Сейчас здание театра огорожено забором и потихоньку разваливается. Фото Оксаны СЕРГИЕНКО.
Опрометчиво считать, что искусство и порок – суть несовместимые понятия. Из истории известно как, например, Нерон писал свои стихи, смотря на горящий Рим и предаваясь любовным усладам. Католическое духовенство порою совершало оккультные ритуалы в стенах соборов. Маркиз де Сад со своим обществом либертенов любил практиковать сексуальные оргии в театрах.
История Харькова предоставляет нам любопытные факты, когда здания бывших борделей становились техникумами и музыкальными лицеями (Полтавский шлях, Красношкольная набережная). Но есть и примеры несколько иного порядка. Один из них – здание Харьковского театра музыкальной комедии.
Прохожему, совершающему прогулку по улице Карла Маркса, не может не броситься в глаза величественное заброшенное здание, обнесенное забором из шифера и колючей проволоки. Какие-то мимолетные мысли в голове – и он идет дальше. Следующий момент: вечер, группа подростков в черных одеяниях, подходя к железной полузаваленной двери в углу ограждения, легко ее отодвигают и один за одним проскальзывают вовнутрь.
Очень жаль, что уникальная постройка, скорее всего, будет разрушена.
Сырость, настороженная тишина, давящая темнота – такие первые впечатления при входе в театр. Желательно зажечь фонарик – на полу много строительного мусора и коварных ям. Пивные бутылки и погасшие кострища, указывающие на места недавних сборищ. Сама атмосфера располагает, чтобы тут совершались различного рода мистерии, что и подтверждает история.
Как известно, здание было построено в 1911 году и первоначально было цирком. Довольно роскошный цирк, один из красивейших на то время в Европе. Но были недовольные, а именно – духовенство Благовещенского собора, под носом у которого и располагался этот "очаг мирской праздности". Аппеляции священников к царским властям не возымели успеха, и попы в самых своих высоких чувствах сделали единственное, что они могли - прокляли это здание.
Таким здание цирка Миссури было много лет назад.
Проклятье, видимо, подействовало, так как на протяжении своей истории здание несколько раз горело, а его владелец и создатель - предприниматель Миссури - разорился: цирк не приносил должных доходов и через год после создания был перепрофилирован в театр. Что так же не принесло успеха. В результате здание было продано и переходило из рук в руки вплоть до пришествия советской власти.
Вряд ли можно спасти перекрытие здание. Ремонт обойдется во много миллионов.
В 1929 году тут расположился первый украинский театр оперетты. В этом здании была принята первая конституция УССР, тут выступали с пламенными речами Крупская, Дзержинский. Здесь пел Шаляпин. Впервые были поставлены спектакли: "Сорочинская ярмарка", "Свадьба в Малиновке". Практически все оперетты начинали свой путь по Советскому Союзу именно из Харьковского театра музыкальной комедии. В советские 70-е в музкомедию приезжали Пугачева, Миронов, Ширвиндт, Высоцкий.
Изначально в уникальном здании на Карла Маркса был цирк, но это не нравилось служителям Благовещенского собора.
В конце 80-х, после очередного пожара (как раз в это время православная церковь наращивает свое утраченное могущество – странное совпадение!), здание объявляют аварийным и закрывают его на ремонтные работы. Которые, впрочем, так до нынешнего дня и не были проведены. Проклятье действует. Не в силах сломать его даже мусульманский предприниматель Зухеер Хуари, выкупивший в 2005 году это здание.
Молодежь находит здание очень романтичным.
Естественно, такое "проклятое" место – идеально для тех, кто является поклонником всего темного и готичного. Я далек от зловещей утопизации харьковских готов и сатанистов (как и сведению этих разных субкультур в одно целое): зачастую их деяния представляют из себя всего лишь стилистическую игру или ребячество. Но, естественно, некоторые группировки любят придавать своим играм реалистичности.
Внутренность тетра так и пестрит наталкивающей на определенные размышления тематикой: оккультные граффити, огарки свечек, куски бинтов, остатки кострищ…
Сырость, настороженная тишина, давящая темнота – такие первые впечатления при входе в театр.
Много использованных презервативов. И все это – в громадном помещении, которое, несмотря на многочисленные пожары, не утратило своего былого великолепия. Небесно-голубые стены в холле, на которых играют тени от разожженного костра, красивейшие подпорки балконов, колоны с лепниной. Можно найти пожелтевшие листки с нотными записями, ржавые таблички с названиями спектаклей. И абсолютная тишина.
На полу много строительного мусора и коварных ям.
Люди в черном, благородно прохаживаясь по внутренностям здания, начинают имитировать великих актеров. Вот двое сошлись в воображаемой дуэли на поднятых с земли палками. Один, забравшись на обветшалую сцену, произносит фразу "быть или не быть". Девушки начинают танцевать средневековые танцы. Все эти до смешного величественные действия прекращаются, когда одна девушка начинает петь песню. Все смолкают. Тишину прорезает лишь необыкновенно нежный и грациозный голос, который эхом разноситься по мертвому залу. Призрак оперы. По традиции – ни единого хлопка. Мертвые зрители. Философия былых эпох.
Несмотря ни на что, здание театра продолжает жить...
Потом – все куда более банально. Сидение у костра, алкоголь, легкое резанье вен, аля-философские разговоры. Один парень рассказывает, как недавно на подобной вечере в этом здании устраивали ритуальное "party" с жертвоприношением курицы. Под эти разговоры парни и девушки начинают целоваться. Вскоре некоторые пары встают и расходятся по разным углам и комнаткам театра. Идеальное место для любовных утех.
Естественно, такое "проклятое" место – идеально для тех, кто является поклонником всего темного и готичного.
Подобные занятия, конечно, на любителя, но тут важно другое: театр жив, и люди в нем играют. А уж качество пьес, сегодня там разыгрываемых, - определять драматургам.
Фото Оксаны СЕРГИЕНКО.