Как не превратиться из пассажира в жертву?

Чтобы не попасть под электротранспорт, помните, что обходить трамвай надо спереди, троллейбус – только сзади.

Чтобы не попасть под электротранспорт, помните, что обходить трамвай надо спереди, троллейбус – только сзади.

Транспорт и инфраструктура
29 ноября 2010 11:52

От несчастных случаев в городском транспорте не застрахован ни один человек. Учитывая, что состояние харьковских трамваев и троллейбусов оставляет желать лучшего, мы решили узнать правила поведения при ЧП в трамвае и в троллейбусе. Итак, что делать, если…

…Произошло столкновение с машиной

В течение минуты водитель трамвая должен выключить (обесточить) высоковольтные и низковольтные цепи, выключить аккумуляторную батарею, опустить пантограф (или две штанги троллейбуса) от контактной сети и надежно его закрепить. Кондуктор вызывает пожарных и "скорую". В это время проводится эвакуация пассажиров. Первую дверь в такой ситуации чаще всего заклинивает, возле кабины возникает пожар. Поэтому прежде всего через последнюю дверь выводят пожилых людей и детей.


– Остальные пассажиры покидают салон через запасной выход – заднее левое окно. Для этого водитель берется за поручень, выбивает ногами окно, инструктирует кондуктора, а тот помогает выбраться молодежи, – рассказали на факультете оперативно-спасательных сил Университета гражданской защиты Украины. – Когда первый человек выпрыгивает из трамвая или троллейбуса, он должен подать руку следующему пассажиру. А водитель в это время тушит пожар углекислотным огнетушителем или песком. После того как огонь ликвидирован, нужно узнать, в каком состоянии водитель автомашины и, если нужно, оказать ему первую медицинскую помощь. 
 

Инструктаж пассажиров во время ЧП будет проводить водитель. Если заклинило абсолютно все двери, выдавливаются не только "запасные выходы", но и другие окна.

…Ударило током

Пришлось стать свидетельницей того, как зимой прошлого года в троллейбусе № 24 девушку ударило током. Она взялась за поручень, но вдруг вскрикнула и упала прямо на мокрую землю. Ее подняли, но девушка была в шоковом состоянии – громко плакала и дрожала. Водитель с кондуктором сразу же эвакуировали пассажиров через первую дверь и уехали в депо.


– Утечка тока часто происходит в сырую погоду, особенно если у подножки плохая изоляция, – объяснили нам в штабе гражданской обороны Харьковского коммунального предприятия "Горэлектротранс". – Мы на выезде из депо и на въезде после отработанной смены полностью проверяем технику. Но могло произойти и такое, что пассажиры пострадали. В первую очередь этому подвержены люди с язвой желудка, больной нервной системой и нездоровым сердцем. Они намного сильнее ощущают электроток. Здоровый человек может его не почувствовать. В такой ситуации водитель обязан высадить всех пассажиров и поехать в депо.
 

Почему может появиться утечка? Тут много нюансов. Например, нарушение изоляции высоковольтных проводов. Возможно и влияние реагентов, которыми посыпаются зимой дороги. Известны случаи, когда пассажиров ударяло током именно при входе в троллейбусы в сырую погоду. Кстати, летом нареканий у людей обычно не возникает. Во избежание подобных проблем мы время от времени меняем изоляцию подножек и поручней входных дверей.

…Человек попал под колеса

Чаще всего пострадавший какое-то время остается жив. Но в любой момент может умереть от сильной потери крови и болевого шока. Прежде всего врачи оказывают ему первую помощь – накладывают жгут, колют болеутоляющее, ставят капельницу. После этого кран поднимает трамвай, и травмированный извлекается из-под колес. Человека отправляют в больницу.


Таких ситуаций в Харькове было предостаточно. Одна из самых резонансных – когда на повороте от трамвая отцепился последний вагон и полетел прямо на людей, стоящих на остановке. Под колесами оказались женщина и ее дочь. Спасти их не удалось. В остальных же случаях, утверждают специалисты МЧС, пешеходы нарушали элементарные правила дорожного движения. Поэтому всегда помните о том, что обходить трамвай надо спереди, троллейбус – только сзади! А во время движения пассажирского транспорта нужно обязательно держаться за поручни.

…В салоне возник пожар


Если в салоне трамвая возник пожар, нужно немедленно сообщить об этом водителю.

Если в салоне трамвая возник пожар, нужно немедленно сообщить об этом водителю.

Во-первых, нужно немедленно сообщить об этом водителю – не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу.
 

Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обеими ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура).
 

В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг возгорания.
Как и при любом пожаре, в общественном транспорте надо всеми способами бороться с паникой, спасать в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе позаботиться. Не толпитесь у дверей, если там образовалась давка, лучше выбейте окно. Защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом, полой куртки от дыма: первая опасность при таком пожаре – ядовитые газы от пластика. Бывает, что достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.
 

В-четвертых, выбравшись из горящего вагона, сразу же начинайте помогать другим. При этом будьте осторожнее с металлическими частями в трамвае и троллейбусе – они могут оказаться под напряжением из-за обгоревшей изоляции.
 

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях