Опаснее всего питаться в кафе в летнее время. Фото из архива "КП".
Отравиться в нашем общепите – проще простого. Особенно часто можно услышать нарекания на кислый салат или протухшую котлету в летнее время. "В городе" решили разузнать, как отличить приличное кафе от антисанитарной забегаловки.
- По секрету скажу, в летний период у нас на кухне много интересного происходит: продукты быстро портятся, и приходится придумывать, что с ними делать, - говорит официантка одного из кафе Лилия Чухраева. - Например, почерневший сладкий перчик на стол и в салат уже не пойдет – клиенты сразу заметят, а вот если его измельчить на пиццу и затереть сверху сыром – пойдет на ура! А мясные изделия не первой свежести – в солянку.
Лиля рассказала, как однажды кухарка забыла поставить уже открытую баночку горошка в холодильник, вот он и испортился. Добавили его в салат "Столичный". Выглядел он нормально, запаха тоже не было никакого, но по санитарным нормам его нужно было выбросить.
- Все вроде нормально, но через 10 минут клиент, отведавший салат, срочно требует администратора. Мы испугались, думали – все, попали! Хотя наше начальство не запрещает эти приемы, даже поощряет. Но если есть жалоба от клиента, нас и выгнать могут. Когда администратор подошел, клиент начал кричать и… показал, что в том самом салате решила подкрепиться здоровенная зеленая муха… Так что к нам претензий не было, - с улыбкой вспоминает девушка.
Лиля также поделилась информацией, как в кафе готовят молочные коктейли.
- Под вечер так намотаешься, что ноги не держат: то принеси, то подай, то не так… Вот заказывает клиент себе молочный коктейль, а стаканы помыть не успели. Наливаем в немытый, а что делать? Но трубочку новую, чистую даем. Так что молочный коктейль лучше заказывать утром.
Зелень, которой украшают блюда и которую не съедают посетители, по словам Лили, тоже не пропадает – ее измельчают и добавляют в салаты, первые блюда и ту же пиццу.
- Невзирая на все наши "фокусы", посетителей меньше не становится. Некоторые даже, когда уходят, говорят: "Спасибо, у вас было очень вкусно, обязательно еще придем!" - удивляется официантка.
Мороженое в такое время тоже может быть опасно.
Пройдите мимо, если...
...сырая продукция лежит рядом с готовой
Сырые продукты могут заразить бактериями уже обработанные. И в результате – отравление! Или рыбная продукция лежит рядом с мясной. Это запрещено. Поберегитесь, если вам подают салат не из холодильника, а прямо с прилавка. В жару достаточно 15 минут, чтобы салат, где есть колбаса или мясо, испортился. Есть кафе, в которых можно готовить все. Для этого необходимо, чтобы были специальные помещения длярыбного или мясо-рыбного, овощного цеха. Но в большинстве случаев летние площадки таких помещений не имеют.
...официанты не носят униформу и бейджик
Во всех уважающих себя заведениях есть своя форменная одежда, которая является обязательной. Кроме того, если человек одет в ту же одежду, в которой он ехал в транспорте на работу, это повышает риск подхватить инфекцию.
...напитки и еду подают в многоразовой посуде
При отсутствии водоснабжения вымыть посуду качественно невозможно. Да и при наличии воды в кафе нередко мытью тарелок и чашек уделяют минимум внимания, уверяют в СЭС. Поэтому лучше, когда на летних площадках применяется одноразовая посуда, говорят врачи-эпидемиологи.
...шашлычник жарит мясо и продает – берет деньги и дает сдачу
Это должны делать разные люди.
...нет умывальника и туалета
В приличных заведениях туалетов должно быть два – для клиентов и работников кафе. И обязательно – умывальник. Ведь руки помыть должны не только посетители, но и персонал.
...вам предлагают блюда, которых нет в меню
Кто-то из персонала решил подзаработать и подсовывает вам товар, который неизвестно кем и как был приготовлен. Это чревато последствиями.
