Теперь даже о минутном простое «рогатых» сразу становится известно диспетчеру. Фото из архива "КП".
Жариться на остановках по полчаса больше не будем
GPS-система заработала на всем городском электротранспорте, сообщил директор КП "Харьковпасс" Максим Мусеев. Теперь четыре диспетчера (по одному на каждое депо) в режиме онлайн наблюдают за вышедшим на маршруты электротранспортом. Причем контроль есть даже ночью. Главная польза от нововведения для пассажиров заключается в том, что трамваи и троллейбусы будут гораздо более четко, чем раньше, соблюдать график движения. А значит, жариться летом и мерзнуть зимой по полчаса на остановках не придется.
Работает это так: графики движения трамваев и троллейбусов каждого маршрута внесены в память компьютера. Сами "рогатые" с маячками видны на карте города в виде точек.
- Если точка зеленая, машина движется согласно заданному графику. Если отстает от графика на 5 минут (вина водителя, ДТП, другая внештатная ситуация), точка становится красной. Если водитель спешит (например, на конечную остановку по личным нуждам), точка загорается синим, - рассказывает Максим Мусеев. - Если машины серьезно выбиваются из графика, диспетчер звонит и выясняет, в чем дело.
В КП "Харьковпасс" отметили, что раньше были случаи и самовольных выездов на линию, и наоборот, не выхода на маршрут исключительно по вине водителей. "Под колпаком" такой номер уже не провернуть.
Своего "контролера" цепляют сами
Как рассказали сотрудники "Горэлектротранса", маячок им выдают перед выездом на маршрут. Каких-либо сложностей с установкой не возникает даже у женщин.
- Это такая коробочка, которая подключается без проблем: штекер вставляется, и все. У нас на старых вагонах маячок находится с левой стороны, возле лобового стекла, - говорит водитель трамвая Галина Анатольевна. - Никаких проблем с этим оборудованием не возникает. Единственное изменение после их появления заключается в том, что разница в прохождении каждого кольца может стоить нам части зарплаты, ибо тогда мы это кольцо теряем. Допустимым считается опоздание на две минуты и разрешается приехать раньше на одну минуту.
Не "маячил" на карте - значит, смену не отработал
- Смена водителю не закрывается, если он работал с отключенным устройством GPS-навигации, - объясняет Максим Мусеев. - Следует сказать, что дисциплина водителей значительно улучшилась. Они понимают, что постоянно находятся под присмотром, и места для маневра у них очень мало.
В то же время сами водители жалуются, что иногда соблюдать график очень сложно по объективным причинам: из-за бурных дорожных работ и большого количества перекрытых улиц.
Кстати
На маячки посадят и автобусников
В ближайшее время оборудовать GPS-навигаторами начнут и автобусы частных перевозчиков. За этим подвижным составом также будут следить диспетчеры КП "Харьковпасс".
- Нас в первую очередь волнует, что это даст пассажирам. Задача перевозчиков - заработать деньги, а задача нашего предприятия - оказывать услугу должного уровня, в чем частные перевозчики не всегда заинтересованы, - объясняет Максим Мусеев. - Мы не можем за каждым автобусом установить контролирующие органы, но GPS-навигация этот вопрос снимает.
Для примера директор КП "Харьковпасс" смоделировал ситуацию, когда автобус после спада количества пассажиров, чтобы сэкономить горючее, не доезжает до конца маршрута.
- С GPS-навигацией такие случаи исчезнут, - уверяет Мусеев. - Если водитель нарушает, к нему будут применены и дисциплинарные санкции, и финансовые.
Предполагается, что водители автобусов будут цеплять свои маячки точно так же, как и горэлектротрансовцы - перед выходом на маршрут.
Юрий Зиненко, "Комсомольская Правда".