Фото с сайта u-f.ru.
Так или иначе, каждый день среднестатистического харьковчанина начинается с поездки: на работу, учебу, "по делам". Счастливцы те, кто рассматривает лица людей, влипших в стекло автобуса, из салона собственного авто. Менее повезло тем, кто ежедневно становится участником марафона "выжить в час пик". А если вдобавок водитель общественного транспорта решил еще и полихачить или включить характер – шаткие нервы и дергающийся глаз обеспечен.
Как быть, если "шеф" во что бы то ни стало стремиться довезти пассажиров на место вовремя и несется на полной скорости, или мчит по "зебре", не пропуская пешеходов – рассказал юрист Руслан Исмаилов.
- При осуществлении своей деятельности перевозчики пассажиров обязаны руководствоваться "Правилами предоставления пассажирского автомобильного транспорта", Законом Украины "О дорожном движении", "Про автомобильный транспорт" и правилами дорожного движения.
Если водитель нарушает правила дорожного движения (не пропускает пассажиров, превышает скорость и т.д.), можно пожаловаться как работодателю – компании перевозчику (сведения и реквизиты которого часто бывают указаны в транспорте), так и в высшие инстанции.
В зависимости от предмета жалобы и тяжести последствий нарушений водителя, это может быть автотранспортная инспекция или управление, инспекция по вопросам защиты прав потребителей, управление ГАИ, транспортная прокуратура.
- Если вы намерены обжаловать какие - либо нарушения со стороны водителя, то лучше закрепить ваши доводы с помощью видео или фотофиксации на телефон, - говорит юрист.
Харьковчане возмущаются
Наш читатель Дмитрий Жемчугов рассказывает: "Я на перекрестке Скрыпника и Сумской стоял на светофоре. Мне загорелся зеленый, а я чего-то замешкался (выезжал на Сумскую) и тут на красный пролетел 88 маршрут. Правда, я никуда не жаловался".
Маршрутчики и на обгон идут, и на по телефону успевают общаться. Фото: teron.ru.
Такое же мнение ("маршрутчики обнаглели"!) выражает большинство горожан. Максим Вовк рассказывает: "Перекресток улиц Саперная, Героев труда и Шевченко (спуск Жилярди). Так вот, с Саперной выезжают на красный свет, иногда по встречке объезжая стоящие машины на светофоре. Кстати, с этого перекрестка начинаются гонки 241 и 272 маршрутов. Здесь их маршруты соединяются и они оба едут на Советскую. Бывает, устраивают беспредел и на красный свет высаживают пассажиров посреди перекрестка. Часто на пересечении улиц стоит ГАИ, но им плевать, что маршрутки останавливаются на пешеходных переходах".
"С нарушениями сталкиваюсь каждый раз, когда проезжаю перекресток Героев Труда. Ну вот смотрите, перевозчик устанавливает для маршрутчиков время, в которое они должны прибыть на остановку. Кто виноват, что водитель, торопясь, проезжает на красный?", - говорит Александр Лахно.
Проверяем на себе
Законы законами, но предвидя исход таких жалоб, Vgorode.ua решил проверить на себе, работают ли советы на практике.
Под видом обиженного пешехода, которого едва не сбил автобус, а водитель "обласкал" парой слов, мы позвонили нескольким перевозчикам, обслуживающим городские маршруты. Все они выслушали нас и спокойным тоном ответили: "Этот маршрут мы не обслуживаем, наберите номер…".
Вывод №1: обязательно смотрите информацию, которая размещена внутри автобуса. Дозвон может длиться вечно, если вы не уверены, какой именно перевозчик обслуживает данный маршрут.
Вежливый диспетчер одного из предприятий уже начал записывать номера автобуса, на котором работает водитель-хам, но дабы не подставлять и не вводить в заблуждение невинных (пока!) работников пришлось соврать, что номера уже вылетели из головы от расстройства. На это голос в трубке ответил, что помочь ничем не может.
Вывод №2: всегда запоминайте номера автобуса и обращайте внимание на информацию внутри транспорта. Как правило, там указаны фамилия и инициалы водителя.
Мы начали переживать – как же узнать, наказали ли обидчика?
- Все автобусы в городе обслуживаются "частниками"; нам не выгодно держать на работе водителей, которые нарушают правила, да еще и хамят пассажирам, - рассказала нам диспетчер. – Хотя, с водителями сейчас дефицит. Не факт, что мы будем с ходу увольнять нарушителя. За хамство обязательно оштрафуем на 341 гривну, за нарушение правил будем наказывать серьезно - можем отстранить от работы на три дня. Обо всех действиях отчитаемся вам, а если через три дня ситуация повторится, то водитель однозначно будет уволен. Но вот когда люди говорят, что на маршруте работает пьяный водитель, мы не верим! Каждое утро шофера проверяет доктор, с перегаром наш работник за руль точно не сядет!
В Инспекции по вопросам защиты прав потребителей нам предложили лично написать заявление с указанием автоперевозчика, номера маршрута и детального изложения подробностей нарушения водителя. То же самое предложили сделать в Харьковской межрайонной транспортной прокуратуре по соблюдению законов в транспортной сфере.
Кстати, автоперевозчики сетуют на харьковчан, мол, в сети возмущаться может каждый, а вот жалуются (подчеркиваем – по делу!) единицы, поэтому "приструнить" нарушителя сложно. Не ленитесь "стучать" на маршрутчиков, но прежде задумайтесь - может, вам ответили хамством на хамство или вы "случайно" перебежали дорогу на красный свет?
Куда жаловаться: Инспекция по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области. Адрес: улица Сумская,45. Телефон: (057) 700-39-68.
Харьковская межрайонная транспортная прокуратура. Адрес: улица Красноармейская, 7. Телефон: (057) 724-42-38, (057) 724-42-44.