиального попечительства и организовал сбор средств. Через несколько месяцев сумма пожертвований превысила 20 тысяч рублей. Купец Сергей Костюрин занялся строительство училищного корпуса.
Уже в 1854 году начались первые занятия. До 1869 года учреждение называлось Харьковское училище девиц духовного звания, после преобразовано в Епархиальное женское училище. Воспитанницы изучали в качестве главного предмета Закон Божий, а также русский и славянский языки, чистописание, арифметику, историю России и географию в кратком виде, нотное церковное пение, рукоделие. Полный курс обучения длился 6 лет и делился на 3 класса. С 1866 года ученицы старших классов также обучались в практической школе для подготовки будущих преподавательниц в церковно-приходских училищах. Обучение проходило как на бесплатной так и платной основах.
Только за первые 50 лет своего существования училище подготовило 2850 воспитанниц, часть из которых посвятили свою жизнь преподаванию в элементарных школах.
Для размещения училища построили ряд зданий по проектам известных харьковских архитекторов Федора Данилова, Владимира Немкина, Владимира Покровского. Возникновение училищного комплекса привело к переименованию улицы в Епархиальную (сейчас улица Алчевских). После закрытия училища здания вошли в состав студенческого городка "Гигант" и частично перестроены.
Во второй половине XIX века в городе появились также женские гимназии, первой из которых стала основанная в 1860 году Мариинская. При евангелическо-лютеранской общине действовала Вознесенская гимназия. Массово открывались частные гимназии — Драшковской, Оболенской, Грегорцевич.
Источник: Mykharkov.info
СМОТРИ ЕЩЕ:
Летчица, скульптор и актрисы: 10 выдающихся харьковчанок, творивших в ХХ веке
Назад в прошлое: в Харькове были две Сумские и свой Подол с колдунами
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram