В театре Пушкина готовятся к премьере "Кукольного дома" по пьесе Генрика Ибсена. Последнюю неделю перед премьерой актерам предстоит работать над самыми трудными, сложными для восприятия сценами. Сложными не в смысле абстрактности и символизма, совсем наоборот — они слишком реальны.
Напомним, Эксперименты с классикой: в театре Пушкина состоится премьера "Кукольного дома" Ибсена
"Постановщик Ольга Турутя-Прасолова намеренно создает на сцене подробную иллюзию "нормальной" семейной жизни — салфеточки, тумбочки, рукомойник. Именно за этими бытовыми зарослями и скрываются во внешне "нормальных" семьях ложь, презрение и насилие", – рассказали Vgorode организаторы.
Не скучай: гид по главным мероприятиям второй половины июня в Харькове
Без провокации не обойтись
В театре Пушкина любят классику. В ней, уверена Ольга Турутя-Прасолова, можно найти свободу, глубину и актуальность. При этом каждое свое решение, каждое действие на сцене постановщик должен оправдывать. Но провокация в "Кукольном доме" обязательно будет.
"Провокация иногда необходима, — считает режиссер. — Я не хочу, чтобы зрители сказали "Ну, неплохой спектакль", и пошли домой. Я хочу, чтобы он вызывал восторг или ужас. С моим прошлым спектаклем, чеховской "Чайкой" мне было проще. А Ибсен — куда более сложный материал".
"Кукольный дом" легко посчитать бытовой пьесой, в которой семейные страсти кипят среди чашечек и тарелочек. "Пушкинцы" намерены в этих чашечках и тарелочках быть максимально откровенными: "Это должна быть серия пощечин, неожиданных откровений вроде: "Да это же обо мне!" или "Какой ужас! Хорошо, что в моей жизни этого нет", — считает директор театра Сергей Бычко. — Хотя на сцене — XIX век, и многое поменялось с тех пор, все это и по сею пору бывает. Основные темы, мотивы персонажей "Кукольного дома" будут актуальны всегда".
О чем спектакль?
Сюжет в пьесе развивается вокруг тайны, которую Нора хранит от своего мужа. Но и у других персонажей есть свои секреты. Впрочем, из зала все видно: стены, которые существуют для героев пьесы, для зрителя прозрачны. Вся ложь — открыта, зритель видит все, что происходит "за закрытыми дверьми", и иногда для него это крайне дискомфортно.
"Никакой пошлости не будет. Но смотреть на это будет не всегда приятно, — предупреждает постановщик. — Насилие — это ведь не только грубые жесткие сцены. Насилие начинается с малого, например: "Помой чашку. Ты плохо помыла. Помой ещё раз", с таких вещей. И в какой-то момент вся эта сдержанность слетает с человека и наружу вырываются демоны".
На "топливе ненависти"
Актеры признаются, что на сцене им приходится работать на "топливе ненависти", выпускать этих демонов. Они есть в каждом человеке, но профессия актера дает возможность использовать их во благо, а не во вред.
"У нас есть две такие сцены: когда муж психологически давит на жену, требуя секса, и когда просто избивает ее, — объясняет Ольга-Турутя Прасолова. — Это все грубо, страшно, и кажется, что лучше о таком умолчать. Но, к сожалению, это происходит каждый день во многих украинских семьях. Театр обязан говорить о важном, о неудобном. Мы должны не только развлекать и смешить зрителя, но и тревожить, вызывать ответные реакции, подталкивать к размышлению. "Миленько и красиво" — это не о нас".
В сцене бытового насилия прямого контакта актеров не будет, но и она станет для них испытанием. Впрочем, играющая Нору актриса Мария Бораковская проживает сцену легко, даже получает удовольствие: "Это очень мощное средство воздействия на зрителя, и именно своей эффективностью мне эта сцена нравится".
С ней согласна и Ольга Солонецкая, еще одна актриса, исполняющая роль Норы: "У меня пока есть сложности с первым актом, когда нужно играть легкую и веселую девочку. Это для меня гораздо сложнее. А то, что происходит во втором акте, мне очень понятно. Это те вещи, которые, как говорится, с молоком матери впитаны".
Мария Бораковскя видит своего персонажа наивной женщиной, которая через сложные испытания постигает правило: каждый в ответе за свои поступки: "Главное в Норе то, что она врет всем вокруг, — считает Мария. Она пытается маленькой ложью скрепить разрушающийся семейный домик, и он обрушивается на неё. И чем больше лжи, тем сложнее ей остановиться. Возможно, в начале этого пути обмана никто не сказал ей, что нужно остановиться. Возможно, наш спектакль остановит кого-то. Как-то после нашего студенческого спектакля к нам подошла женщина и сказала: "Я 20 лет не общалась с сыном, но увидела ваш спектакль и поговорила с ним". Вот ради таких моментов мы все и делаем".
Когда: 30 июня в 19:00 (премьера); 1, 4 и 7 июля
Где: на главной сцене Театра им. Пушкина
Почем: от 70 до 100 гривен
Информация о спектакле:
Постановка, сценография, костюмы — Ольга Турутя-Прасолова
Музыкальное оформление — Светлана Луполчук
Действующие лица и исполнители:
Адвокат Хельмер — Сергей Листунов, Владимир Частников
Нора — Мария Бораковская, Ольга Солонецкая
Доктор Ранк — Федор Бахмутченко, Богдан Белецкий
Фру Линне — Наталья Иванская, Инна Одноралец
Частный поверенный Крогстад — Олег Власов, нар. арт. Украины Юрий Головин
Куклы — Екатерина Белая, Олег Маковейчук
СМОТРИ ЕЩЕ:
Расписание: в парке Горького действует кинотеатр под открытым небом
Смотри трейлеры: в харьковских кинотеатрах стартовали шесть новых фильмов
Кафе, клубы, музеи, уличные сцены: каким будет День музыки-2017 в Харькове
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook
Читай все новости в нашем канале Telegram