Оценки без ярлыков, меньше зубрежки и домашки: какие перемены ждут школьников

Оценки без ярлыков, меньше зубрежки и домашки: какие перемены ждут школьников

Фото: Pinterest

Почти 400 тысяч первоклассников сегодня пошли в школы. Учиться они будут уже по новым правилам: в августе Министерство образования и науки внесло изменения во все учебные программы начальной школы и в требования к оцениванию достижений учеников. Переменам предшествовала долгая публичная дискуссия: все 13 программ были выложены на платформе EdEra, свои комментарии оставили более четырех тысяч уникальных пользователей, большинство из которых – педагоги-практики, пишет ЛІГА.net.

Никакой травли детей за оценки, каникулы без домашних заданий, меньше зубрежки и больше интерактивной работы – так в теории презентовало изменения профильное министерство. Насколько все это будет выполнимо на практике на местах, в конкретных городах и особенно селах, во многом зависит от учителей и их готовности отказаться от архаичных методов.

По теме: Определился рейтинг харьковских школ по результатам ВНО

Новый стандарт образования: на харьковских школьниках будут экспериментировать


Оценки без ярлыков 

Результаты оценивания учеников теперь – конфиденциальная информация, доступ к которой есть только у родителей и детей. Достижения и провалы детей теперь больше не будут озвучиваться на родительских собраниях или досках почета и досках позора в виде рейтингов. "Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей, – объяснила ЛІГА.net советник министра образования Иванна Коберник. – Не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже, на основе оценок. Никаких рейтингов на стенах. Школа должна работать не только с внешней, но и с внутренней мотивацией ребенка. Нам важно, чтобы ребенок в школе раскрыл свои способности, нашел, с чем ему интересно работать и чем заниматься, чтобы он в итоге хотел учиться, а не делал это потому, что есть плетка в виде рейтинга".

В 1 классе, как и ранее, оценки не будут ставить совсем. А вплоть до четвертого теперь не будет балльного оценивания информатики, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физкультуры, основ здравоохранения и предмета "Я в мире".


Право на ошибку 

Первоклассникам разрешат писать в тетради простым карандашом. "Родителям известны такие многострадальные моменты, когда ребенок написал полстраницы, ошибся, вырывает страницу и переписывает. Они только учатся писать, и должны иметь право на ошибку, и не бояться этой ошибки. Что-то не так написали - стерли резинкой и исправили. Это практика, принятая в ведущих образовательных системах. Обучение должно быть для ребенка интересным занятием, а не процессом, который его постоянно травмирует. Да, ребенка надо учить работать, и это, конечно, выход из зоны комфорта, но учеба не должна сопровождаться постоянным стрессом", – объяснила министр образования Лилия Гриневич.

Аккуратные исправления ребенка в тетради не повлияют на оценку. Не будут занижать балл и за неправильный отступ количества клеточек и строчек. Снимается оценивание каллиграфии, хотя требование к аккуратности и разборчивости письма остается.

Время перехода учеников на шариковую ручку определяет сам учитель, при необходимости этот шаг можно отсрочить и до 3 класса. Самим учителям в тетрадях первоклассников будет запрещено делать отметки красными чернилами - они под запретом.


Меньше зубрежки, больше практики 


Изменения затронули все программы начальной школы. "Их обновили и осовременили в пределах действующего государственного стандарта. В программах были пункты и требования, которые устарели, или не соответствовали действительности, здравому смыслу или возрастным особенностям детей. Об этом много лет говорили и учителя, и родители, но у предыдущих руководителей министерства не было воли вносить эти изменения", – объяснила Иванна Коберник. 

Общее для всех программ – снято распределение часов по темам. Раньше учитель был обязан читать тему столько, сколько прописано в программе. "Если он вычитал тему, и класс уже все понял, все равно был обязан толочь воду в ступе, пока не закончатся часы. И наоборот, если тема классу не давалась, он был вынужден переходить к следующей, потому что часы закончились. Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное - как достичь со своим классом лучших результатов", – говорит Коберник. 

Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. "А это не отвечает цели урока физкультуры в начальной школе, - считает советник. - Дети в первую очередь должны двигаться. Или в музыкальном искусстве было требование четко, дословно знать определение музыкальных жанров и терминов, которыми не пользуются даже профессиональные музыканты. Это не содействовало ни развитию детей, ни их желанию любить предмет".

"Меняется цель образования: детей в начальной школе учат не зубрить без понимания, не запоминать единственно правильное решение, а думать и решать задачу разными способами", - пояснил ЛІГА.net эксперт в вопросах образования Андрей Черных.

Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. "Родители это называли азбукой Морзе, когда надо было, чтобы в первом же классе дети формировали предложение по схеме. Для ребенка это очень сложно. Решили от этого отказаться и сделать упор на технику и практику разговорной речи", - рассказал Черных. В чтении отменили "гонки на скорость", то есть требование к темпу чтения: теперь упор на правильную речь и анализ прочитанного. "Не просто этот герой плохой, а этот хороший, надо учиться оценивать поступки. Пусть на элементарном уровне", - отметил эксперт.

В преподавании английского языка тоже переходят от письменной речи к разговорной. Раньше уже для первого класса существовало требование, что дети должны уметь писать слова, словосочетания и предложения. "Первый класс, шесть лет, дети еще не умеют писать даже на родном языке. А английский - один раз в неделю. Это неэффективно. Поэтому обновленная программа предусматривает устный вводный курс в первом семестре 1 класса, письмо вводится только во втором семестре, и только буквы и простые слова. И наконец в Украине начнут, как во всем цивилизованном мире, учить писать на английском языке шрифтом print script, это полупечатные буквы. Рукописный шрифт времен Шекспира, честно говоря, уже практически не используется, и даже в Британии и США детей учат писать полупечатными буквами", – утверждает Коберник.

Наиболее жаркие споры вызвали изменения в математике: в 1 и 2 классах отменено требование знать на память таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. В соцсетях по этому поводу начали писать: все зубрили - и справлялись, таблицы надо знать назубок, разгрузка школьных программ не добавит ума и способностей детям. Эксперты не согласны. 

"Ребенок должен не заучить таблицу в первом классе, а понимать, как это работает. Чтобы они с самого начала школы начинали думать... Когда мои знакомые рассказывают, какое количество заданий детям задают во втором-четвертом классах - это ненормально, зачем такая нагрузка? Тут главное - научить детей думать уже с первого класса, а не просто технической зубрежкой заниматься", - объяснил Андрей Черных.


Право на отдых


"Наконец мы признаем право ребенка на личное время и свободу. Поэтому время на выполнение домашнего задания ограничивается", - говорит Виктор Громовой. 

В первом классе домашних заданий не будет совсем, во втором - не больше, чем ребенок может самостоятельно сделать за 45 минут, в третьем - за 1 час 10 минут, в четвертом - за полтора часа. На каникулы дети должны уходить вообще без заданий. 

"Многие учителя задают на каникулы, объясняя это тем, что иначе невозможно выполнить программу. Напомню, что программы начальных классов уже обновлены и разгружены. Большая часть работы должна выполняться в школе. А домашние задания - это закрепление материала, которое ребенок может выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Потому что у родителей нет педагогического образования, родители не учатся в начальной школе, и им не должны задавать писать рефераты", - считает Иванна Коберник. 


Меньше бюрократии 

Оформление титульного листа школьной тетради придумали бюрократы, но это было прямым требованием министерства. С этого года в МОН решили такими мелочами больше не заниматься. Оформление тетради отдается на откуп учителю и вполне может ограничиваться указанием имени и фамилии ученика и номера класса.

Учителям также придется отказаться от ежемесячной оценки за ведение тетрадей. "Эта практика была введена еще в советское время, но никаких критериев этого оценивания прописано не было", - говорится в пояснении Министерства образования.


Будет ли все это работать 


Внести изменения в программы - это только первый шаг. Второй - довести новые подходы до каждого конкретного учителя и добиться их выполнения. "Пока есть только импульс от министерства, - сказал Громовой. - Не факт, что завтра каждая Марьиванна за закрытыми дверями класса это начнет делать. Надо, чтобы у Марьиванны произошел разрыв шаблона, чтобы она отказалась от определенных стереотипов, спустилась на землю, поняла, что ей надо тоже учиться, а то, что она делала 20 или 30 лет, сегодня уже надо делать иначе. Тут колоссальную работу надо проводить внизу - для того, чтобы философия Марьиванны стала совсем другой". 

Коберник считает, что все получится: "Не стоит всех учителей записывать в динозавры и ретрограды. У нас множество позитивных отзывов об изменениях, многие директора и учителя признаются, что и раньше так делали, но тогда они нарушали программу. Никто не ожидает моментальных результатов. Во всех странах, которые прошли переход от системы обучения знаниям к обучению компетенциям, процесс занял около десяти лет. Это только первые шаги. Поэтому у образовательной отрасли впереди большой путь".

СМОТРИ ЕЩЕ:

Видеофакт: Порошенко открыл на Харьковщине школу за 74 млн

Вспомнил детство: Порошенко рассказал харьковчанам, как учился в школе

Кому ребенок: в Украине будут разводиться по новым правилам

Обсудить эту новость можно на нашей странице в Facebook

Читай все новости в нашем канале Telegram