Почему не принимают "наличку" и как ездят льготники
С начала сентября на маршрутах Харькова курсируют муниципальные автобусы "Карсан", которые город закупил в Турции. Принципиальное их отличие от остального общественного транспорта — никакой оплаты проезда "наличкой".
Об этом Vgorode сообщил директор КП "Троллейбусное депо №2" Дмитрий Липовой.
В тему: Салтовка, Алексеевка, центр: 1 сентября турецкие автобусы выходят на три маршрута в Харькове
Оплата проезда в "Карсанах" поступает в коммунальное предприятие по системе "E-ticket" (позже — и по "карточке харьковчанина").
"Если кто-то из водителей возьмет в руки деньги, и этот факт будет подтвержден, он сразу пишет заявление об уходе. Никаких штрафов, разговоров, наказаний: взял деньги — уволился", — сказал Дмитрий Липовой.
По его словам, на "Карсанах", в принципе, не появятся "бумажные" билеты.
"Когда происходит оплата за наличный расчет, в частных автобусах даже билет никто не дает. В электротранспорте, понятно, тоже разные случаи. Например, кондуктор поднял билетик с пола, продал его второй раз. Это зло можно искоренить только одним способом — если есть электронные билеты. Смысл даже не в том, чтобы пресечь какое-то воровство, это не те деньги, которые влияют на экономику предприятия. Основное преимущество такой системы в том, что водитель, когда для него все пассажиры равны — льготные и без льготы, не делает никаких приоритетов. А когда один платит, а другой ездит бесплатно, то водитель начинает "выделываться". А так для него все равны, и он только смотрит за дорогой. Это то, к чему мы хотим прийти в городе в целом", — пояснил руководитель КП.
"Это новый этап в развитии транспорта в Харькове. Мы уходим от частных перевозчиков к муниципальному транспорту — нового поколения, другого уровня комфорта. А главное, мы уйдём от наличных денег — все операции будут осуществляться карточками", — рассказывал ранее Игорь Терехов, презентуя муниципальные автобусы.
По словам Дмитрия Липового, пассажиры спокойно реагируют на требование водителя оплачивать проезд картой "E-ticket".
"Я думал, что будет какой-то определенный объем негатива по этому поводу, но все с пониманием относятся. Водители говорят, что проезд — только по "E-ticket". Но если человек говорит: "Ну, я не знал, могу я проехать?", мы закрываем глаза и провозим бесплатно. Но это единичные случаи, 2-3 в день. Пока не было никаких инцидентов или скандалов и высаживать пассажиров, кто без "E-ticket", не приходилось", — говорит Липовой.
По словам директора КП, не высадят из "Карсана" и льготника, если у него с собой не будет льготной карты "E-ticket".
"Для предприятия важно, чтобы была регистрация поездки по "E-ticket". Но, к огромному сожалению, не все льготчики ответственно относятся к этому. Мы проводили социследование. На сегодняшний день практически 100% льготных е-тикетов выдано. Но пользуются ими в среднем половина. Люди не хотят их доставать или не возят с собой, просто говорят: у меня нет. Поэтому мы возим и по льготному удостоверению. Но тот, кто пользуется "E-ticket", обязательно должен иметь удостоверение, подтверждающее льготу. Поскольку "E-ticket" не именной, идентифицировать, кому он принадлежит, не возможно, фотографии на нем нет, как на банковской карте, например. Но если подытожить, то все льготчики, которые имеют городскую или государственную льготу — есть у них льготный "E-ticket" или нет — могут ездить точно так же, как в электрическом наземном транспорте", — сказал Липовой.
Список категорий, которые имеют право на льготный проезд в городском транспорте, можно посмотреть здесь.
Дмитрий Липовой разъяснил, как муниципальными автобусными маршрутами могут пользоваться иногородние пассажиры. Для поездки им все-таки придется купить «E-ticket».
«Напоминаю, что на муниципальных маршрутах оплата принимается только через «E-ticket», без наличных. Поэтому да, иногороднему пассажиру придется приобрести электронный билет даже для одной поездки. Это нормальная практика в других городах и странах», - сообщил директор депо.
Маршруты только начали работу, поэтому графики движения еще корректируются, как и количество подвижного состава. Позже по пассажиропотоку, отзывам пассажиров определят, нужно ли добавлять автобусы, менять графики или уточнять схему их движения.
Пока с 1 сентября турецкие автобусы курсируют на трех маршрутах города:
На них выпустили 13 восьмиметровых автобусов. Когда-то здесь ходили маршрутки, но потом перевозчики бросили их из-за неприбыльности.
В ближайшие дни "Карсаны" выйдут на четвертый социальный маршрут — №217, который соединял Алексеевку с центром.
Также планируется, что новые автобусы пойдут по маршрутам:
Ранее озвучивалось, что "Карсаны" будут ходить и по маршруту №19 ("Станция метро "Имени А. С. Масельського" — ул. Енакиевская"). Но, по словам Липового, пока его не будут возобновлять.
"№89 поедет в самое ближайшее время. К концу этого месяца будут ходить №64 и №82. В целом, "Карсаны" будут курсировать по всему городу. Это социальные маршруты, которые когда-то бросил перевозчик. Поэтому сказать, будут в центре или на Алексеевке — неправильно, они по всему городу", — уточнил он.
Тарифы на проезд будут такими же, какими были до прекращения работы маршрутов, — от 7 до 10 гривен.
Расширенный список запланированных маршрутов — в материале: Куда довезут: на какие маршруты в Харькове выпустят турецкие автобусы
Напомним, Харьков закупил у турецкого производителя автобусы двух классов:
Турецкие автобусы — с низким полом и возможностью отбрасывания специального пандуса для людей с ограниченными возможностями. 8-метровые рассчитаны на 58 мест, 6-метровые — на 22 места. Перед выпуском турецких автобусов на маршрут в салонах устанавливают валидаторы E-ticket, настраивают информационное табло, gps-навигаторы, микрофоны. В салоне перед водителем находится экран, на котором можно увидеть, кто расплатился за проезд картой.
До конца года в Харькове появится 150 новых низкопольных автобусов, еще 350 машин будут собраны в Харькове.
Читай все новости Харькова в Facebook и подписывайся на нас в Instagram и Viber.