Первый этап: фонд Нормана Фостера представил четыре проекта реконструкции площади Свободы в Харькове. Фото: architecturecompetitions.com/kharkivfreedomsquare
Фонд Нормана Фостера представил проекты-победители первого этапа конкурса по реконструкции здания Харьковской областной военной администрации и преобразованию площади Свободы в Харькове.
Подробности о проектах опубликованы на сайте Фонда.
Последние оперативные новости Харькова в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
Конкурс организован Харьковским городским советом в партнерстве с Фондом Нормана Фостера, ЕЭК ООН и Arup. Участвовать в нем приглашены архитекторы, дизайнеры и градостроители со всего мира, готовые представить инновационные концепции площади Свободы и поврежденного войной здания областной государственной администрации. Задача проектантов – предложить проекты, которые чтят историю Харькова, одновременно охватывая его стремление к устойчивости и инклюзивности.
По информации фонда, три проекта были в равной степени отмечены за их исключительные подходы к переосмыслению этого знакового пространства:
Также была вручена студенческая премия, а также признание проектов, вошедших в шорт-лист, подчеркивающее творческое разнообразие и глубину представленных идей.
Сильные стороны. Этот проект сосредоточен на подземном мемориале, предоставляя созерцательное пространство, которое чтит стойкость и историю Харькова. Дизайн предлагает символическую связь между мемориалом и окружающей площадью, подчеркивая темы размышлений, прозрачности и доступности. Дизайн сохраняет открытость площади, сохраняя ее монументальный масштаб, но при этом включая современные элементы, которые признают недавние проблемы города. Кроме того, проект предлагает развитие подземной части здания областной государственной администрации как общественного пространства и как нового группового входа и транзитного пешеходного коридора, который успешно объединяет пространство здания и площади. Внутренний двор здания спроектирован как функциональный атриум, который является общественным пространством.
Проблемы. Характерная особенность предложения — использование сетки больших отдельно стоящих колонн — вызвала критику со стороны жюри. Хотя они были призваны придать ритм и структуру площади, колонны были восприняты как слишком напоминающие имперскую или авторитарную эстетику, что рискует послать неверное символическое сообщение. Этот аспект, в частности, контрастирует с идентичностью площади как пространства свободы и демократии. Кроме того, подземный мемориал, хотя и концептуально убедительный, вызывает практические опасения из-за сложной подземной инфраструктуры Харькова. Также остаются вопросы о том, как площадь будет вмещать как созерцательные размышления, так и активное гражданское использование. В конечном счете, хотя проект вводит сильные архитектурные элементы, жюри посчитало, что колонный подход противоречит духу стремлений Харькова к открытому, инклюзивному и устремленному в будущее пространству.
Сильные стороны. В этой заявке подчеркивается целостный и сдержанный подход к реконструкции площади Свободы, сосредоточенный на сохранении ее монументального масштаба при внедрении тонких современных обновлений. Особого внимания заслуживает предложение о использовании полупрозрачного фасада для здания Харьковской областной государственной администрации, смягчающее здание и символизирующее прозрачность и доступность. Авторы проекта также сосредоточились на преобразовании внутреннего пространства здания областной государственной администрации и создании новых инклюзивных общественных пространств.
Проблемы. Один из центральных элементов предложения, отражающий бассейн, вызвал опасения. Несмотря на то, что бассейн визуально бросается в глаза, он отвлекает от роли площади как гибкого и функционального места для собраний. Его размещение и масштаб снижают способность площади принимать крупные общественные мероприятия, а практические последствия содержания бассейна в климатических и инфраструктурных условиях Харькова делают это менее осуществимым. В целом, хотя сдержанный подход и предлагает достойное видение, опора на отражающий бассейн ограничивает универсальность площади и не позволяет в полной мере раскрыть ее потенциал как активного общественного центра.
Сильные стороны. Этот проект представляет сезонную структуру ландшафта, которая уважает монументальный масштаб площади Свободы, интегрируя адаптивные общественные удобства. Биоразнообразные зеленые зоны, затененные дорожки и многофункциональные пространства создают возможности для круглогодичного использования. Предложение учитывает экологическую устойчивость и предлагает более ориентированный на человека подход к дизайну площади, подчеркивая релаксацию и связь с природой.
Проблемы. Хотя акцент проекта на озеленении заслуживает похвалы, он рискует ослабить символическую значимость площади. Разделение площади на более мелкие зоны может поставить под угрозу чувство открытости и серьезности, которое определяет место. Кроме того, перенаправление движения, предлагаемое в этой схеме, вызвало опасения относительно осуществимости и его влияния на более широкий городской контекст. Также ограничения, накладываемые существующей подземной инфраструктурой, ограничивают потенциал для определенных объектов, таких как подземный музей или водоемы перед зданием Харьковской областной государственной администрации, что делает эти элементы непрактичными в текущих условиях.
Сильные стороны. Этот проект демонстрирует впечатляющую креативность и глубокую чувствительность к потребностям участка. Дизайн предлагает пышные зеленые ландшафты, окружающие площадь, перемежающиеся тонкими вмешательствами, которые повышают удобство использования, сохраняя при этом величие площади. Отреставрированный фасад здания Харьковской областной государственной администрации хорошо вписывается в окружающее общественное пространство, создавая гармоничный баланс между историей и будущими устремлениями.
Проблемы. Сила проекта в ландшафтном дизайне может быть дополнена более сильным архитектурным видением самой площади. Кроме того, его предложения по активации площади с помощью общественного программирования остаются недостаточно проработанными, что оставляет место для дальнейшей доработки.
"Этот конкурс является первым шагом в формировании будущего Freedom Square. Планы на второй этап позволят усовершенствовать и расширить эти идеи, продолжая миссию по превращению Freedom Square в маяк устойчивости, демократии и надежды", - говорят в Фонде.
По мнению президента Фонда и председателя жюри Нормана Фостера, вдохновение архитекторы могут черпать из процесса переосмысления Рейхстага в Берлине. Этот преобразующий проект включал проведение нескольких конкурсов, прежде чем прийти к успешному решению, что демонстрирует важность итеративного и вдумчивого планирования в решении сложных задач.
"Учитывая берлинский Рейхстаг, мэр изначально попросил меня заняться аналогичным рабочим мемориалом для Харькова. Вместо этого я выступил за конкурс, который был бы открыт для украинских и международных архитекторов, результаты которого теперь оцениваются жюри из десяти местных и мировых экспертов во главе с мэром и мной", - говорит лорд Норман Фостер.
По его словам, жюри учло, что окончательный проект Рейхстага появился в результате конкурса, который перерос во второй этап. Жюри было единодушно против проектов, которые стремились заполнить общественное пространство множественными видами деятельности, что один из членов жюри назвал подходом "Сады Тиволи". С другой стороны, жюри выразило обеспокоенность по поводу чрезмерной монументальности пространства — например, колоннами, которые маршировали по всей длине площади.
Справка Vgorode
Этот конкурс является частью более широкой Концепции генерального плана Харькова, инициативы, возглавляемой Харьковским городским советом в сотрудничестве с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Фондом Нормана Фостера, Arup и местными архитекторами и экспертами. Концепция генерального плана стремится направлять возрождение Харькова, способствуя созданию яркой, инклюзивной и перспективной городской среды, при этом уважая историческую идентичность города
Призовой фонд конкурса - 10 000 евро (3 000 евро каждому победителю, 1 000 евро для студенческой премии). На конкурс было подано в общей сложности 84 заявки от архитекторов, дизайнеров и градостроителей со всего мира. Из них 21 заявка была от команд из Украины. Помимо Украины, в конкурсе также приняли участие команды из других стран, включая Соединенные Штаты Америки, Великобританию, Италию, Индию, Канаду, Германию, Бангладеш, Францию, Израиль, Южную Корею, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты.
10 членов жюри были из Украины, Великобритании, Индии, Испании, Израиля и США, представляющих такие области, как архитектура, градостроительство, транспорт и история.
Читай все новости Харькова в Facebook и подписывайся на нас в Instagram и Viber.