Театр Пушкина продолжает эксперименты с классикой. 30 июня на главной сцене театра состоится премьера драмы "Кукольный дом" по самой известной пьесе Генрика Ибсена. Когда ее поставили впервые в 1879 году в Копенгагене, публика была шокирована бесцеремонностью автора — он поставил под сомнение роли мужа и жены, задался вопросом о свободе человека распоряжаться своей судьбой. Спустя 138 лет эти темы по-прежнему нуждаются в аргументах, особенно в Украине, уверена постановщик Ольга Турутя-Прасолова.
Диван подождет: куда пойти в Харькове в первой половине июня
В чем новизна?
Спектакль о несчастной, затравленной женщине, которой хочется только сочувствовать — это не то, что хочет увидеть режиссер. Ольга Турутя-Прасолова уверена, что каждый человек в ответе за то, что с ним происходит:
"Представьте молодоженов — муж приходит домой, жена подает ему тапочки. Он говорит: "Зачем мне тапочки?". На другой день ситуация повторяется, муж говорит: "О, спасибо за тапочки, так приятно". На третий день он спрашивает с порога: "А где мои тапочки?". Кто виноват в этом — он или она? Мы сами формируем своё пространство, сами за него в ответе, и я хочу чтобы эта мысль отчетливо звучала в спектакле", — делится с Vgorode своим видением режиссер "Кукольного дома".
"Готово ли наше общество к равенству?"
В Харькове эту пьесу Ибсена еще не ставили, хотя в апреле в ХНАТОБ им. Н.В. Лысенко состоялась премьера другого произведения знаменитого норвежца — "Пер Гюнт". То ли дух Ибсена витает в харьковском воздухе, то ли тема освобождения женщины, актуальная для Северной Европы в XIX веке, стала важной для Украины.
"У меня нет папки с пьесами. Идеи спектаклей возникают в виде темы из жизни, из каких-то событий. Например, тема равенства актуальна для Европы уже больше века, но в Украине оказалась в фокусе только сейчас. Наше законодательство переделывают, чтобы дать всем равные права, независимо от пола. И мне стало интересно, готово ли наше общество к равенству? Почему есть принципы, которые мы передаем из поколения в поколение, не задумываясь о том, откуда они вообще взялись, правдивы ли они? — задается вопросом постановщик. — Например, если женщина трудолюбива, вкусно готовит, она высоко ценится на "рынке невест", комфортна для близких. А если не умеет готовить, то что — уже не невеста?".
На эту тему есть много современных пьес, но новой драматургии Ольге Турутя-Прасоловой недостаточно — слишком она прямолинейна, слишком интерактивна. Классика глубже, интереснее. Эта любовь молодого режиссера к проверенным временем произведениям — именно то, что нужно Театру Пушкина.
"После "Чайки" мы поняли, что на верном пути, — вспоминает директор театра Сергей Бычко прошлую премьеру Турутя-Прасоловой. — Мы любим и ценим нашу постоянную аудиторию. При этом ищем новую, сохраняя баланс и репутацию театра. "Чайка", первый спектакль Оли в нашем театре, идет в "Портале на Гоголя, 8", нашей малой сцене. Это место объединило самых разных зрителей — и тех, кто не пропускает ни одной нашей премьеры, и тех, кто никогда не был у нас в театре. У нас в первом ряду сегодня могут сидеть и люди в костюмах и подростки в "конверсах". Теперь мы хотим доверить Оле большую сцену".
Кого увидим на сцене?
В новом спектакле объединились разные составы актеров, и посмотреть на их совместную работу будет интересно и тем, кто давно и хорошо знает Театр Пушкина, и тем, кто только начинает ходить на его спектакли. Например, Крогстада в "Кукольном доме" играют любимые харьковскими театралами артист Олег Власов и народный артист Украины Юрий Головин. А Нору — Ольга Солонецкая и Мария Бораковская. У спектакля два состава, но ни один — не основной. На репетициях постоянно идет ротация, поэтому каждый актер или актриса могут играть с разными партнерами. Так достигается ощущение, что это — один спектакль, вне зависимости от того, кто на сцене.
"Например, адвокат Хельмер — его играют Сергей Листунов и Владимир Частников, — объясняет режиссер. — У Владимира адвокат выходит манерным, тошнотворным, как депутат, обещающий построить детские площадки. А Листунов через улыбку проявляет невероятную жесткость, что тоже хорошо, но по-другому. У обоих получается классно, и мне очень хочется объединить этих двух Хельмеров в одном".
Действующие лица и исполнители:
Адвокат Хельмер — Сергей Листунов, Владимир Частников
Нора — Мария Бораковская, Ольга Солонецкая
Доктор Ранк — Федор Бахмутченко, Богдан Белецкий
Фру Линне — Наталья Иванская, Инна Одноралец
Частный поверенный Крогстад — Олег Власов, нар. арт. Украины Юрий Головин
Куклы — Екатерина Белая, Олег Маковейчук
"Действие – первично, текст – вторичен"
Как и в других своих постановках, Ольга Турутя-Прасолова при всем уважении к автору, безжалостна с текстом. Не добавляя ничего от себя, она убирает лишнее, придерживаясь принципа "Действие — первично, текст — вторичен". "Кукольный дом" лишился разговоров о религии, а также служанок, нянек, посыльных и детей. На сцене — пять персонажей, на камине — две куклы, а межкомнатные стены заменены на разметку на полу, как в "Догвилле" у Ларса фон Триера.
"Это будет самый странный мой спектакль, несвойственный мне, — считает постановщик. — Но я все так же хочу, чтобы людям было, о чём поговорить после того, как опустится занавес. И постоянной аудитории Театра Пушкина, и новым зрителям. Здесь нам нужно добиться того, чтобы спектакль не свелся, как обычно, к сочувствию бедной Норе. Мне нравятся сложные задачи".
Когда: премьера спектакля "Кукольный дом" состоится 30 июня в 19:00
Где: на главной сцене театра им. Пушкина
Почем: от 70 до 100 гривен
Постановка, сценография, костюмы – Ольга Турутя-Прасолова
Музыкальное оформление – Светлана Луполчук
СМОТРИ ЕЩЕ:
5 спектаклей в один день: харьковский театр Воробушек установит рекорд Украины
Не пропусти: Мачете и Pianoбой выступят на открытии харьковского Летопарка
Релакс на природе: где в Харькове летом бесплатно заняться йогой
Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook