Харьковчане подают в суд на Россию в Европейский суд по правам человека из-за уничтоженного жилья

Харьковчане судятся на Россию в Европейский суд по правам человека из-за утраченного жилья.

Харьковчане судятся на Россию в Европейский суд по правам человека из-за утраченного жилья. Фото: suspilne.media

События
01 августа 2022 16:36

В Европейский суд по правам человека поступило по меньшей мере три дела о возмещении ущерба в результате потери имущества из-за войны от жителей Харьковщины. Еще 26 заявлений юристы оформляют, рассказала координатор правозащитного проекта "We are from Ukraine" Александра Стешенко.

Среди заявителей – Оксана Семененко и Карина Москаленко, их квартиры сгорели из-за российских снарядов. Свои истории харьковчанки рассказали "Суспільному".

Последние оперативные новости Харькова в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе важнейшей информации

"Сначала все сгорело, потом упало"

Квартиру Оксаны Семененко на Салтовке РФ разрушила 3 марта. В этом году исполнилось 50 лет, как семья харьковчанки жила там — ключи от квартиры бабушка и дедушка Оксаны получили в 1972 году. В стенах, где вся жизнь Оксаны превратилась в пожарище после попадания русского снаряда этой весной, жили четыре поколения ее семьи.

"Это произошло 3 марта в 15:00 ровно, я знаю, что было три снаряда, они попали в три здания с интервалом в 2-3 минуты. Дом не подлежит восстановлению: с пятого до первого этажа подъезд "сложился". Моя квартира была на пятом: сначала все сгорело, потом упало. У нас теперь ничего нет", — рассказывает Оксана Семененко.

20 февраля семья Оксаны закончила ремонт в квартире — поставили последнюю межкомнатную дверь.

"24 февраля у моего ребенка день рождения, а ребенок плачет... Какой здесь день рождения - стреляют, война, мы в подвале", - вспоминает жительница Салтовки.

"Дальше - не знаю куда"

Больше всего с начала войны Оксана переживала за ребенка, поэтому 25 февраля семья переехала в другой район: "Все начиналось с Салтовки". В следующий раз свой дом Оксана увидела уже разрушенным.

"Эта квартира передавалась из поколения в поколение, получали эту квартиру и заселялись мой отец с сестрой и родителями в 1972 году, а 3 марта мне поступил звонок, что все сгорело", — говорит Оксана Семененко.

Харьковчанка подала заявку на получение компенсации из-за уничтоженного войной жилья в "Дію", ездила в региональный центр предоставления админуслуг. Также обратилась к юристам, чтобы подать жалобу в Европейский суд по правам человека.

"Предоставила в качестве доказательства для дела фотографии, видео, как дом горел. Когда снаряд попал в дом, знакомые снимали, потом приехала и собственными глазами увидела, что здания уже нет. Мне хотя бы какое-то возмещение получить. Знакомые приютили нас на первый период, а дальше - не знаю куда", - говорит Оксана Семененко.

Фугасная бомба упала ночью

Жалобу харьковчанки Карины Москаленко, из-за войны РФ против Украины потерявшей жилье, юристы уже направили в ЕСПЧ. Карина говорит: собрала для дела 175 страниц документов, потратила на это три недели.

"Мой дом разбомбили в ночь с 6 на 7 марта — недалеко упала фугасная бомба, начался пожар, огонь охватил весь дом. Я жила в трехэтажном старом доме по улице Чернышевской. Моя квартира была на третьем этаже, она пострадала больше всего", — рассказывает Москаленко.

Карина тоже подала заявку на возмещение в "Дію" и начала собирать документы для ЕСПЧ: "После того, как дом сгорел, я написала заявления в СБУ и прокуратуру, дальше мне подсказали контакты юристов, работающих с жалобами в ЕСПЧ, я заполнила анкету, через несколько дней мне позвонил адвокат".

"Мы собрали большой пакет документов — копии заявлений от ГСЧС, СБУ, прокуратуры. Потребовалось официальное обращение от пострадавших в российское министерство обороны, туда мы написали официальную жалобу с прикреплением фотофиксации преступлений, которые РФ совершила в отношении меня. К заявлению в суд также прикрепили все фото повреждений, приобщили документ об оценке имущества до войны, техпаспорт квартиры, документы на право имущественной собственности, документы мои, отца, потому что он владелец, а я прописана в квартире, какова стоимость того, что мы потеряли. В общей сложности — 175 листов", — рассказывает заявительница.

Атака на университет

Карина Москаленко – преподавательница Каразинского университета. Вспоминает, что потеря квартиры была вторым ударом РФ по ее жизни: 2 марта Россия во время атаки на здание Нацполиции разрушила корпус вуза, где Москаленко преподавала.

"За несколько дней до того, как разбомбить мою квартиру, разбомбили мой вуз. Тогда у меня произошел нервный срыв. Я такого не ожидала, это было ужасно", - рассказывает преподавательница.

В квартире на Чернышевской Карина прожила пять лет, это было ее первое собственное жилье.

"24 февраля я сложила вещи своей собаки, себе взяла лекарства, некоторую еду, джинсы и свитер — думала через три дня вернусь домой, уехала к родителям. 10 дней мы еще прожили в городе, потом выехали на дачу в область. Здесь и живем", – рассказывает Москаленко.

"Нет крыши, нет пола, все черное"

Карина говорит, что в период между атакой на вуз и дом перестал выходить на связь друг-военный, эмоционально ей было особенно сложно. Далее — с самолетов на Харьков падали фугасные бомбы.

"С 6 на 7 марта очень много самолетов РФ летало над городом и областью. В новостях, чатах писали об атаках на центр города, поэтому когда закончился комендантский час, я сказала отцу: "Поехали". Тогда у меня был тяжелый период, друг, который служит в 92-й бригаде, неделю не выходил на связь, я очень переживала. В то утро была грустная... Я на ходу вылетела из авто".

"Мой дом на перекрестке Чернышевской и Гиршмана: со стороны Чернышевской дом почти цел, а моя квартира - с улицы Гиршмана в левом крыле. Я оббегаю дом и вижу, что моя квартира полностью выгорела: нет крыши, нет пола, все черное, где-то еще виден огонь. Пожарные еще работают", - вспоминает Карина.

"Картина была ужасная: снег падает, утро, женский крик на всю улицу. Наверное, еще месяц я не могла прийти в себя. Только благодаря волонтерству я могла общаться. Сейчас прошло пять месяцев — стало легче. Помощь людям вернула меня к жизни", - говорит харьковчанка.

Карина Москаленко уверена, что отстроить дом можно: "Оценка моей квартиры — 4 млн гривен. Стены есть, нужна крыша, пол, коммуникации. Я не очень верю, что такую сумму возместят, но в такой ситуации получить хоть что-то уже хорошо, потому что я все потеряла. Хочу вернуться домой".

"Важно заставить РФ заплатить"

Александра Стешенко, координатор правозащитного проекта "We are from Ukraine", занимающийся подготовкой и подачей жалоб украинцев, пострадавших от войны в ЕСПЧ, говорит: от жителей Харьковской области юристы получили 26 заявлений.

"Из 26 дел три уже поехали в суд. Все три касаются разрушения жилья - люди потеряли одновременно и имущество, и дом", - говорит Стешенко.

По ее словам, идти в ЕСПЧ можно не только из-за разрушенного жилья, но и из-за гибели члена семьи, принудительной депортации в РФ, принудительного разъединения семьи, пыток, изнасилования, насильственного исчезновения членов семьи, ограничения свободы передвижения, беженства, бесчеловечного или унизительного отношения.

"Хотелось бы поощрить обращаться людей, которые были ранены или потеряли близких. Не нужно молчать. Следует кричать на весь мир о том, что происходит в Украине. Европейский суд не может вернуть человека, но он может обеспечить рассмотрение дела в международном суде, признание нарушения, и может присудить компенсацию. Важно заставить РФ заплатить за все, каждому и всеми возможными способами", - говорит координатор юридического проекта.

Услуги юристов для пострадавших от войны бесплатные.

"Для обращения в ЕСПЧ есть всего 4 месяца, которые нужно считать, в нашем случае, со дня нарушения. Это 4 месяца для юриста, не для заявителя: нужно успеть собрать доказательства и подготовить заявление, а на это нужно время. Поэтому желательно обращаться к юристам сразу после нарушения, как можно скорее", - говорит Александра Стешенко.

По словам Стешенко, в команде проекта 65 юристов, в настоящее время они получили более 350 обращений украинцев: 56 жалоб уже отправили на рассмотрение, в 120 случаях юристы собирают доказательства и готовят заявления.

Для того чтобы получить юридическую помощь, пострадавшие в результате войны могут заполнить заявку по ссылке. Также в команду приглашают юристов, чтобы успевать обрабатывать как можно больше заявок.

Читай все новости Харькова в Facebook и подписывайся на нас в Instagram и Viber.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях