Российские истребители МиГ-31 перестали атаковать Украину "Кинжалами": что могло произойти. Фото: Апостроф
Воздушная тревога из-за взлета в воздух истребителей МиГ-31 в Украине не объявлялась с 28 января. В январе такой тревоги не было еще 20 дней – с 8 по 28 числа. Последний раз эти самолеты били "Кинжалами" по Украине в конце декабря 2024 года. Такой большой перерыв не характерен для этих самолетов российских военно-воздушных сил, которые летали более или менее регулярно в течение как минимум 2024 года.
ВВС проанализировало, с чем это может быть связано.
Последние оперативные новости Харькова в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
Фактически с начала 2025 года тревогу в связи с вылетом МиГ-31 объявляли трижды – 3, 8 и 28 января, и вылеты не закончились ударами.
В 2024 году самый большой перерыв был в начале осени: воздушную тревогу из-за вылета МиГ-31 в Украине не объявляли с 5 по 20 сентября.
Российское министерство обороны никак не комментирует этот перерыв в боевой работе истребителей.
Информация о боевых вылетах МиГ-31, имеющих отношение к войне в Украине, отсутствует как в официальном телеграмм-канале Воздушных сил Украины, сообщающем о воздушных тревогах, так и в неофициальном.
По данным неофициального канала, публикующего информацию на основе собственных данных, МиГ-31 после 28 января совершали полеты с российских аэродромов, но не на боевые задачи.
Информацию о паузе в полетах МиГ-31 подтвердил BBC спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат, но он советует не делать из этого никаких серьезных выводов.
Особое отношение украинцев к МиГ-31 обусловлено тем, что некоторые из этих самолетов (модификация МиГ-31К) запускают аэробалистические ракеты Х-47М2 "Кинжал", которые очень сложно перехватить.
Эта ракета запускается в воздухе и летит по баллистической траектории, отдаленно похожей на параболу. Это делает ее более сложной целью для ПВО, чем ракета, летящая параллельно земле.
Вторая особенность "Кинжала" – это его скорость. Максимальная скорость в полете достигает 10 махов. Это вдвое превышает порог, после которого скорость считается гиперзвуковой.
Третья особенность – это его дальность. Под ударом ракеты, запускаемой с территории России, может оказаться любая точка в Украине.
МиГ-31 сам по себе тоже опасен, потому что эти истребители вооружены дальними противовоздушными ракетами, способными поражать воздушные цели на расстоянии до 120 километров.
При этом сами они не входят в действие украинские ПВО, оставаясь неуязвимыми для наземных систем вооружений. Сбить их дальними авиационными ракетами с самолетов тоже сложно, поскольку ракет с дальностью более 120 километров в Украине нет.
Все это делает МиГ-31 угрозой, к которой в Украине относятся более чем серьезно.
В период, когда российские МиГ-31 не летали, Россия наносила удары по целям в Украине другими средствами.
К примеру, в ночь на 16 февраля российские дроны атаковали Николаев, повредив тепловую электростанцию города. Как позже сообщил премьер-министр Украины Денис Шмигаль, без теплоснабжения осталось 46 тысяч человек.
К тому же, 12 февраля, Воздушные силы ВСУ заявили об уничтожении 6 из 7 запущенных Россией баллистических ракет Искандер-М и отражении атаки 123 дронов.
В те же дни баллистики наземного базирования активно били по Полтаве и газовым месторождениям региона.
Тогда в Киеве погиб один человек, еще четверо были ранены, в том числе ребенок, сообщили спасатели и президент Украины.
Последний удар ракетами "Кинжал", по данным Воздушных сил ВСУ, произошел в ночь на 31 декабря 2024 года. Тогда Россия атаковала Украину 61 средством нападения, включая разные ракеты и дроны. Единственную в этом налете ракету "Кинжал", как утверждают в ВСУ, сбила ПВО.
Свидетельств о том, что в России могут закончиться ракеты "Кинжал", нет. Такими свидетельствами могли быть истоки разведывательной информации в прессу или расследование по открытым источникам. В последнее время громких расследований по этой теме в открытом доступе не появлялось.
В Украине особое отношение к ракетам "Кинжал" и, соответственно, к МиГ-31К, потому что каждый пуск этих ракет или даже его угроза представляет опасность для любого города в Украине.
Сбивать "Кинжалы" удается только комплексу Patriot. В Украине, по официальным данным, есть три таких комплекса, хотя ранее сообщалось о передаче четвертого. Они не могут закрыть небо от "Кинжалов" над всеми городами.
Поэтому каждый налет, в котором может участвовать МиГ-31К, единственный носитель таких ракет, в печати освещают более тщательно.
Как рассказал BBC российский военный эксперт, пожелавший остаться анонимным, решение о применении такого оружия не может не приниматься на самом высоком уровне с учетом внешнеполитических обстоятельств. А именно сейчас Россия ведет переговоры о дальнейшем ходе войны.
Впервые с начала полномасштабного вторжения в Украину официальные переговоры высокопоставленных представителей России и США прошли в Саудовской Аравии 18 февраля. Несколькими днями ранее война в Украине была центральной темой на Мюнхенской конференции по безопасности.
Но политический процесс с обсуждением возможностей завершения войны начался раньше после избрания Дональда Трампа президентом в ноябре 2024 года. Инаугурация Трампа прошла 20 января 2025 года.
Его внешнеполитическая активность, вероятно, началась еще до того, но о ее характере и о том, насколько в ней косвенно направлена ли Россия напрямую, в открытых источниках подробно не описывают.
Одно из объяснений, которое кажется логичным: на самолетах мог закончиться ресурс некоторых узлов, из-за чего полеты прекратились.
Все МиГ-31 было выпущено до 1994 года. Их изготовили до 500 единиц, но к 2023 году, по данным справочников Military Balance 2023 и World Air Forces 2023, в России оставалось только 129 таких истребителей.
Military Balance при этом отдельно выделяет 12 единиц МиГ-31К – носителей ракет "Кинжал". Этот самолет внешне почти не отличается от других модификаций Миг-31. Но в нем установлена аппаратура, позволяющая запускать ракету "Кинжал". Больше ни к чему этот самолет не подходит.
Для пуска ракеты МиГ-31 должен подняться на высоту более 15 километров и разогнаться до максимальной скорости в 3000 километров в час – самолет по существу является первой ступенью ракеты, и его скорость важна для пуска.
У каждого самолета есть назначенный ресурс – определенное количество часов, проведенных в воздухе, или "циклов" – взлетов и посадок. И некоторые компоненты самолета стареют гораздо быстрее, чем остальные.
К примеру, как говорится в статье "Анализ процесса старения авиационных двигателей Д-30Ф6 при эксплуатации", процесс старения элементов конструкции двигателя МиГ-31 начнется уже после 350 часов работы.
Для сравнения – общий ресурс двигателя АЛ-41Ф1С для истребителя Су-35 составляет 3000 часов, но при замене некоторых узлов его можно продлить до 4000 часов.
Сейчас Д-30Ф6 не производится, но, как заявил еще в 2014 году генеральный конструктор ОДК "Авиадвигатель" Александр Иноземцев, "всего изготовили около 1500 двигателей Д-30Ф6, и остается огромный резерв двигателей".
Сколько двигателей остается в резерве с учетом их интенсивного использования, неизвестно. Многое зависит от интенсивности работы и нагрузок, которые испытывают эти самолеты во время полетов.
Нагрузка на конструкцию истребителя МиГ-31К во время боевых вылетов гораздо выше, чем у обычных МиГ-31. Из-за веса и габаритов ракеты (она весит 4,3 тонны, и расположена в одной точке под фюзеляжем) нагрузка на планер самолета (структурная часть без двигателя и оборудования) изменилась.
Ресурс любого самолета может быть также продлен после тщательного изучения и замены устаревших компонентов, и поэтому истребители могут летать десятилетиями.
Но критические режимы работы во время частых боевых вылетов не могут не отразиться на ресурсе не только отдельных узлов истребителя, но и его планера, который невозможно заменить.
Но, как заявил спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в интервью BBC, по его мнению, перерывы в боевых вылетах МиГ-31 не означают, что у россиян с ними могут возникнуть какие-то проблемы.
"У России есть полный цикл производства, ремонта и модернизации самолетов Су и МиГ. Если что-то там сломалось, то это заменят, это не проблема для России", - считает он.
"Причин отсутствия может быть несколько, но делать серьезные выводы об изношенных МиГах я бы не стал. Возможно, что-то накапливают, к какому-то удару готовятся, погода не та, "Кинжалы" те же накапливают", - добавил он.
Кроме того, по словам Игната, Воздушные силы ВСУ пытаются не объявлять тревогу тогда, когда для этого нет веских оснований.
"Тема объявления тревог – очень чувствительна. Когда есть угроза, то тревогу объявляют, но мы не можем точно знать, с вооружением он [МиГ-31К в воздухе появляется] или нет", - сказал спикер Воздушных сил.
"Хотя нельзя утверждать, что за время отсутствия тревог за три недели точно не было полетов МиГ-31. Если есть точная информация, что этот перелет носителя [ракет "Кинжал"] вглубь восточнее страны и опасности точно нет, то тревогу могут не объявить".