Чем  Металлист  лучше других стадионов

Чем "Металлист" лучше других стадионов

Фото ukraine2012.gov.ua. Харьковский стадион построен по всем стандартам УЕФА.

Из всех украинских арен харьковская - единственная, которую готовила украинская команда проектировщиков.

- На сколько это сложно - спроектировать стадион?

- Я занимаюсь стадионом с 1983 года, задолго до Евро. И пришел к выводу, что проектирование стадиона можно сравнить только с проектированием крупного медицинского комплекса или крупного микрорайона. Это высокий уровень привлечения технологий и большого количества субподрядных организаций. На стадионе было привлечено более 10 субподрядных проектных организаций. В проектировании крыши, например, принял участие Харьковский филиал института имени Шимановского.

В генплане Харькова была зарезервирована территория для строительства новой спортивной арены, но когда Украина выиграла право на проведение Евро-2012, было принято правильное решение реконструировать существующий стадион "Металлист". Это позволило Харькову сохранить время и получить статус принимающего города.

Харьков единственный город-хозяин Евро, где над стадионом работала исключительно украинская команда. Первоначально город был на скамейке запасных. Совместные усилия проектантов и строителей, сокращение времени строительства показали, что Харьков готов вовремя построить арену для игр международного класса. Нам помогла любовь к стране и города.

В числе команды, которая хорошо поработала, могу назвать Киевский авиационный университет, который делал аэродинамические исследования выносливости крыши стадиона. Теперь мы можем рекомендовать их российским коллегам проектировщикам в исследовании моделей их стадионов. Хороший фронт работ выполнен инженерами по расчетам освещение. Они составили конкуренцию компании "Филипс" и победили в тендере. Теперь у нас замечательный осветительный комплекс, где мы получили более 2000 люкс и можем развить систему до 2400.

Вообще на стадионе все крупно масштабное. Например, вес крыши - 3,5 тонн над головой.

"Металлист" - одна из старейших арен страны. Она была создана в 1925 году по инициативе советского наркома Анастаса Микояна. В 1927-м появились головные сооружения: 2 небольшие трибуны и беговая дорожка, а также футбольное поле. Первый проект арены выполнил архитектор Зиновий Пермиловський. Когда мы покопались в истории, то узнали, что в те времена он был еще студентом. Тем не менее объект является очень интересным с точки зрения Стадионной архитектуры. Теперь, после реконструкции объекты, которые удалось сохранить, получили статус культурного памятника. В частности, мы сохранили фрагмент фасадной части восточной трибуны от З. Пермиловського, входной павильон-ротонда. Сохранена и скульптура дискобола. Я считаю это достижением в культурном смысле. Историческая составляющая ценится и в Европе.

- Арена работает уже полтора года. Можете отметить ее сильные стороны?

- У нас, во-первых, оригинальная крыша. Мы не могли опираться на старые трибуны, поэтому придумали конструкцию, которая накрывает их как "паук" с опорами вне чаши стадиона. Во-вторых, есть собственная спайдер-камера, которая летает над стадионом в трех измерениях. Такого не на одном стадионе Украина, И в Европе это считается дорогим удовольствием. В-третьих, то, что нам удалось сохранить и включить в состав комплекса все, что имеет статус памятника архитектуры, я также считаю нашим достижением. Аутентичный фрагмент восточной трибуны вместе с входным павильоном стал исторической визиткой стадиона.

В-четвертых, многофункциональность - тоже преимущество арены. Лично я не являюсь сторонником строительства арены исключительно для футбола. На городском стадионе должны быть представлены другие виды спорта. Мое поколение помнит на стадионах тысячи зрителей, которые болели не только в футболе, но и на легкоатлетических соревнованиях, других видах спорта. Если удачно совместить легкоатлетическую составляющую и футбольную - это только плюс. Мы можем быть аккредитованы на международные соревнования по легкой атлетике. По планированию и обслуживание - полностью выдержан европейский уровень.

В целом это арена, которая настроена работать не только на Евро, но и на будущее. Мы сделали оптимальный стадион для нашего города. У нас стабильно заполнены 40 тысяч мест.

- В каждом из четырех городов подчеркивают, что их газон будет лучшим. Чем будет отличаться поле в Харькове?

- Требование УЕФА - стадион Евро должно иметь естественное покрытие. У нас газон будет круглогодично зеленым. Игры Лиги Европы, состоявшихся на "Донбасс Арене" и "Металлисте" - проводились уже на живом газоне необходимого уровня.

"Металлист" пережил несколько "газонных" эпох. В 60-е годы было обычное травяное поле. Потом сделали дренажные трубы под газоны - долгое время это был лучший газон в СССР, и один из лучших в Европе. Сегодня по этому параметру мы снова хотим вырваться вперед.

Газон - это не просто многослойное покрытие. Он включает в себя много инженерных систем: полив, подогрев, дренаж и систему аэрации, все другие направления, которые поддерживают газон в надлежащем состоянии. Сейчас мы принудительный дренаж. И когда в городе будет ливень, газон будет почти сухой, так влага здесь всасывается "дренажной" губкой. По трубам будет подаваться воздух для аэрации. Ранее газон имел подогрев кабелем, сейчас меняем на водный подогрев - это раствор воды с этиленгликолем.

Мы знаем, что донецкий газон - дорогой и добротный. Но на "Металлисте" не хуже. Сейчас работаем с командой специалистов, которая имеет мировой опыт и обладает самыми современными технологиями.

- Расскажите, как появился знаменитый крыша-"паук"?

- Было несколько вариантов покрытия арены. Один рассматривался как крыша-колесо, что должно опираться на 4 башни в разрывах между трибунами. Это было кардинально другое архитектурное решение. Но, оценив риски, мы поняли, что для такой конструкции у нас слишком тяжелый крыша - 3,5 тонн. Кровля могла повредить фундаменты трибун. Поэтому мы отказались от "колеса". Другой вариант - гигантской арки. Но так арка требовала больших расстояний, а с одной стороны мы были ограничены улицей Плехановской, вариант отпал сам собой.

В нашей ситуации, когда есть 4 разные трибуны, необходимо было найти какую объединяющую идею, архитектурный акцент. Поскольку мы реконструировали арену, не прерывая игры, нашли решение - поставили опоры и растяжки. Конструкция всем понравилось. Кто-то увидел краба, кто-паука. Главное - мы нашли единое решение. "Паук" не опирается ни на одну из трибун и при этом остается супернадежным. Предусмотрена аппаратура полного мониторинга конструкции, в частности, покрытие. В расчетах мы рассматривали возможность потери устойчивости опор и спроектировали таким образом, что опора может выйти из строя, а конструкция выстоит. Поэтому крыша-паук стал оптимальным выбором. И на уровне безопасности, и на уровне архитектурного решения - конструкция объединила все трибуны и сделала единственным образ стадиона.

- Как было работать с УЕФА?

- Непросто. Ведь стандарты УЕФА - понятие относительное. Их документация постоянно меняется. Например, сначала предполагался блок кабинок для комментаторов. Это была сложная задача, но мы его выполнили. Через год изменились требования - все места комментаторов и журналистов перенесен на поверхность западной трибуны - так называемой медиатрибуны.

Тоже самое произошло и с санитарной зоной. Соотношение мужских и женских туалетов неровный (65% до 35%), но поскольку на женщин норматив выше - получается поровну. Стандарты УЕФА течение реконструкции менялись - в результате вдвое увеличилось количество туалетов.

Вообще стадион является сложной инженерной конструкцией. Он многослойный. Здесь есть собственно футбольные технологии, технологические системы поля, работу которой обеспечивает много машин. Третий уровень - весь комплекс обслуживания зрителей. Наш стадион имеет вместимость около 40 тысяч. Требования УЕФА такие: он должен наполняться течение одного часа, а эвакуироваться в течение 8 минут. Подобных нормативов для стадионов до августа прошлого года не было в украинском государственных строительных нормах.

Кроме этого, комплекс для зрителя включает размещение, передвижение, места для сидений, которые должны быть достаточно комфортными и вандалостойкими. Трудно далось в проектировании вопрос угла зрения на поле в условиях реконструкции. С этой проблемой столкнулись и на НСК "Олимпийский", но каждая арена нашла решение. Еще одно требование УЕФА - сегрегация разных групп зрителей. Необходимо разделить фанов на трибунах, VIP-зрителей, журналистов, собственно футболистов, представителей УЕФА. В каких точках они встречаться, в каких - нет.

Важной составляющей стадионов является комплекс телетрансляции: передаточные станции, энергетический блок, обеспечение трансляции. Когда мы проектируем арену, думаем, что делаем ее только для зрителей. На самом деле она создается и для телезрителей.

Калениченко Ольга по материалам "ukraine2012.gov.ua