Сегодня, 12 ноября 2019 года, харьковчанке Людмиле Гурченко могло бы исполниться 84. Весной 2011 года ее не стало: у актрисы остановилось сердце. Ей было 76 лет.
Харьковчане охотно вспоминают о Людмиле Гурченко, но отношения актрисы с Харьковом сложно назвать простыми. Здесь было все: обиды, разочарования, прощания, но Харьков все равно остался любимым.
О тяжелом детстве
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в одной из больниц Харькова. На извозчике новорожденную привезли к дому номер 17 по Мордвиновскому переулку (теперь это переулок Кравцова).
Людмила Гурченко в детстве
Имя "Люся" девочка получила за два часа до рождения. Актриса вспоминала, что отец привез их с мамой в роддом, а сам, чтобы хоть немного ускорить время ожидания, отправился в кино. Там как раз крутили американскую картину. Марк Гурченко решил, что если родится дочурка, то обязательно будет Люси. Позже, в роддоме ему сказали, что такого имени в Советском Союзе нет, и девочку лучше назвать Людмила или Октябрина. Но отец был непреклонен. Если и назвать дочь Людой, то дома ее все равно все будут звать Люся.
В комнатушке по Мордвиновскому переулку проходило "музыкальное" детство будущей великой актрисы. Отец-музыкант гордился своей дочуркой, и кто бы не приходил к ним в дом, маленькая Люся устраивала "концерт".
Детство и юность Людмилы Гурченко пришлись на военные годы. Отец ушел на фронт. Молодая мать (на тот момент ей было всего лишь 24) не имела профессии и с трудом могла прокормить ребенка. Тем более — в условиях оккупированного немцами Харькова. Семья Гурченко едва сводила концы с концами.
— К счастью, Люся уже тогда так хорошо пела, что ей за выступления нет-нет да и отрезали кусок хлеба, наливали тарелку супа, — вспоминала нынешний директор харьковской гимназии. С Гурченко она познакомилась, когда та была на гастролях в родном городе.
— Ну а у кого в Харькове в 1941 году была еда? У немцев. Вот Люся и ходила к немецкой части, пела песни. Причем на немецком языке. Поскольку в кинотеатрах тогда крутились немецкие фильмы, песни из них Люся просто выучила на слух, не вдаваясь в смысл. Солдаты, скучавшие по дому, были в восторге! Заработанного хватало и Люсе, и матери. Так они и прожили почти два года оккупации.
Правда, потом Люсе за это еще не раз доставалось: одноклассники за спиной называли ее "немецкой овчаркой".
Юная Людмила Гурченко
Война отгремела. Отец вернулся из фронта. После войны семья Гурченко уже жила на Клочковской, 38, где "весь двор, как одна семья". Люся продолжала ходить в гимназию №6 на Рымарской, подпевала на уроках, за что ее неоднократно выгоняли из класса. Уже будучи знаменитой, Гурченко все время вспоминала актовый зал школы. Говорила, что где бы не выступала, все время сравнивала со своей первой сценой.
В родном классе Люся всегда сидела у окна. Отсюда было видно, как носят декорации из театра напротив. И как актеры идут на работу. Людмила Марковна не раз признавалась: училась плохо. Но для себя с самого детства знала – будет артисткой. Поэтому уже в 1953 году Людмила Гурченко уезжает в Москву.
О культовой "Карнавальной ночи"
Сегодня в роли Леночки Крыловой сложно представить кого-то, кроме Людмилы Марковны. Но режиссер картины Эльдар Рязанов считал иначе. И поначалу Гурченко не утвердил. А когда все же согласовал ее кандидатуру, стали возмущаться другие члены команды.
"С оператором у нас сразу не сложилось, он позволял себе реплики типа: „Да у нее ж под глазами черно, как в желудке после черного кофе! Как ее снимать?“ — рассказывала актриса. — Я чуть не в слезы. Вот так начинала. Но постепенно все привыкли, в меня поверили… Ну а дальше был успех! А почему — никто не понимал, просто в правильное время фильм вышел. И у меня случился вертикальный взлет… Вертикальный, сразу! Вчера студенточка, сегодня актриса, которую знает вся страна".
Людмила Гурченко в "Карнавальной ночи"
Однако этот самый взлет, как говорила сама Гурченко, обернулся стремительным падением.
"Вот представьте: съемки кончились и я в своем пальтишке езжу на троллейбусе в институт. Живу как обычный человек. Безотказная девочка, я бегала всюду, куда позовут. Про деньги даже не спрашивала. Но однажды ко мне подошел администратор и протянул конверт. Я думала — там письмо. А когда дома распечатала, оказалось, деньги. А хозяйка квартиры говорит: „Наконец-то догадались! Тебе же нужно на что-то жить…“. И таких конвертов было потом, может, десятка два. Эти деньги помогали выжить. Но в итоге меня вызвал редактор одной газеты и объяснил, что это какие-то левые концерты и неправильные администраторы, которые действуют незаконным путем. А я — артист-бесставочник, потому что еще учусь, мне по закону вообще не положена оплата. Я сказала: „Хорошо! Все поняла. Больше никогда“. Но на следующий день в этой газете появился фельетон „Чечетка налево“ об артисточке, которая берет голубые конверты, рубит, значит, бабло направо и налево. И все!".
Людмила Гурченко
Артистка признавалась: самой обидной для нее оказалась реакция земляков.
"Когда начались статьи эти всякие про мое аморальное поведение, про левые концерты — именно из Харькова, от земляков, я получала письма с таким содержанием: „Вы опозорили наш город“, „Мы больше не пойдем смотреть ваши фильмы“, „Выскочка!“. Какие-то жуткие слова, жуткие… А главное, мои родители вдруг стали на виду, на свету. Вот всем вдруг они стали интересны! Люди приходили, стучали в дверь — просто посмотреть. А мы жили в полуподвале. Койка с сеткой, на ней матрас. Ну очень просто жили. Люди удивлялись. Они думали, я день и ночь хожу в шикарном платье, с муфточкой на руках. Они вообще не понимали, что жизнь у меня такая же, как и у них".
"Прощай, любимый город"
Дошло до того, что Гурченко стала стесняться называть свою фамилию. И с тех пор взяла на вооружение фразу: "Прощай, любимый город": "Он любимый, родной, но люди… С людьми сложно!".
В родной Харьков Людмила Гурченко вернулась уже знаменитой.
"А у нас на Сумской висел огромный плакат, где я в черном платье, с белой муфточкой. Осуществилась моя хрустальная мечта военного детства", — вспоминала артистка.
Людмила Марковна рассказывала, что отец сотни раз посмотрел фильм "Карнавальная ночь" и мог часами стоять перед плакатом и говорить "вот моя дочь". А если кто-то не верил, то доставал пачку фотографий, с самого рождения дочери, и всем демонстрировал.
"Я очень тяжело приезжала в Харьков после "Карнавальной ночи". Кроме моего двора, никто не был счастлив. Маме говорили: "Леля, вы дали 25 тысяч, чтобы таких, как Люся снимали в кино. Так если таких, как Люся будут снимать в кино, что ж хорошего можно увидеть? Одни кости".
Людмила Гурченко в "Карнавальной ночи"
После травли в газетах Гурченко приезжала в Харьков тайно. Увидеть родителей, подругу. А потом забрала отца с матерью в Москву.
"Когда начались статьи про меня, именно из Харькова я получала жуткие слова. И внутри у меня звучало "Прощай, любимый город". Но я всегда его любила", — вспоминала Гурченко.
Следующий виток непонимания в отношениях артистки с родным городом возник, когда к юбилею артистки активисты приготовили подарок – памятник при жизни. Его поставили, но после скандалов убрали.
"У меня был юбилей. И харьковчане говорят, сюрприз будет. И памятник при жизни готовили. Ну, эскиз мне показали. А он такой… Я говорю: "вот если бы мне голову опустить, было бы хорошо". Это все, что я сказала. И тут начались дебаты, где его ставить. Тут нельзя, там нельзя, здесь его разбомбят. И мне так стыдно стало. И когда пошли желтые статьи, думаю, будь оно все неладно. Зачем оно мне надо?"
Все последующие приезды Гурченко в Харьков стали медийными. По улицам города за ней ходили журналисты. Она рассказывала о родных улицах и местах. В одном из интервью якобы ее не пустили в родную квартиру.
Шесть мужей Людмилы Гурченко
В советские времена постоянно жениться и разводиться было как-то не принято. Но Людмилу Марковну это не слишком беспокоило: за всю свою жизнь она сменила 5 мужей.
Ее первым супругом стал режиссер Василий Ордынский. Любви как таковой в этом браке не было: Люся считала, что Ордынский может помочь ей с карьерой, и потому согласилась выйти замуж. Но при первой же попытке мужа протолкнуть ее в большой кинематограф актрису забраковал худсовет. Гурченко собрала вещи — и была такова.
Гурченко и Ордынский
Второй муж — Борис Андроникашвили — прожил с Людмилой всего лишь два года. Борис был красив и, похоже, влюблен лишь в себя. Едва у пары родилась дочь Маша, он стал пропадать с друзьями. И, говорят, даже изменял супруге.
Людмила со вторым мужем, Борисом
Та же история случилась и с третьим браком: сын писателя, Александр Фадеев — младший, оказался редкостным гулякой. Позже Люся не раз назовет этот союз своей большой ошибкой.
Людмила и Александр Фадеев — младший
В четвертый раз Гурченко пошла под венец с Иосифом Кобзоном. На вопрос о том, как ей было в этом браке, незадолго до собственной смерти отвечала: "Да что Кобзон? Мы даже толком и не жили вместе. У него своя квартира, у меня своя. Как сошлись, так и разошлись".
Брак с Кобзоном был недолгим
Пятый муж — Константин Купервейс — хоть и не был супругом официально, но задержался в жизни Людочки надолго: почти на два десятка лет. Тем больнее актрисе было узнать, что у любимого и, казалось, надежного мужчины есть роман на стороне.
На фото Людмила с пятым мужем
Последним супругом Людмилы Марковны стал Сергей Сенин — кинопродюсер на 26 лет младше ее. С ним Гурченко прожила в радости до самой смерти.
"Я всегда была беззащитна, а с моим мужем Сергеем я чувствую себя защищенной. Он меня закрывает от ударов. Оберегает, следит. Смотрит на меня из-за кулисы и потом говорит: "Люсь, что у тебя с ногой?", а я отвечаю: "А что у меня такого с ногой?" — и волей-неволей уже начинаешь подхрамывать, и вот он уже рядом, готовый помочь" — делилась она.
Шестой брак стал для Людмилы счастливым
О дочери
Говорят, Гурченко боготворила своего отца. И потому всегда мечтала о сыне: чтобы назвать его Марком, в честь деда. Но жизнь распорядилась иначе: у Людмилы Марковны родилась дочь.
"Во время школьных каникул я брала дочь с собой на гастроли, — рассказывала актриса в одном из интервью. — Ночью мы спали с ней, тесно прижавшись друг к другу в холодной кровати очередного гостиничного номера. Днем ходили на базар, в магазины. А вечером на концерт. Она сидела за кулисами, в уголочке, закутанная и притихшая, внимательно наблюдая за жизнью на сцене и за кулисами. Она знала всех администраторов, схватывала на лету реплики, в которых чувствовалась ирония, юмор, явные или скрытые намеки".
Дочери Людмилы тоже уже нет в живых
Гурченко надеялась, что девочка вырастет артисткой, как мама. Но Маша видела свою жизнь иначе. И все время перечила родительнице.
"Первое время мама пыталась заставить меня что-то изменить в себе, но у нее ничего не получалось. Я все делала наперекор, — вспоминала Маша. — А она слишком быстро раздражалась, эмоции захлестывали, она кипятилась, кричала, наверное, поэтому результата ее слова не имели, а потом она махнула на меня рукой".
Выпорхнув из-под материнского крыла, Маша практически перестала общаться с Людмилой Марковной. Поначалу Гурченко стремилась это исправить. А потом узнала о трагической смерти собственного внука — но не от дочери, а от мимо проходившего соседа — и прекратила попытки помириться с Машей. Так обе лелеяли обиду, каждая свою, вплоть до ухода Гурченко из жизни.
"Наша Люся"
Сейчас дом Гурченко по переулку Кравцова, 7 в Харькове отреставрировали. Его стену украшает громадный мурал-портрет актрисы. На гимназии висит мемориальная доска. А в городе все же появился памятник актрисе, в сквере на Тринклера. Вокруг него, как и вокруг самой Людмилы Гурченко при жизни, крутятся скандалы и обсуждения. Но, как можно не помнить "нашу Люсю", если она постоянно твердила: "Если вы меня спросите, что такое счастье в этой жизни, я отвечу, что это Харьков. Это моя жизнь в Харькове, с родителями".
Мурал Людмилы Гурченко в Харькове.
Источники: "", ""
Смотрите еще новости Харькова о знаменитых горожанах:
"Хмуриться не надо, Лада": легенду эстрады Вадима Мулермана похоронят в Харькове
Что мы знаем о них: 10 выдающихся харьковчанок, творивших в ХХ веке
Смотри видео: самые известные люди, которые родились и жили в Харькове
Обсудить эту новость можно на нашей странице в
Читай все новости в нашем канале и подписывайся на нас в