Как будет работать "скорая" в Харькове после оптимизации. Фото: vbgroup.co.in
В Министерстве охраны здоровья планируют оптимизировать предоставление экстренной медицинской помощи. В каких случаях скорая приедет на вызов, а в каких – диспетчер отправит к семейному врачу?
По словам первого заместителя министра охраны здоровья Ирины Садовьяк, в Украине почти 70% карет скорой помощи опаздывают на вызовы. То есть две трети пациентов не получают вовремя оказания помощи бригадой скорой помощи. Это очень плохие показатели, а посему в МОЗ решили оптимизировать предоставление экстренной медицинской помощи. Чтобы бригада выезжала оперативно, ведомством разработаны алгоритмы оказания экстренной медпомощи по определенным категориям вызовов.
Детальнее: Поделили на 4 категории: в Минздраве рассказали, когда "скорая" приедет на вызов
Как рассказал «Вечернему Харькову» директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Виктор Забашта, когда вводился термин «экстренная помощь», речь шла о том, что в Украине, как и во всем мире, будет создана мощная сеть первичной помощи — семейных врачей, которые будут заниматься профилактикой целого ряда заболеваний.
— То есть любой заболевший человек в первую очередь должен звонить своему семейному врачу и озвучивать жалобы. А еще лучше, если семейный врач будет наблюдать пациента все время — с момента знакомства до естественных причин. Если это, допустим, гипертоник или эпилептик, он с утра выпьет таблеточку и будет спокойно жить — с полной самоотдачей, физически и умственно активно и так далее. А экстренная служба будет выезжать на «утонул», «повесился», «ножевое ранение», «огнестрельное», «ДТП», — поясняет Виктор Забашта.
К этому страна идет уже семь лет, но люди все равно звонят не семейному врачу, а в скорую.
— Семейные врачи зачастую не идут на вызов. Хотя у них больше возможностей — в поликлиниках есть лаборатории, диагностические центры, они могут обследовать человека и назначить ему плановое лечение, — говорит Виктор Забашта. — Резко сбивать человеку внезапно подскочившее давление не рекомендуется. А делать это регулярно — тем более плохо. Лучше заниматься профилактикой – не допускать приступов, состояния гипертонического криза, повышения сахара и так далее. Этой работой должна заниматься первичка. А на деле по-прежнему занимаемся мы.
И вот Минздрав предпринимает очередную попытку «узаконить» именно экстренную помощь.
— Дай Бог, чтобы оно работало, — говорит Виктор Забашта. — Если это снимет часть нагрузки с нашей службы — конечно, хорошо, но при условии, что останется финансирование. А если часть денег уйдет на то, чтобы первичка обслуживала эти вызовы… Но пока первичка себя не зарекомендовала. Она должна была начать этим заниматься с первого дня, как ее основали…
Чтобы врачи могли эффективнее оказывать помощь, в министерстве решили поделить причины вызова на четыре категории.
Категория 1. Критическое состояние больного, требующее немедленного реагирования, вмешательства или реанимационных мероприятий, — скорая приедет в течение десяти минут.
— Это, прежде всего, уличные вызовы — в случаях потери сознания на улице, ДТП, ножевого или огнестрельного ранения, повешения, утопления. Все это экстренные вызовы, — приводит примеры Виктор Забашта.
К этой же категории, которая отличается высокими показателями смертности, отнесли клиническую смерть, обструкцию дыхательных путей, возникновение политравмы.
Категория 2. Экстренный вызов — скорая приедет в течение 20 минут. К этой категории относятся потенциально серьезные состояния, требующие быстрой оценки, неотложной помощи на месте или неотложной транспортировки. Показатели смертности здесь немного ниже, но опасность для жизни и здоровья остается критической.
— Это вызовы на дом, если человеку стало плохо с сердцем, или у него острая боль в животе, или приступ астмы и так далее, — уточняет Виктор Забашта.
Категория 3. Не экстренные вызовы при состояниях, которые не несут угрозы для жизни и здоровья пациента. Речь идет о необходимости оказания медицинской помощи, например, при обострении хронических заболеваний. Допустим, при почечных колики. Показатели смертности тут низкие или нулевые. Такие вызовы будут направляться на первичное звено, а если это невозможно, на вызов поедет бригада, не задействованная в предоставлении помощи по вызовам первой и второй категорий.
Категория 4. Непрофильные вызовы.
— Например, повышение температуры, повышение давления, — перечисляет Виктор Забашта.
В этом случае бригада скорой помощи не выезжает, пациент может получить консультацию по телефону или будет направлен на оказание помощи семейным врачом.
По словам Виктора Забашты, все это деление весьма условно.
— Если, допустим, у человека резко повысилось давление, и он вызвал скорую, это можно рассматривать как экстренный случай, но если он по одному и тому же поводу вызывает бригаду каждый день, об экстренности речь уже не идет, — считает Виктор Забашта. — Бывает, что астматики вызывают по несколько раз в неделю: «Введите мне такой-то препарат, чтобы стало легче».
Экстренный у вас случай или можно подождать приема у семейного врача, определяет диспетчер, опираясь на алгоритмы действий, а не на субъективные ощущения пациента.
— Человек звонит по номеру 103, и диспетчер экстренной медицинской помощи в процессе разговора выясняет, посылать к нему бригаду или переадресовать вызов на поликлинику, то есть семейному врачу, — поясняет Виктор Забашта. – Все диспетчеры имеют медицинское образование, как минимум фельдшерское. К тому же они работают по протоколам, — объясняет Виктор Забашта.
В Украине действуют номера для вызова скорой с мобильного и стационарного телефонов:
Напомним, ранее медики объяснили, в каких случаях скорая не приедет на вызов.