Из-за пандемии коронавируса Kharkiv Music Fest — главный фестиваль классической музыки в Харькове — пришлось поставить на паузу. Но организаторы продолжают активную деятельность и проводят различные мероприятия онлайн, а харьковчане смогли сыграть на арт-пианино, которые традиционно были установлены в разных городских локациях.
Организаторы Kharkiv Music Fest участвовали в Общественном бюджете на 2021 год и победили с проектом развития детского симфонического оркестра.
Классическая музыка часто кажется новичкам сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику? Мы расспросили о том, что мешает наслаждаться классической музыкой и с чего начать, чтобы ее полюбить, исполнительного директора Международного фестиваля классической музыки Kharkiv Music Fest Марию Горбонос.
Совет №1
«Откажитесь от мифов и стереотипов, например, что классика — это что-то сложное, что может быть понятно только узкому кругу избранных. Правда в том, что музыка — это одно из самых эмоциональных искусств. Классическая музыка очень разнообразна, она может быть драйвовой как Metallica, спокойной как chill out, жесткой как авангардный джаз — и при этом еще более мелодичной, насыщенной и интересной, — рассказывает Мария.
— До ХХ века разницы между классической и популярной музыкой не существовало. Музыка была просто музыкой. Люди ходили на премьеры симфоний, концертов, опер так же, как мы посещаем сегодня рок-концерты — в первую очередь, чтобы получить удовольствие. Арии из опер Россини и Верди были популярны, как сейчас хиты Монатика. Поэтому классическая музыка – это не искусство для избранных, это музыка для всех, которая проверена временем.
Совет номер 2
— Ищите свою классику. Даже если вы когда-то были на концерте классической музыки и вам не очень понравилось — рано делать выводы. Так, каждое произведение классической музыки перевернет вам душу, однако сверхважно найти то, что вам нравится, особенно поначалу. Поэтому как найти «свою классику»? Подходы могут быть разные.
Способ первый: начать с классической попсы — композиторов, более «открытых» новому слушателю. Это любые сборники из серии «100 лучших шедевров классической музыки», или музыка Шопена, Грига, Моцарта, Чайковского, Вивальди и других. Это музыка, которая сразу обращается к вашим эмоций. Также новичкам лучше выбирать произведения, в которых есть программа — понятное название, или литературный текст, изображающий определенный образ, или рассказывает о сюжете. Например, название «Полет валькирий» сразу откроет вам фантастическую картину, которую отражает напряженная и зловещая музыка Вагнера.
Способ второй. Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только ее распознать. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, мультфильмах, рекламе, телевизионных заставках и рингтонах. Например, «Венгерскую рапсодию №2» Ференца Листа, исполнял в детских мультфильмах кролик Багз Банни, кот Том. А начало монументальной симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса многим запомнилось как заставка телевизионного шоу «Что? Где? Когда?», или как саундтрек таких фантастических фильмов как «Космическая Одиссея 2001», и «Интерстеллар». Метод заключается в том, что в очередной раз услышав знакомую классику в фильме, вы находите в интернете ее название и затем слушаете полностью.
Музыкальный критик Бенджамин Карлсон в качестве еще одного способа приобщиться к классике, советует попробовать соотнести классическую музыку с вашими собственными эмоциями и настроением. Например, для романтического состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Клода Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематический и сдержанный Бах и другие композиторы эпохи барокко. В моменты грусти — Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело на душе — Моцарт. Хочется эпики и трагедии — Брамс, иронии — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это разделение весьма приблизительное. Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону ее понимания.
Совет номер 3
— Попробуйте разные условия для прослушивания классики. С одной стороны, живое исполнение влияет на слушателей лучше любой записи — сама атмосфера концертного зала помогает лучше сосредоточиться на музыке и следить за ее драматургией.
Зато дома можно слушать классику в удобном для себя режиме — вечером, или утром, полчаса или даже 10 минут в день. Также очень важно обращать внимание на исполнителя, чью запись вы слушаете. Музыка — это не живопись, где мы имеем дело непосредственно с творением гения. В музыке чрезвычайно важна роль интерпретатора. Одно и то же произведение может звучать совершенно по-разному у разных исполнителей, а неудачное исполнение может испортить впечатление от музыки.
— И напоследок— прямо сегодня начните свой Classical Music Challenge — в течение недели слушайте ежедневно что-то из классики, и находите ту, которая нравится именно вам.
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram и подписывайся на нас в Instagram и Viber