...обратите внимание, на какой воде готовят блюда - водопроводной или покупной
Узнать об этом потребителю поможет сертификат санитарно-эпидемиологического благополучия – его санврачи выдают только тем заведениям общепита, которые применяют альтернативную воду. А в водопроводной СЭС часто находит хлороформы с превышением предельно допустимых концентраций.
Будьте осторожны, когда собираетесь покушать вне дома.
Интересно
Основные нарушения в харьковских кафе
- У официантов, реализаторов и поваров нет санитарных книжек. Хотя даже сторож обязан пройти полный медосмотр, поскольку он тоже работник кафе.
- Отсутствуют документы – как разрешительные на торговлю, так и сопроводительные – к продуктам.
- Антисанитария – не проводятся генеральные уборки и очень редки текущие влажные – обычно их делают в течение дня.
- При хранении продуктов нарушается температурный режим и "товарное соседство" - к примеру, сырая рыба лежит рядом с готовыми салатами.
- Изменяется ассортимент – согласовываются одни, а потом появляются другие продукты питания и напитки.
- Часто в чеках указывается завышенная сумма. Бывает, что в счете указывают обслуживание, которое вы не заказывали, например, музыкальное сопровождение.
Признаки хорошего общепита:
- вывеска с названием, а также информация о том, кому принадлежит это заведение, график его работы;
- меню выдается каждому посетителю, а не одно на столик;
- на столике изначально присутствуют салфетки, соль и перец;
- перед вашим приходом столик протирают дезинфицирующей жидкостью, а не просто смахивают крошки мокрой тряпкой;
- заказ выполняют не больше чем за 30 минут (если только вы не заказали сверхъестественное блюдо);
- на стульях лежат мягкие подкладки, а также при необходимости есть возможность воспользоваться пледом.
Как и куда жаловаться?
Можно написать жалобу прямо в кафе на имя руководителя. Тут же требуете книгу отзывов и предложений и пишете заявление: я, такой-то, заказал то-то, отказались обслужить либо неправильно посчитали, прошу принять меры и в установленный законом срок сообщить по такому-то адресу. Через время в конце книги должна появиться реакция руководства на вашу жалобу. Если ее нет, идите в управление по защите прав потребителей и аналогичного общества (Сумская, 45 и Сумская, 3 - соответственно) и пишите заявление о том, что на вашу жалобу не реагируют. Важно помнить: чтобы обратиться с подобным заявлением, нужен чек.
Если у вас есть нарекания на работу заведений общепита, свои жалобы вы можете высказать также по телефону "горячей линии" областной санэпидемстанции (057) 315-00-07.
Опрос "В городе"
"После отравления два дня лежала в постели"
Марина Ткаченко, студентка:
- Я летние кафешки не очень люблю, но иногда приходится забежать перекусить. Недавно у меня был день рождения, решили погулять. Отправились в солидное кафе в центре города. Все было хорошо, если бы не картошка с грибами, которой я отравилась. К счастью, гости предпочли другие блюда, и их такая участь миновала.
Побаивается пунктов общественного питания.
Арина Сергеева, провизор:
- Я очень люблю проводить время со своими друзьями, и чаще всего мы встречаемся в летнем кафе в парке имени Шевченко. Правда, однажды мне подсунули испорченное мороженое. Принесли талое, совершенно невкусное мороженое, вот я им и отравилась. После этого ни ногой в такие заведения. Домашняя пища и полезней, и безопаснее.
Как-то отравилась в кафе картошкой с грибами.
Елена Стадник, преподаватель:
- Знаю, что в кафе часто дурят, но, тем ни менее, захожу в перерыв пообедать. И как-то принесли мне салат с прокисшим майонезом. Я, конечно, почувствовала, что что-то не так, но все же съела салат. Последствия были ужасные: после такого отравления еще два дня лежала в постели.
Любит перекусить с друзьями в кафе или ресторанчике.