Петр Зарицкий: "В Украине литологов готовят только в ХНУ имени Каразина"

Петр Зарицкий: "Для меня все студенты равны: китайцы, наши – мне все равно. Главное – знания и отношение к учебе."

Петр Зарицкий: "Для меня все студенты равны: китайцы, наши – мне все равно. Главное – знания и отношение к учебе."

События
26 сентября 2011 17:02
Автор: Виктория Жеденко

Геолог – профессия романтиков, жаждущих знать все секреты Земли. Постоянные поиски, исследования неизвестного, экспедиции... В прошлом веке эта профессия пользовалась большой популярностью. Как к ней относится молодежь ХХІ века, какой он – студент-геолог и в чем секрет романтической профессии мы спросили у Петра Зарицкого - известного ученого-геолога, доктора геолого-минералогических наук, заслуженного профессора ХНУ им. В. Каразина, заслуженного деятеля науки и техники Украины, академика АН Высшей школы Украины и просто преподавателя, которого уважают и одновременно очень боятся студенты.

Петр Васильевич прошел путь от простого студента ХГУ до почетного профессора. Вот уже больше, чем шесть десятков лет он учит уму-разуму своих студентов. На его счету более 700 научных работ. Неоднократно выступал с докладами на международных конференциях, конгрессах, симпозиумах в разных уголках мира.

– Я работаю в университете с 1956 года, – рассказывает Петр Васильевич. – Помню свою первую лекцию в Горном институте. На первом ряду сидели 16 китайцев – золотые были ребята! Спустя тридцать лет я поехал в Китай. На то время эти ребята уже "выросли", стали профессорами, чиновниками. Меня пригласили выступить с докладом на китайском телевидении, после чего на меня просто посыпались приглашения с разных университетов Китая, где работали мои бывшие студенты. А в прошлом году я читал курс группе, где было 2 китайца. Я пришел на первую лекцию, а их нет! Предупредив старосту, что у них будут проблемы, я все же в течение семи лекций так и не увидел их на занятиях. В итоге экзамен они сдавали комиссии, так как мне сдали просто чистые листы. Вообще, я считаю, что письменный экзамен – большой минус для студента, и большое облегчение для преподавателя. На устном экзамене студент учиться разговаривать, передавать своими словами научную информацию, пользоваться терминологией, учиться доказывать свое мнение. Письменный экзамен лишает студента живого контакта с преподавателем, который при случае может подтолкнуть его на правильный ответ. Ведь задача преподавателя не "завалить", а научить.

– Петр Васильевич, студенты говорят, что сдать Вам экзамен очень тяжело!

– Да, нелегко, если ты ничего не знаешь. У меня были такие студенты, которые ходили на пересдачу 7-8 раз! Это сейчас ввели правило, что только два раза можно пересдавать преподавателю, потом собирают комиссию, которая проголосует большинством, не вникая в суть дела. Образование пошло наперекосяк. У нас микроскопы 50-х годов прошлого века. Где же студенты будут обрабатывать свой материал?

– Как Вы решаете эту проблему?

– У меня подход следующий: когда студенты проходят практику в научно-исследовательских институтах, предприятиях, потом туда же устраиваются на работу, там они и должны собирать материалы для своих исследований. Ведь таким образом они могут одновременно работать на предприятие и на себя.

– Какие курсы Вы сегодня преподаете в университете?

–  Я читаю пять курсов: геохимию, геохимические методы поисков мест рождений полезных ископаемых, геохимия техногенеза и два курса для магистров и специалистов по специализации "литология". Дело в том, что на сегодняшний день ни один вуз в Украине не готовит литологов. Харьковский университет единственный и до настоящего времени. Еще в 1985 году я начал "выбивать" для университета эту специализацию. Нелегкими усилиями в 1987 году в нашем университете открыли подготовку специалистов и магистров по специализации "литология".

– Кто такие литологи?

