10 идей, как сделать из Харькова европейский город

10 идей, как сделать из Харькова европейский город

Фото Ильи Варламова.

Велосипедная инфраструктура

В Европе на велосипеде не ездит только ленивый – все потому, что для популяризации двухколесного транспорта там созданы безупречные условия. Во многих городах арендовать "велик" можно через специальный турникет, расплатившись "кредиткой". При этом, накатавшись вдоволь, совсем необязательно возвращать его на то же место – пункты проката есть на каждом шагу, как и велопарковки. Что касается удобства и безопасности езды, то в этом смысле каждый велосипедист без преувеличения чувствует себя "королем дороги" - в Берлине, например, кроме велодорожек с разметкой, опоясавших весь город, для владельцев "железных коней" установлены отдельные светофоры. Неудивительно, что на дорогах Европы велосипедистов зачастую больше, чем автомобилистов.

Парки

Парк в районе Кройцберг, Берлин. Фото из архива Vgorode.

После рабочего дня или в долгожданный "уик-энд" - отвлечься от рутины европейцы выбираются в тенистые парки. Там нет привычных харьковчанам сладкой ваты, несчастных пони, на которых иногда катаются дети, вдвое превосходящие животных в размерах, портретистов, готовых за символический гонорар сделать вас Брэдом Питтом или Анжелиной Джоли, и прочих пошлостей. Жители Европы выбираются в парки, чтобы отдохнуть от суеты – с собой они берут только сэндвичи, футбольный мяч и гитару. Бывает, еще жарят барбекю (см. след пункт). И никаких грозных табличек "По газонам не ходить" - представить себе лондонский Гайд-парк без сидящей на лужайках молодежи практически невозможно, как, в общем-то, и любой другой европейский парк.

Общественные шезлонги и барбекю

Шезлонги в Люксмебургском саду, Париж. Фото из архива Vgorode.

В Париже в Люксембургском саду или даже в Парке Горького в Москве (при всех недостатках этого города) горожане могут расслабиться не только на новых лавочках, но и в уютных шезлонгах и гамаках. Невероятно, но факт: то, за что с нас сдирают деньги на городских пляжах, в других городах доступно абсолютно бесплатно. В далекой Австралии муниципальные власти пошли еще дальше – во многих городах этой страны любой желающий может воспользоваться общественным барбекю. Австралийцы с удовольствием жарят говядину и сосиски.

Пешеходный центр

Центр Праги. Фото Ильи Варламова.

Будапешт, Прага, Зальцбург, Барселона и украинский Львов – во многих европейских городах исторический центр закрыт для автомобилей и благодаря этому идеально подходит для прогулок. Узкие улочки, брусчатка, старые дома, цветы на окнах – такой антураж позволяет максимально окунуться в атмосферу города. Кроме того, в центре, как правило, полным полно магазинов и кафе на любой вкус. И хотя трудно представить себе центр Харькова пешеходным, но перекрывать Сумскую хотя б на выходные уж точно было бы не лишним.  

Уличные артисты

Живые статуи и Барселоне. Фото Ann Greyson.

Фокусники, мимы, скоморохи, живые статуи, левитирующие йоги, бродячие музыканты – эти ребята при любой погоде создают и поддерживают в городе атмосферу бесконечного праздника. Как правило, такие персонажи собирают вокруг себя кучу зевак – неискушенный турист рискует надолго "зависнуть" в лондонском Ковент-Гардене или на центральной улице Барселоны Рамбле, где полным-полно артистов, похожих на пришельцев из другой эпохи.

Free Wi-Fi

Зона свободного вай-фай в Париже. Фото с сайта commons.wikimedia.org.

Учитывая поголовную зависимость нашего поколенья от гаджетов и социальных сетей, все больше городов приобщаются к свободному Wi-Fi – сеть становится доступной не только в кафе и барах, но и в общественном транспорте, центре, парках. Не нужно далеко идти – во Львове свободно "серфить по инету" можно в самом сердце города – в двух шагах от Оперного театра. У нас такую зону можно найти разве что в Парке Горького. Хотелось бы, чтобы покрытие расширялось, и любой желающий мог залить фото в инстраграм здесь и сейчас.  

Демократичные бары

Бар в Берлине. Фото с сайта motortrend.com.

Несмотря на обилие "питейных" заведений в нашем родном городе, похвастаться оригинальностью могут лишь единицы. Да и те не всегда соблюдают тематическую направленность – например, порой можно зайти в ирландский паб и услышать из колонок слезоточивую песню Светланы Лободы о тяжелой женской доле, что едва ли сочетается с шумными ирландцами, напивающимися вдрабадан. Атмосфера во многих заведениях неестественная: персонал обсматривает тебя с натянутой улыбкой, и ты чувствуешь себя на ярмарке тщеславия. В Европе обстановка в барах куда свободней – старик бармен по-свойски хлопнет тебя по плечу, официантка улыбнется в 32 зуба, словно ты ее принц на белом коне, а музыкальный автомат с подбором дисков поможет лично выбрать музыку, под которую ты хочешь отдыхать.

Рыбные фаст-фуды

Рыбный фаст-фуд в Вене. Фото Евгения Михайлова.

Харьковчане предпочитают "быстрО", потому что там можно перекусить "на скорую руку" и с минимальными потерями для кошелька. Впрочем, меню в таких заведениях не отличается оригинальностью – борщ с пампушками, котлета по-киевски, вареники… Внести разнообразие в дневной рацион горожан могли бы рыбные фаст-фуды, где акцент делается на морепродуктах. В развитых странах уйма таких заведений, и народу там пруд пруди – а всё потому, что цены, как и положено фаст-фудам, ниже, чем в других местных точках общепита.

Современный городской транспорт

Трамвай в Лионе. Фото Ильи Варламова.

То, как пару лет назад городские власти закупили б/ушные чехословацкие трамваи, выдав их за новые, не обсуждал только ленивый. По-хорошему, весь муниципальный транспорт давно следовало бы обновить. В Европе общественный транспорт куда более современный, удобный и "пунктуальный". В случае любого форс-мажора вроде закрытия станции метро на ремонт (такое иногда случается) или непогоды (например, если замело железнодорожные пути), вам наверняка пришлют бесплатный замещающий автобус и 100 раз проинструктируют, что, где и как. А ещё можно было бы пустить ночные автобусы, чтобы с закрытием метро жизнь в городе не останавливалась.

Удобства для инвалидов

Лифт для инвалидов в Барселоне. Фото с сайта baby--face.livejournal.com.

Пандусы на улицах, специальные эскалаторы и лифты в метро, навигационная система для слабовидящих – в развитых странах инвалиды могут вести полноценный образ жизни, не чувствуя себя брошенными на произвол судьбы. Многие автобусы и троллейбусы оборудованы аппарелью – откидной площадкой, позволяющей "колясочникам" заезжать в салон быстро и беспрепятственно.

Идеи – это, конечно, прекрасно. Но еще хотелось бы видеть больше приветливых лиц на улицах. А в этом плане Харьков может стать  европейским городом уже сегодня.

Vgorode поздравляет всех харьковчан с Днем города!

ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ХАРЬКОВА 

Харьковчане подарили военному госпиталю уникальные аппараты для лечения раненых

Харьковчанин сделал пародию на "ночные размышления" Бабкина

11 вещей, которые нужно успеть сделать до конца лета