Дом номер 9 по улице Мирной выглядит обыденно, о ЧП с соседями здесь, конечно, слышали, но, видимо, не испугались. Фото автора.
"Собак травили еще летом"
Улица Мирная, где 4 февраля был введен карантин, расположена на Павловке, между Лопанью и Клочковской. Бродячие животные явно должны здесь чувствовать себя, как в раю: рядом теплотрасса, речка и заброшенный лесок. Один из прохожих подсказал, что собак полно и возле завода электроаппаратуры. Мол, раньше там их подкармливали. Тем не менее еще за несколько кварталов до очага бешенства я заметил: бродячих животных здесь на удивление мало. Только две собаки отдыхали возле 106-й школы, да непуганые вороны чувствовали себя превосходно.
- Бродячих собак стало у нас в последнее время меньше, но не могу сказать, что это как-то связано с карантином, - отреагировала на мои расспросы местная жительница Элла Кулик. - Их подкармливали, а затем потравили. Правда, было это еще летом, сразу животных 20 ядами извели. И моя собака тоже умерла: 20-го июня я с ней погуляла, а 24-го... Ее сразу раздуло, и не стало собаки.
Коты все так же гуляют сами по себе
Дом номер 9, в котором и произошло ЧП - зараженная смертельным вирусом кошка искусала своих хозяев, - двухэтажный, на 16 квартир, с очень теплыми подъездами и поломанными звонками. Из самой "нехорошей" квартиры никто не вышел, достучаться удалось лишь в дверь к соседям.
- Не было никакого карантина, никто даже не приезжал, - объяснил мужской голос через запертую дверь. - Только телевидение приезжало, пообщались, и все. Думаю, кому-то просто надо было показать что-то для галочки. Собаки бешеные у нас бегали, а кошки - нет.
Более разговорчивыми оказались жители окрестных домов. Пенсионерка Светлана Валентиновна призналась, что живет здесь лет 40 и ни о каком бешенстве никогда не слышала.
- Вы знаете, это какая-то трепология была, - предположила моя собеседница. - У нас во всех домах есть кошки, в том числе и у меня. Мой кот живет нормально, гуляет. У нас вообще тихо. Лично я о карантине только из "Комсомолки" узнала. Слышала, что ходила какая-то бригада, может, яд разносили. Еще приходили какие-то люди, заставляли прививки делать. Некоторые понесли своих питомцев, другие еще думают. Уколы все-таки недешевые.
В этот момент мимо нас пробежала трехцветная кошка. И скрылась за ближайшим домом еще до того, как я успел вытащить фотоаппарат.
- Домашняя, - прокомментировала Светлана Валентиновна. - Кошки здесь почти в каждой семье. Бродячих собак у нас, видно, вывели. А домашних здесь мало, штук пять на весь "городок".
В непосредственной близости от эпицентра бешенства я так и не заметил объявлений о карантине, хотя местные жители утверждают, что они были.
- Если не ошибаюсь, было написано, что уколоть кота стоит 16 гривен, а собаку - 25, - вспоминает Николай Сердюцкий.
От вакцинации не отказывались
А пока жители района удивляются слову "карантин", в управлении ветмедицины города считают, что все идет по плану. Как сообщил "Комсомолке" заместитель начальника управления Михаил Матвийчук, отказов от вакцинации питомцев на опасной территории не было.
- Ситуация там, в принципе, нормализовалась. Если не будет новых очагов бешенства, карантин можно снять в течение двух месяцев после его введения, - пояснил Михаил Матвийчук.
Комментарий эпидемиолога
"Прививки — серьезная нагрузка на организм"
Сегодня более опасными для здоровья окружающих людей и животных эпидемиологи считают кошек. Именно они в последнее время чаще заболевают бешенством. А отлавливают не кошек, а собак, потому что это проще, ибо те держатся ближе к людям.
- Если больная кошка гуляла не только в квартире, специалисты должны провести в очаге поквартирные обходы и расспросить людей. В такой ситуации очень серьезно относятся к проблеме и эпидемиологи, и ветеринары, потому что смертность от бешенства стопроцентная, - предупреждает заведующий кафедрой эпидемиологии ХМАПО Иван Кратенко. - Но если никто не видел эту кошку, кроме хозяев, то другие люди абсолютно не нуждаются в прививках. Прививки - это серьезная нагрузка на организм.