Опасны ли для прохожих строительные краны

Впечатляющую по размерам технику часто устанавливают неподалеку от дорог или пешеходных зон. Фото автора.

Впечатляющую по размерам технику часто устанавливают неподалеку от дорог или пешеходных зон. Фото автора.

События
12 апреля 2011 08:09

Прочность грунта определяет крановщик

ЧП в Харьковском аэропорту, когда рухнувший автокран убил двух рабочих, сделало актуальным вопрос о безопасности наших строек. Причем речь идет не только о безопасности тех, кто возводит тот или иной объект, но и тех, кто живет, ходит или проезжает мимо, ведь при своей высоте кран запросто может рухнуть за границы стройплощадки.
Как вспоминает крановщик с более чем 25-летним стажем Сергей Фабрика, при Советском Союзе существовал документ под названием план производства работ (ППР), который четко определял, где и как будет вестись стройка. Место установки крана изучали специальными приборами, а весь процесс работы регламентировался так, что крановщики двигались, как автоматы.
- А сейчас как? Крановщик сам смотрит, где ему удобней стать. А то что там канава может быть или старая канализация - никто этого не знает. Нет ни ППР, ни государственных предприятий, которые занимаются разработкой этих документов, - утверждает Сергей Алексеевич. - Сейчас единственное - лицензия на производство работ. То есть ты приехал и имеешь право поднимать грузы. А краны падают в основном из-за ненадежной опоры.
Опытные крановщики объясняют, что "завалить" кран может и неопытный "рулевой". Даже если механизм новый, показывает массу груза и угол поворота, нужно учитывать ветер и инерцию. Если резко остановить поворот, груз, который несет кран, продолжит движение, и любая техника может рухнуть. "Пустой" кран при правильной установке опоры перевернуть почти невозможно.

Госинспектора проверяют раз в три года

В территориальном управлении Госгорпромнадзора нам объяснили, каждый установленный в Харькове строительный кран подлежит регистрации и проверкам согласно планам работы теруправления.
- С какой периодичностью их проверяют? - спрашиваем.
- Будем говорить, три года, - поясняет главный государственный инспектор Юрий Данько. - Надежно кран стоит или нет - все это предусмотрено заводом-изготовителем. Если стоит на четырех опорах - значит, надежно. Но кран не должен падать, иначе это аварийная ситуация. Этого нельзя допускать.

Угрожают замороженные стройки

Как ни странно, но официальная информация о том, что краны у нас обследуются в среднем раз в три года вызвала у крановщиков со стажем недоумение и нервный смех. Мол, это устройство должно проверяться, как минимум, раз в полгода. При этом испытывается и статистическая нагрузка (поднять груз, превышающий свою грузоподъемность, и постоять с ним), и динамическая (поворачиваться с грузом). И на каждом кране все это записывается.
- А если кран стоит нерабочий - он может и не обследоваться, - говорит Сергей Фабрика. - А это плохо. По ним течет дождь, их никто не смазывает. Вода, к примеру, подмывает шпалы рельсового крана. Грунт вымыло, ветер подул, кран накренился и упал...
Упомянутая ППР вообще запрещала работу крана, если в непосредственной близости от стройплощадки находились посторонние люди. В Харькове же работы ведутся независимо от того, достанет ли стрела упавшего крана до тротуара с пешеходами.

Кстати

Ущерб от падения можно купить

Под видом строительного магната я решил застраховать свою фирму от падения крана.
- Допустим, вы оценили свою ответственность в 150 тыс грн. (это максимум, который мы выплачиваем), и от этой суммы - 1 % в среднем, то есть 15 тыс грн. Но это оговаривается с нашим президентом и не по телефону. Это зависит от того, новый кран или старый... То есть чем больше шансов упасть, тем дороже это обойдется. А тариф может быть и 0,5, - сообщила консультант страховой компании Оксана Александровна.

"Комсомольская правда", Юрйи Зиненко. 

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях