Сразу после гибели Евгения Кушнарева его соратники наперебой предлагали варианты, как увековечить память экс-губернатора. Доходило даже до такой фантастики как переименование в его честь Сумской. Пять лет прошло, а улицы Кушнаревской, станции метро его имени или хотя бы широко разрекламированной библиотеки им. Кушнарева так и нет. Мы разбирались, почему.
- Большинство предложений по увековечиванию памяти Кушнарева - около двух десятков заявок - поступили вскоре после смерти политика, - вспоминает ответственный секретарь городской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый. - Встречались среди них и формулировки "переименовать одну из улиц города", но без какой-либо конкретики. Предлагали даже назвать именем Кушнарева полиграфическое ПТУ. Но так как большинство предложений были плохо продуманными, на тот момент решили данный вопрос не муссировать. В принципе, новых предложений не поступало уже достаточно давно.
К тому же, по словам Хорошковатого, дети Евгения Петровича – Андрей Кушнарев и Татьяна Кагановская –выступили против повышенного внимания к фамилии отца.
- Татьяна Евгеньевна на очередной сессии горсовета встала и сказала, что очень просит оставить в покое имя Евгения Петровича и не называть его фамилией стороящиеся станции метро. Тем более что названия "Алексеевская" и "Победы" обговаривались достаточно давно, - подчеркнул Алексей Владимирович.
Стоит заметить, что против именной станции Кушнарева в подземке — не вся его родня.
- На мой взгляд, имело бы смысл присвоить фамилию брата одной из строящихся станций метро, потому что этот человек очень много сделал для развития данного вида транспорта в городе Харькове, - высказывает особое мнение брат Сергей Кушнарев.
Как бы то ни было метрополитеновская идея временно не обсуждается. Пока единственный объект, который твердо решили называть в честь Кушнарева - новенькая библиотека. Проект строения, которое должно было появиться в саду Шевченко, согласовали еще несколько лет назад, но на том процесс, кажется, и застопорился - во всяком случае даже в мэрии не нашлись, что ответить на наш вопрос: а где же библиотека?
Из первых уст
Дочь Кушнарева Татьяна Кагановская:
Лучший способ увековечить - расследовать обстоятельства гибели
- Мы не считаем необходимым переименовывать улицы и станции метро в честь отца, - сообщила Татьяна Кагановская. - Мы искренне считаем, что лучшим увековечиванием памяти Евгения Петровича Кушнарева было бы продолжение его дел, реализация идей, и не в последнюю очередь - расследование обстоятельств его гибели. Что касается улиц имени Кушнарева, которые появились в Песочине, то знаю только об одной, и то из Интернета. У нас никто не спрашивал согласия на это.
- Планирует ли кто-то из родственников продолжить дела и инициативы Евгения Петровича?
- Это было и остается самым острым нашим желанием. Поэтому мы с братом и создали Фонд поддержки демократических инициатив Евгения Кушнарева. Отец никогда не избегал острых вопросов, был сторонником дискуссий, общественного диалога. С другой стороны, многие проблемы, которые он считал важными, не решены до сих пор: пути государственного развития, местное самоуправление, становление гражданского общества, права человека… Фонд стал площадкой экспертного обсуждения этих и многих других вопросов. Добавлю, что каждый год, как и при жизни отца, вручает стипендии молодым талантам созданный по его инициативе Фонд поддержки молодых дарований. Живут в Харькове и другие традиции, заложенные Евгением Петровичем.
- Татьяна Евгеньевна, вы собирались написать книгу об отце. Удалось ли реализовать эту идею? Если да, то когда можно ожидать, что она выйдет в свет?
- Фонд проделал большую мемориальную работу: мы собрали, систематизировали все материалы, которые остались от отца. Сейчас важно все проанализировать, оценить, причем, в контексте времени. Оно было по разному сложным - и девяностые годы, и последние годы жизни отца. Могу сказать, что как исследователю мне это интересно, хотя эмоционально сложно. Годы проходят, а я и сегодня часто спрашиваю себя, что бы сказал отец, как бы он поступил? Думаю о том, что у него уже трое внуков, а он видел только двоих…
| | | |
| | | |
| | Спустя пять лет после гибели политика его фамилия так и не появилось ни на карте города, ни на схеме линий метро. Фото с сайта demfond.org и из архива "КП". | |
| | | |
Опрос
Нужна ли Харькову улица Кушнаревская, мы спросили у VIP-персон, которые при жизни политика относились к нему совершенно по-разному.
Владимир Шумилкин, экс-мэр:
- Я думаю, что Кушнарев, очень много сделал и для Харькова, и для области. В каком именно аспекте будет увековечена память – станция метро, улица, мемориальная доска – не столь важно. Любой вариант, если он будет давать информацию о человеке, который старался что-то сделать для нашего города, на мой взгляд, хорош. А так, к примеру, есть у нас улица О. Яроша. Спроси: кто знает, что это за человек?
Игорь Швайка, руководитель областной организации ВО " Свобода":
- Я не думаю, что Харькову нужна улица имени Кушнарева. Да, он был мастером аппаратных игр, грамотным управленцем, но, по сути, в этом и заключалась его работа, за которую он получал зарплату. На мой взгляд, Харькову в первую очередь необходимо избавляться от советских топонимов - улиц и проспектов имени Постышева, Петровского, Ленина, Косиора и т.д.
Алла Александровская, народный депутат, КПУ:
- Я не думаю, что в Харькове нужно называть улицу именем Кушнарева. Наименование улиц и городов – это долговременная акция, которая оставит след не в одном поколении. Конечно, помнить об этом человеке и его политическом пути нужно. На мой взгляд, библиотека имени Кушнарева – хорошая идея, но проект представленный общественности, вызвал достаточно много критики, так как планировалось ее построить в саду Шевченко, где и так деревьев не осталось. Уверена, сам Кушнарев отнесся бы к нему негативно.
А в это время...
Добкин и Кернес у могилы не появились
Вчера память экс-губернатора почтили на 2-м городском кладбище.
Семья Кушнарева, как и в прошлые годы, приехала отдельно от его коллег и однопартийцев. Сын Андрей нес в руках букет из красных роз, вдова Кушнарева Валентина – красные гвоздики, а зять Александр Кагановский – шикарные белые розы. Не смогла быть с родными вчера дочка Кушнарева Татьяна, она погружена в работу над диссертацией, в связи с этим ей срочно пришлось уехать в Киев.
Родные Евгения Петровича все пять лет живут с болью от того, что правосудие так и не восторжестовало.
- Все было сделано для того, чтобы дело как можно быстрее закрыть, а не расследовать его тщательно и дать ответы на все вопросы семье и обществу, - с грустью в голосе сказал Андрей Кушнарев. – Для пострадавшей стороны нет юридических возможностей повлиять на дело. Только политическое решение могло бы возобновить данный процесс, если в этом будет заинтересованность.
- Почему вы приходите всегда отдельно от однопартийцев Евгения Петровича? - поинтересовались мы.
- Потому что политики остались политиками, а семья – семьей. Мы не поддерживаем связь ни с одним из народных депутатов. Когда они придут, посмотрите, как они будут красиво говорить. На самом деле все совершенно не так, - ответила Валентина Кушнарева.
К 11.00 возле входа на кладбище начали собираться чиновники и политики. Руководство региона и города было представлено в основном замами. Из первых лиц был только
Сергей Чернов, председатель облсовета. Как известно,
губернатор Михаил Добкин сейчас в отпуске. Память Кушнарева почтили его замы Валентин Дулуб и Игорь Шурма. Друг Кушнарева нардеп Дмитрий Шенцев тоже на смог приехать, его сын Никита принес корзину с желтыми, красными и белыми цветами. От мэрии на кладбище отметился Александр Кривцов, почему не приехал
Геннадий Кернес, так и осталось тайной. Первых лиц Партии регионов тоже не было. От имени президента Виктора Януковича на могилу возложили цветы и зачитали небольшое послание.