В харьковских маршрутках орудуют пассажиры-вымогатели?

В харьковских маршрутках орудуют пассажиры-вымогатели?

В АТП и мэрии настаивают: многие льготники - далеко не ангелы.

"Женщина отпустила водителя, сказав, что претензий нет"

Родственники упавшей у маршрутки пенсионерки хотели заработать на автоперевозчике - к такому выводу пришли в мэрии, разобравшись в ситуации. Напомним, транспортный скандал разразился на прошлой неделе. Дочь 84-летней Лидии Раченко заявила, что 2 июня ее мать сломала руку, когда пыталась сесть в маршрутку на Алексеевке. Женщина утверждала, что, как только мать взялась за поручень, водитель автобуса нажал на газ, и пассажирка упала.

- Женщина была в порядке, она отпустила водителя, сказав, что у нее никаких претензий нет, - парирует директор департамента транспорта Сергей Дульфан. - И автобус вовсе не трогался с места. А тут, оказывается, уже сложный перелом с рваной раной. Мы уже работаем со следователями, до женщины пытаемся добраться. Даю вам официальную информацию. В больницу она обратилась только в 21.00, спустя четыре часа после случившегося. Можете представить ситуацию, чтобы не вызвали "скорую" и чтобы вызов с ДТП не был зафиксирован?

Действительно, а как такое могло быть? С этим вопросом мы обратились к самой Лидии Раченко. Она рассказала, что сначала ее посадили на остановке, а затем какая-то женщина отвела пенсионерку в аптеку.

- Из аптеки вызвали "скорую", и она отвезла меня в 4-ю больницу, - рассказывает Лидия Григорьевна. - Заявление в милицию я не писала, этим занимается моя невестка. Куда я пойду, если лежу?

Правда, в двух аптеках, расположенных на остановке "Школьная" (именно там все и произошло) нас заверили: бабушку в крови к ним не приводили и "скорую" никто из сотрудников для нее не вызывал.

Информацией о мошенниках делятся с конкурентами

У мэрии и транспортников свое мнение о конфликтах пассажиров и водителей. Зачастую обиженные льготники оказываются... вымогателями, утверждают чиновники.

- У нас случаи вымогательства со стороны пассажиров случаются в месяц минимум по одному разу, - говорит Сергей Дульфан. - Кажется, у некоторых перевозчиков судебные дела тянутся до сих пор. Вымогателей никто, насколько я знаю, не наказывал. Но перевозчики обмениваются фамилиями, и когда злоумышленник вырисовывается в другом месте, следователям сразу говорят, что это вымогатель, нужно поднимать материалы похожей истории и смотреть. Это Харьков маленький, а в Москве это вообще бизнес.

Все автоперевозчики, с которыми мы общались , легко вспомнили по нескольку подобных случаев. К примеру, директор АТП Александр Степко рассказал, как зимой возле автобуса поскользнулась пожилая женщина, водитель ей помог, посадил. А через три месяца она пожаловалась на перелом колена.

- Кто-то лбом стукнулся, кто-то еще чем-то... И начинается свистопляска. Бывает, и две тысячи требуют, и три, и пять, - возмущается Александр Степко.

Перевозчиков изводят кляузами

- Года три назад на Алексеевке была льготница, которая набирала каких-то инвалидов и регулярно доставала автопредприятия, - эмоционально вспоминает перевозчик Николай Шевченко. - Этой даме некоторые просто платили, чтобы она от них отцепилась! Иначе она писала кляузы в департамент транспорта: и то не так, и то не эдак. Подобные субъекты используют нашу систему: чтобы не дать нормально работать, достаточно написать куда-то письмо.

На преследование вымогателей по закону автоперевозчики не надеются. Мол, по судам ходить некогда, да и на заявления в правоохранительные органы никто особо не реагирует.

- Я года три пытался бороться, но безуспешно, - вздыхает Николай Шевченко. - Милиция отвечает, что информация не подтвердилась.

Безусловно, в каждой из подобных ситуаций нужно внимательно разбираться, ведь и среди пассажиров, и среди водителей есть далеко не ангелы. Во многом показательной обещает стать и история Лидии Раченко, за которой "Комсомолка" продолжит следить.

Глас народа

В чем причина конфликтов водителей и льготников?

Ольга, экскурсовод:
- В такой ситуации виновато государство, которое не компенсирует проезд льготников. Думаю, что льготы надо снять, но просчитать надбавку к пенсии на транспортные расходы. Чтобы они тоже не ездили по 300 раз, как они это любят делать.

Николай Викторович, пенсионер:
- Я думаю, что в конфликтах виноваты непорядочные перевозчики. Государственная политика такова, что в сферу перевозок не придет случайный человек. Ему не дадут лицензию или изживут просто-напросто. На жалобы, которые поступают от бабушек и дедушек, власти обязаны реагировать: или штрафовать, или лишать лицензий.

Виталий, менеджер:
- Я думаю, что государство своевременно не выплачивает компенсации за перевозку льготников. Возможно, надо просто пустить по городу большие автобусы, чтобы всем хватало мест.

Лидия Афанасьевна, ветеран труда, пенсионерка.
- Перевозчики - частники, поэтому им невыгодно бесплатно перевозить стариков. Я, когда захожу и показываю удостоверение, всегда кладу рубль, тогда они без вопросов везут, никогда не выгонят. Если бы перевозкой пассажиров занималось государство, то, думаю, было бы по-другому.

"Комсомольская правда", Юрий Зиненко. 

Опрос провели Юлия ЗИНЧЕНКО и Надежда ШОСТАК.