Как бронируют работников от мобилизации в Украине: какой порядок и в чем сложность. Фото: 24 Канал
С 24 февраля все военнообязанные и здоровые мужчины от 18 до 60 лет подлежат всеобщей мобилизации. В то же время предприятия, которые критически важны для экономики, могут забронировать своих работников, то есть получить для них отсрочку.
Сколько длится процедура бронирования в соответствии с новым порядком и почему мало кому пока удалось ее пройти, изданию The village рассказали юрист, а также представители IT Ukraine Association и Европейской бизнес-ассоциации (EBA).
Последние оперативные новости Харькова в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
Закон о бронировании военнообязанных работников от мобилизации Верховная Рада приняла в ноябре 2022 года. В январе 2023 утвердили новый порядок бронирования, а также критерии для предприятий, по которым их будут признавать критически важными для экономики.
По состоянию на середину марта по новому порядку забронировали 2176 человек, такую статистику предоставил Кабмин по запросу редакции Forbes. В то же время в двух бизнес-ассоциациях, входящих в число крупнейших в Украине, сообщили, что ни один из их участников на момент публикации не прошел процедуру целиком и до сих пор не получил статус забронированного.
Читайте также: Мобилизация в Украине в 2023 году: как проходит и что следует знать
Инфографику разработала ассоциация IT Ukraine
Когда компания решает забронировать работников, у нее есть три варианта, как это сделать. Первый вариант – через мобилизационную задачу, которую, как правило, определяет правительство или другие госучреждения. Второй вариант – через государственный контракт по удовлетворению потребностей ВСУ или других военных формирований. И третий способ – получить статус предприятия, критически важного для функционирования экономики и удовлетворения потребностей населения.
Сейчас, конечно, бизнесы чаще всего выбирают именно третий вариант. Он условно делится на два шага. Первый шаг – это получение статуса критически важного, второй – подача списков на бронирование.
Компания сначала смотрит на критерии, определенные порядком бронирования, выбирает для себя актуальные и подает заявку в соответствующее министерство или военную администрацию для признания ее критически важной.
Предприятия должны соответствовать по меньшей мере трем критериям (для некоторых отраслей, например, топливно-энергетической, социальной сферы, медиа – двум) из перечня, среди которого:
Четвертый пункт предусматривает, что профильные министерства или местные администрации могут установить свои так называемые подкритерии для бизнесов, по которым их будут признавать критически важными. Свои подкритерии, в частности, уже есть у Минагрополитики, Минэкономики, Минэнерго, в Киевской городской и областной военных администрациях. Постепенно подкритерии утверждают и другие министерства и администрации, чтобы дать больше возможностей бронироваться бизнесам.
Так что если компания, например, из семи критериев соответствует только двум, она может углубиться в четвертый пункт и посмотреть, какие еще критерии есть у отдельных министерств или администраций (возможно, она соответствует какому-либо из них).
Каждый орган определяет для себя нечто отдельное, уникальное для соответствующей отрасли. К примеру, Минагрополитики установило, что предприятие должно соответствовать определенным КВЭД и обрабатывать не менее 1000 гектаров земли или иметь не менее 50 работников. В Киевской МВА примерно 20 подкритериев, структурированных по направлениям деятельности, таких как коммунальные услуги, уборка, перевозка и другие.
Установив подкритерии, каждый орган сам определяет, какому количеству бизнес должен соответствовать – одному, двум или трем. Всё очень вариативно.
Например, резидентство в «Дія.City» подтверждают соответствующей выпиской. Если речь идет о налоговых показателях, то их нужно брать в налоговой. Показатели по заработной плате компания либо самостоятельно формирует, либо запрашивает Госстат, и он предоставляет эту информацию. Затем, когда этот пакет документов сформирован, в него добавляют налоговые отчеты и направляют в выбранное госучреждение для получение статуса.
Заявка может подаваться в профильное министерство или в ОВА. То есть это может быть не только Минэкономики, а в зависимости от отрасли, - Минагрополитики или Минцифры. Аграрии в большинстве своем подаются в Минагрополитики. Но есть, например, не очень большие аграрии, которые не дотягивают до критериев, которые установило министерство. Тогда они могут посмотреть, подходят ли им подкритерии, которые установила ОВА. Если да, то они подают заявку туда.
Судя по уже имеющейся практике, на получение статуса критически важного предприятия уходит до двух недель, если нет замечаний относительно документов. Но следует понимать, что количество заявок увеличивается, соответственно, могут увеличиться и сроки рассмотрения. Решение действует в течение года, его нужно ежегодно возобновлять.
Когда компания получает решение о признании ее критической важности, далее она формирует следующий пакет документов, уже непосредственно на бронирование, к тому же органу, признавшему ее критически важным.
Этот пакет должен содержать список работников на бронирование. Забронировать можно до 50% военнообязанных сотрудников. Этот список также не может содержать лиц с дефицитными военно-учетными специальностями, если это не директора или заместители руководителей.
Документы сотрудников подавать не нужно, нужно только внести информацию о них в табличку в списке бронирования. Там должны быть указаны военно-учетная специальность, звание лица и ТЦК и СП, где он состоит на учете.
К этому списку также добавляют письмо-обоснование с определенными положениями. В зависимости от учреждения, куда подают список, эти положения могут быть разными. Ключевым требованием является то, чтобы директор или лицо, подписывающее письмо-обоснование, засвидетельствовало, что военно-учетные документы работников соответствуют военно-учетной информации в представленных табличках.
Третьим документом является справка о количестве военнообязанных. Она должна содержать информацию о общей численности работников, о количестве военнообязанных на предприятии, а также о том, сколько человек забронировано и сколько планируют забронировать. Как уже отмечалось, забронировать можно до 50% военнообязанных.
В письме-обосновании должна быть также указана информация о решении, которым компания признана критически важной. Некоторые компании добавляют и само решение в пакет документов.
Наибольшее количество вопросов у бизнесов возникает на этапе представления списков на бронирование. К примеру, кто такие военнообязанные? Являются ли военнообязанными, например, люди с приписными? Или, например, человек старше 27 лет, а у него приписное. Является ли он призывником или военнообязанным? То есть много проблемных вопросов, которые компания должна понимать, прежде чем принимать стратегические решения относительно того, подавать ли работников на бронирование, или не подавать.
Читайте также: Для военнообязанных ввели новые правила учета: что нужно знать
Подробно списки, как правило, прорабатывает Генштаб. И даже если профильное министерство «пропустило» списки, то Генштаб может быть более придирчивым. Пока на практике возникает ситуация, когда списки могут анализировать дольше, чем 30 дней. В течение этого периода Генштаб прорабатывает информацию о лицах, включенных в список, сверяет военно-учетные специальности и звания. Например, если у какого-то человека эта информация устарела, Генштаб сразу видит, что он давно не был в военкомате, и таких людей они просто не согласовывают или возвращают подачу на доработку.
То есть проверка может затянуться. Одно дело, когда в списке три человека, и совсем другое, когда представляют список из 200, 300, 800 человек. Бывает и так, что компания представляет список, где превышен лимит в 50% от общего количества военнообязанных работников. Это ограничение действует почти для всех отраслей (есть своя специфика по энергетической), но есть оговорки, что в случае обоснованного основания можно подать более 50% военнообязанных работников на бронирование.
В ходе разъяснительных вебинаров с участием Минэкономики и Генштаба выяснилось, что девять из десяти заявок подают как раз с превышением 50% лимита. И здесь речь идет не о компаниях IT, такое случается в крупных концернах или агрокомпаниях. Генштаб не успевает оперативно анализировать все эти обоснования, и поэтому они склоняются к тому, чтобы «заворачивать» такие заявки и требовать соблюдения лимита в 50%.
Насколько известно, сейчас Генштаб намере возвращать все заявки, которые будут приходить с неактуальной информацией. Будут исключения, например, если есть большой перечень, и в нем до пяти человек с неактуальными или некорректными данными, тогда их могут вычеркнуть и список пропустить. Но в большинстве случаев такие списки будут возвращаться на доработку.
Важно, что если компании отказывают на любом из этапов, то вся процедура начинается с начала.
Если Генштаб согласовывает список, он передается в Минэкономики, которое принимает окончательное решение. Далее процедурно эта информация снова возвращается в Генштаб, который должен довести до военных комиссариатов (ТЦК и СП).
То есть здесь нужно учесть, что сама выписка о бронировании из приказа Минэкономики еще не значит, что лицо окончательно забронировано. Да, постановление действительно предусматривает, что выписка о бронировании дает основания для отсрочки. Однако, скажем так, с практической точки зрения финализацией процедуры бронирования является постановка лиц на специальный учет. Эта процедура предусматривает доведение информации о бронировании в ТЦК и СП.
Военкоматы, если у них будут какие-либо замечания к документам, например, неправильно указаны фамилия, имя и отчество (при наличии), год рождения, военно-учетная специальность (профиль) и т.д., имеют право не поставить определенных лиц на специальный учет. На практике нам известны случаи, когда у лиц с выписками, но без постановки на специальный учет возникали проблемы с ТЦК и СП.
Бронирование может быть предоставлено на срок до шести месяцев. На практике мы не видели, чтобы его предоставляли сроком менее полугода, такие сроки, как правило, фигурируют в приказах.
В большинстве министерств представление документов происходит по электронной почте. У Минагрополитики, например, есть электронный кабинет, через который можно подаваться на бронирование. Это пока единственный орган, который в таком формате принимает заявки, остальные делают это через email. Известно, что некоторые военные администрации принимают документы даже в печатном виде, потому что процедура предусматривает такую возможность.
Постановление о новом порядке бронирования разработано для штатных работников. Ассоциация IT Ukraine вносила предложения о добавлении туда также физических лиц предпринимателей, потому что, например, на рынке IT именно в таком формате чаще всего сотрудничают. Однако фактически ни ФОП, ни ГИГ-специалисты сейчас не подлежат бронированию.
То есть теоретически, если ФЛП отвечает критериям для критически важных предприятий, то он может самостоятельно податься на бронирование. Но на практике эти критерии для ФЛП пока недостижимы, то есть вопрос с возможностью бронирования для ФЛП до сих пор остается нерешенным.
Сейчас большинство бизнесов уже получили решение о статусе критически важного предприятия. Некоторые уже подали заявки на бронирование, они на рассмотрении в Генштабе. Известно, что несколько компаний Генштаб уже пропустил дальше на Минэкономики, поэтому в ближайшее время, вероятно, будем слышать на рынке, что определенные компании уже прошли процедуру бронирования и получили соответствующие приказы. Насколько известно, в большинстве случаев пока бронируют работников государственного сектора.
Ситуацию с бронированием по новой процедуре в целом можно охарактеризовать словами "очень медленно". Об отказах речь не идет, но и результата тоже нет. Пока выглядит так, что на всех этапах прохождения этой процедуры происходит задержка в обработке данных. Мы пока следим и ожидаем первые кейсы бронирования, тогда станет понятно, сколько же на самом деле времени занимает новая процедура с момента подачи заявки до получения приказа о бронировании.
Мы провели анализ процедуры на уровне ассоциации, и у нас уже есть некоторые рекомендации, которыми мы будем делиться с правительством, чтобы улучшить и ускорить ее прохождение. Первый проблемный вопрос – это вопрос полномочий, которыми наделены государственные органы, согласно с новой процедурой: они не всегда соответствуют полномочиям, которые закреплены в профильных законах.
Во-вторых, в процедуре не закреплены четкие сроки рассмотрения заявлений от бизнеса, и по сути у госорганов нет никакого обязательства такие заявки рассматривать оперативно. То есть, они могут рассматриваться месяцами.
И последнее – есть определенная несогласованность между государственными органами. Если, например, компании отказывают на любом из этапов, то вся процедура начинается с «нуля», это опять же потери времени для бизнеса, работающего, оплачивающего налоги, донатящего на армию.
Читайте также: Какие сотрудники IT и телеком-компаний могут получить бронь от мобилизации
В большинстве своем компании бронируют руководителей и ключевых экспертов, от которых зависит вообще существование бизнеса. Особенно это важно для интеллектуального бизнеса, который «завязан» на людях. Если ключевые эксперты из компании изымаются, то бизнес будет тоже, скорее всего, сворачиваться.
Поэтому эти три вопроса: полномочий, сроков и несогласованности между госорганами – нужно рассматривать совместно с бизнесами, уже имеющими опыт подачи заявок по новой процедуре, с правительством, с представителями госорганов, чтобы мы это вместе улучшили.
Мы же понимаем, что это новая процедура, поэтому нужно время, чтобы обнаружить, где она работает и где нет. Мы для этого запустили сервис юридической поддержки, чтобы выявлять проблемные места, помогать компаниям разобраться в процедуре и эффективно использовать ее. Сейчас уже видны некоторые слабые места с точки зрения законодательства и где не очень эффективно с практическим применением норм закона.
Министерства, все члены правительства очень открыты, но учитывая сложность процессов и большой объем заявок, считаю, что на операционном уровне нужно совершенствовать обработку, чтобы ускорить ее, избежать узких мест.
Если мы будем медлить с бронированием ключевых специалистов, высока вероятность потерять бизнес, важный для экономики. Или у бизнеса существенно снизятся обороты, соответственно, уменьшатся и объемы налогов.
Когда после победы мы начнем строить экономику, важно, чтобы у нас осталась наша интеллектуальная экспертиза, технологический опыт цифровой трансформации, те сервисы и услуги, которые мы сейчас успешно экспортируем. Все это, все наши достижения, будут использованы в Украине для восстановления экономики. Поэтому, если сейчас нам удастся сохранить технологическую сферу, IT сферу, для будущего восстановления экономики это окажет очень положительное влияние. То есть, решая эти реактивные вопросы сегодняшнего дня, мы на самом деле закладываем основу для развития страны после победы.
По информации от компаний-членов Европейской бизнес-ассоциации, примерно месяц назад компании подали все необходимые документы на бронирование по новой процедуре, однако пока подтверждения от компетентных органов, в частности, Генштаба и Минэкономики, компании так и не получили. Кроме того, после утверждения новой процедуры действующие бронирования не были продлены еще как минимум на месяц, хотя бизнес и обращался с этой просьбой.
Бизнес уже неоднократно повторял, что экономический фронт не менее важен, чем военный. Компании остаются работать в стране, платить налоги, и власти со своей стороны должны сделать все возможное, чтобы создать для работы бизнеса благоприятные условия в столь непростое время.
Поэтому на этой неделе [речь идет о первой неделе апреля] Европейская бизнес-ассоциация обратилась с призывом к министру экономики Юлии Свириденко и Генеральному штабу ВСУ ускорить рассмотрение документов по новому механизму бронирования работников. В частности, это крайне важно для агроиндустрии, ведь начинается посевная кампания. А ее прохождение будет влиять и на будущее страны – сохранение аграрного потенциала Украины, приоритетность аграрной индустрии для инвестирования и превращения Украины не только в житницу, но и супермаркет мира. Очень надеемся, власти это понимают и смогут принять единственно правильное решение в этой ситуации – начать согласовывать новые бронирования.
Читайте также: Харьковский военком рассказал, кто из молодежи не подлежит мобилизации
Читай все новости Харькова в Facebook и подписывайся на нас в Instagram и Viber.