–  "Литос" – камень, "логос" – учение. Это наука, изучающая образование осадочных пород и связанные с ними минеральные богатства. В земной коре осадочные породы занимают от десятка метров до 15 километров (5-7 % всей литосферы). С этими осадочными породами связаны больше 80 % всех полезных ископаемых, которыми пользуется человек: уголь, газ, нефть, руды, железа, марганец, алюминий, россыпи, драгоценные камни и т. д.

Специалисты-литологи сегодня востребованы. Например, в Ивано-Франковске готовят специалистов для нефтепромышленности. Сам нефтяник знает, как добывать нефть, а подробностей свойств (коллекторы, покрышки) земных пород не знает. Литолог знает все тонкости.

Где работают Ваши воспитанники?

– Выпоскники-литологи, начиная с 1990 года, успешно работают в научных учреждениях и геологоразведочных организациях Харьковской, Полтавской, Черниговской, Днепропетровской, Сумской областей. Как я уже говорил, литологическая специализация органически связана с важной для Украины нефтегазовой отраслью, хотя, в тоже время, она в равной мере охватывает все без исключения полезные ископаемые осадочной оболочки земной коры.

– То есть, можно утверждать, что профессия литолога очень востребована в наше время?

– Да, я уверен, что спрос на специалистов-литологов будет неуклонно расти по мере расширения геолого-съемочных и геолого-разведочных работ в Украине, которые должны и могут обеспечить собственную минерально-сырьевую базу, сократить импорт, и даже увеличить годовой баланс во внешней торговле страны.

 – Литолог – мужская профессия?

– Конечно, в этом направлении работает больше пацанов. Девушки встречаются, но очень редко. В основном, в лабораториях.

– Вы большую часть своей жизни посвятили студентам, науке. Скажите, есть ли среди Ваших студентов те, которыми Вы гордитесь?

– Да, сегодня среди моих бывших студентов ряд докторов наук! Это радует. Но один парень достиг значительных высот и не только в науке. Это Владимир Полеванов. Он закончил университет в 1971 году. Лично у министра геологии РФ "выбил" себе направление на Колыму, отказавшись от предложенного нами места в НИИ в Крыму. Работал на приисках в Магаданской области: начинал горным мастером на золотодобывающей шахте, потом стал главным геологом геологоразведочной партии, главным геологом Ягоднинской экспедиции Северо-Восточного геологического управления. С 1989 по 1992 год – главный геолог вновь созданного объединения "Амургеология" (г. Благовещенск). Лично Борисом Ельциным был назначен губернатором Амурской области, а потом занял должность заместителя председателя правительства РФ – председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом. Защитил докторскую диссертацию. Ныне – руководитель инвестиционной программы "Золото России", председатель консорциума "Золотой мост", объединяющего ряд российских и иностранных компаний с целью совместной разведки и освоения золоторудного потенциала Сибири и Дальнего Востока, а также ряда новых золотоносных площадей за рубежом (в частности в Мали, Зимбабве, Австралии). Он очень интересный человек. Никогда не сидел на месте, не почил на лаврах во время своей политической карьеры, с большими задатками, профессиональными резервами.

– А сегодня есть среди Ваших студентов подобные экземпляры?

– Сегодня студенты несколько не те. Хотя тоже можно встретить очень талантливых ребят. Вот, к примеру, уже девятый год подряд я вожу лучших 2-3 студентов на Урал на Международную студенческую научную школу, где они даже занимают призовые места.

– Что Вы требуете от своих студентов в первую очередь?

– Я со второго курса трижды проходил практику в тресте "Артемгеология" в Донецкой области. Государственной съемкой снимал планшеты – можно сказать, "пролазил" на животе по полях. Мне было это интересно! Я горел на работе. Сейчас студентов очень много, но талантливых среди них единицы. Для меня все студенты равны: китайцы, наши – мне все равно. Главное – знания и отношение к учебе.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях