Программисты, водители, сварщики: в какие страны харьковчане едут на заработки

В какие страны харьковчане едут на заработки. Фото: joblist.md

В какие страны харьковчане едут на заработки. Фото: joblist.md

События
09 августа 2021 11:25

Пандемия коронавируса мало сказалась на желании харьковчан уехать на работу за границу. Многие страны, которые из-за карантина закрыты для туристов, охотно продолжают выдавать визы трудовым мигрантам.

Квалифицированные программисты едут в страны Балтии, водители и рабочие — в Польшу и Чехию.

Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram

Польша вне конкуренции

С января по июнь этого года 1 792 жителя Харьковской области уехали на работу за границу через агентства, которые зарегистрированы в регионе. На территории региона официально  работают 11 таких агентств. По данным областного Центра занятости, 88% из уехавших заробитчан трудоустроены в Польше, остальные трудятся в Германии, России и Чехии, передает "Депо".  Около 59% трудоустроенных — мужчины, 41% — женщины. 

Официальное количество трудовых мигрантов, скорее всего, не отражает реальную статистику. Многие харьковчане предпочитают искать работу за границей самостоятельно или через агентства, которые зарегистрированы не в Харькове, а в других регионах.

Пандемия никак не повлияла на отток кадров из Харькова в частности и Украины в целом. По данным Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству, в 2020 году Польша выдала украинцам 1 миллион 800 тысяч приглашений на работу — практически столько же, сколько и годом ранее. Эта страна до сих пор остается самой привлекательной для тех, кто хочет устроиться за границей. Уехать туда на работу проще, чем в любую другую страну Европы. В отличие от Италии и Испании, которые с начала пандемии закрылись от трудовых мигрантов, и Германии, где ждут только квалифицированных сотрудников со знанием немецкого, в Польше рады всем.

"Перед Польшей стоят те же проблемы, что и перед Украиной: демографический кризис, старение населения. На рынок труда выходит мало молодежи, а экономическое развитие требует больше рабочих рук. Молодые поляки часто выбирают ехать в страны Старой Европы, в Швецию, Норвегию, Великобританию, и заработать больше денег, чем у себя в стране. Польша поставила перед собой задачу привлечь мигрантов из других стран", — рассказал KHARKIV Today директор Ассоциации Василий Воскобойник.

На складе Amazon в Щецине работет много украинцев. Фото: teeal.plНа складе Amazon в Щецине работет много украинцев. Фото: teeal.pl

Склад

В самой Польше подтверждают: мигрантов из Украины так же много, как и до карантинов. Харьковчанин Захар Иванов уехал в польский Щецин за несколько лет до пандемии. Говорит — в этом году много новичков.

"Украинцев полно. Традиционно — стройки, отели, промышленные предприятия, но сейчас еще и склады Amazon, Momox, Zalando и других гигантов", — рассказал Захар. По его словам, в последнее время у украинских заробитчан появились конкуренты — в Польшу в этом сезоне приехало много трудовых мигрантов из Грузии. Всем им по прибытии необходимо пройти недельный карантин, а на 8 день сделать тест на коронавирус.

В Балтию едут строители и программисты

Поток строителей из Харькова в Польшу и другие страны несколько сократился. Киев переживает строительный бум, и многие жители Харьковской области едут туда на сезонные заработки. Другие же предпочитают не Польшу, а Западную Европу, и пробираются туда через Литву.

"В самой Литве работы немного, и зарплата невысокая. По литовским рабочим визам и виду на жительство работают в Германии и Франции. Но визу получить непросто. Мне вот один раз отказали, вообще без объяснения причин, хотя документы были в порядке, и потенциальный работодатель был немало удивлен и огорчён таким поворотом — он оплачивал все расходы и страховку", — рассказал харьковчанин Сергей Нестеренко, который до пандемии несколько лет работал на стройках Польши, а сейчас трудится строителем в Киеве.

Однако в страны Балтии едут не только за рабочими визами. Активно переманивает украинских программистов Эстония. Страна сделала ставку на привлечение высокотехнологичных компаний. Благодаря особым условиям для такого бизнеса, в Таллин перекочевало немало международных IT-корпораций. В одной из такой работает харьковчанин Алексей Козулин, который этой весной переехал в Эстонию вместе с женой и двумя детьми. Переезд полностью оплатил работодатель.

"На рынке сейчас — дефицит специалистов, потому в каком-то плане мне повезло. Работодателю не важна национальность, это — международная компания, потому официальный рабочий язык у нас английский. Курсы эстонского — государственные и бесплатные, но у меня пока нет необходимости его учить", — говорит разработчик. Он еще не решил, останется ли в Эстонии надолго, вернется в Украину или поедет работать куда-то еще.

Тем временем Украина переживает острый дефицит программистов. По данным портала Djinni, спрос на IT-специалистов в стране превышает предложение почти на треть.

Ни водителя, ни дворника

Не только программистов трудно найти на харьковском рынке труда. Традиционно в дефиците квалифицированные рабочие — сварщики, слесари и монтажники, но уже и неквалифицированных дворников с уборщицами днем с огнем не найти — жалуются в областном Центре занятости.

"Очень большая нехватка водителей — особенно на автобусы и грузовые автомобили. Их надо учить, сейчас мы этим вопросом занимаемся. У нас есть учебные заведения в Харькове, где готовят водителей, но их немного, и мы хотим учить этой профессии в нашем Центре профтехобразования", — сообщил заместитель директора Центра занятости Анатолий Толстых.

Зарплата водителей в Харькове в три раза меньше польской. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV TodayЗарплата водителей в Харькове в три раза меньше польской. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Водитель

Научить водителя мало, ведь никто не даст гарантию, что свежевыученный профессионал не уедет водить автобус в ту же Польшу или Чехию. Такой исход очень вероятен, учитывая разницу зарплат. К примеру, сейчас польский Щецин ищет водителя городского автобуса. Предлагают 5 тысяч злотых (35 тысяч гривен). Ищут водителя городского автобуса в чешском Пардубице. Там предлагают от 1000 до 1800 евро в месяц и бесплатное жилье. С ними конкурирует областной Центр занятости, который ищет для харьковского коммунального предприятия водителя автобуса на зарплату 12 тысяч гривен.

Меньший, но тоже значительный разрыв в зарплатах, которые предлагают сварщикам. В Харькове представителям этой профессии готовы платить максимум 20 тысяч гривен. В Польше зарплата специалистов стартует от 1000 евро.

Сварщикам в Польше предлагают 1000 евро в месяц. Фото: top-news.com.uaСварщикам в Польше предлагают 1000 евро в месяц. Фото: top-news.com.ua

"Пока  разница между заработными платами достигает трех-четырех раз, конечно, украинцы будут выбирать трудоустройство за границей", — подытоживает Василий Воскобойник.

Смотрите также:

От охранника до IT-шника: какие зарплаты получают харьковчане разных профессий

"Электронная трудовая книжка": как харьковчанину узнать о возможной краже страхового стажа

Работа в Харькове: на каких предприятиях больше всего вакансий

Читай все новости Харькова в Facebook и подписывайся на нас в Instagram и Viber.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях