Новость - События - Сравни: Харьков тогда и сейчас (подборка ретро-фото)
Предлагаем поностальгировать и посмотреть как выглядели привычные улицыи здания несколько десятков лет назад.
Смотрите также Каким он был: Харьков 60-х на цветных фото
Пролетарская пл. и ул. Полтавский шлях, 1959
На верхнем фото можно видеть три основные модели трамваев, перевозивших харьковчан в 1950-х -1970-х годах.
Нижнее фото тоже в некотором смысле уже можно считать историческим: трамвайная колея, на которой стоит трамвай в правой части снимка была демонтирована в ноябре-декабре 2010г.
Здание Харьковской городской думы было построено в 1885 году. После 1917г. оно перешло к Горсовету и Горисполкому. Во время оккупации Харькова здание сгорело и при восстановлении 1947-1954 гг. приобрело нынешний вид.
Дом со шпилем, конец 1950-х
Это, одно из самых больших послевоенных жилых зданий Харькова, построено в 1954-1967гг,
Жилой дом со встроенными магазинами, занимает квартал между площадью Конституции (Тевелева), Московским проспектом и переулками Короленко и Армянским. В советские годы в нём размещался самый большой магазин Харькова, торговавший книгами - “Книжный мир”
пл.Розы Люксембург, начало 1950-х
Лопанская набережная и Университетская горка, конец 1950-х
Начало ул. Свердлова (Полтавский Шлях), 13 июля1959
Террасный (Покровский) сквер, 1953
В июле 2009 года была завершена реконструкция Террасного сквера, который получил новое название - Покровский. Территория сквера была передана Свято-Покровскому мужскому монастырю, ведь изначально – 300 лет назад – парк был разбит именно при этом монастыре силами монахов.
Справа на фото 1953-го года - скульптура “Дружба народов”. Позднее, во второй половине 1950-х гг она была перемещена на Привокзальную площадь, где находилась до 1969 года, пока на Привокзальной площади не приступили к строительству станции метро “Южный вокзал”
Южный вокзал, 1950-е
Нынешнее, третье по счёту, здание вокзала в стиле "сталинского ампира" с элементами классицизма открыто 2 ноября 1952 года вместо разрушенного в годы войны. В то время Харьковский вокзал считался одним из самых крупных и благоустроенных вокзалов в СССР. В 1978—1982 годах здание расширено на юг (влево от Привокзальной площади) в современном стиле. В это же время к вокзалу была пристроена 16-этажная гостиница "Экспресс". 21 июля 2006г на Южном вокзале введён в эксплуатацию суперсовременный пригородный терминал для поездов северного направления.
По центру старого фото, перед зданием вокзала - та самая скульптура “Дружба народов”, перенесенная с Террасного сквера.
Замороженная Привокзальная площадь, начало 1970-х
В связи со сложными геологическими условиями на строящейся станции метро "Южный вокзал" в июне 1970 г. была введена в эксплуатацию станция замораживания грунтов. Поэтому Привокзальная площадь так и выглядела в то время.
"Рабочий и колхозница", 1950-е
Эта скульптурная группа на гранитном постаменте украшает Харьковский мост, строительство которого на месте разрушенного во время войны было завершено в 1954 году.
Вид с набережной реки Лопань
Трехсвятительский храм, 1940-е
Эту церковь в Харькове чаще называют "Гольберговской" в память о главных жертвователях на построение этого храма - купце Г.О.Гольберге и его супруге. Закладка Трёхсвятительского храма состоялась 2 сентября 1906 года. Освящен храм 29 мая 1915 года.
Зеркальная струя
Один из символов Харькова. Построена в 1949 г., архитектор Виктор Корж. Перед разработкой проекта будущего символа города он изучил секрет жемчужины дореволюционной курортной России – Кисловодской стеклянной струи. И вернувшись, спроектировал похожую для Харькова, но от Кисловодской она отличается оригинальной башенкой, напоминающей часовню, которая придала неповторимый облик харьковской Зеркальной струе.
Ротонда в саду Шевченко
Построена в начале1950-х гг напротив Стеклянной струи на противоположной стороне Сумской.
По поводу её возникновения существует такая легенда:
"Однажды главный начальник харьковского КГБ поехал в Сочи. И там он был принят местным начальником, и все было хорошо, и был накрыт стол в беседке, вроде харьковской ротонды. Они, конечно, там крепко посидели, и, видать, очень крепко выпили. А сочинский начальник и говорит, что, мол, скоро я приеду в Харьков и надеюсь, что ты меня примешь не хуже. И наш начальник, чтобы не ударить в грязь лицом, вынужден был за короткий срок построить в Харькове такую же ротонду.")))
А когда в начале 1970-х начали строить новый оперный театр, то и ротонду, и прочие "мелочи" пришлось снести.
Сумская ул., 1950-е
Ул. Сумская в районе перекрёстка с ул. Гиршмана, напротив памятника Т.Г.Шевченко. Троллейбусы МТБ-82 (на старом фото) эксплуатировались в Харькове с 1949 по 1970гг.
Пл. Дзержинского (пл. Свободы), 1944 г.
На старом фото показана выставка советской военной техники к годовщине освобождения Харькова в августе 1944 года. Слева - восстанавливаемое здание гостиницы “Интернационал”, переименованной в середине 1950-х гг. в “Харьков”.
Ул. Сумская, 128. Дом со шпилем, 1960-е
Жилой дом напротив входа в ЦПКиО им.Горького построен в 1954г. Здание завершает фронт застройки восточной стороны Сумской улицы.
Вход в ЦПКиО им. Горького, 1960-е
Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького (Николаевский или Загородный парк - от основания до революции; Коммунальный парк или Парк коммунальников - в 1920 - 1938 гг) — главный парк Харькова.
Загородный Николаевский парк был заложен в 1893—1895 гг. и торжественно открыт, когда несколько подросли деревья, в 1907 году. Финансирование осуществлялось за счёт жителей города, многие из которых, особенно студенты и гимназисты, непосредственно участвовали в посадке деревьев. В итоге первоначально планировавшийся размер парка (20-40 десятин) был увеличен до 90 десятин (98 га). Планировка аллей подражала Булонскому Лесу: объединённые в вытянутое кольцо Каштановая и Липовая аллеи (называвшиеся также Экипажными) предназначались для конных прогулок.
В 1932 году площадь парка, оказавшегося в черте города, была увеличена до 130 га. В 1938г парку присвоено имя Максима Горького.
В 1952 г. на входе построена колоннада, украшавшая вход в парк почти 50 лет. Летом 2001 года,в связи с ветхостью она была разобрана, а в 2006 году восстановлена практически в прежнем виде.
Памятник на центральной аллее парка им. Горького, 1951 г.
Трамвай на ул. Пушкинской, начало 1960-х
Трамвай по ул. Пушкинской ходил без малого 100 лет!
6 июля 1910 г. началось строительство трамвайной линии по улице Пушкинской, а уже 20 декабря 1910 г. Пушкинская линия трамвая была открыта. Она проходила от Павловской (Розы Люксембург) площади по Армянскому и Петровскому (Короленко) переулкам, Николаевской (Короленко), Пушкинской, Бассейной (Петровского) и Сумской улицам до городского парка.
3 июня 2009 г. Исполком харьковского горсовета принял решение о закрытии движения трамваев по улице Пушкинской, и в том же году трамвайная линия на этой улице была демонтирована.
Ул. Университетская. Жилой дом с кинотеатром “Зiрка“
Построен в 1950-е годы. Это был не единственный в Харькове жилой дом со встроенным кинотеатром (были даже двухзальные: “Родина” и “Харьков”), но все такие кинотеатры были тесны и неудобны. Поэтому они раньше других и прекратили своё существование. Уже лет 15 в этом доме на месте кинотеатра - отделение банка, но конечная остановка автобусных и троллейбусных маршрутов здесь по-прежнему называется “Кинотеатр Зiрка”, а окружающая местность - “возле Зiрки”.
Университетская улица, июнь 1979 г.
Крайние справа и слева на фото 1979-го года здания, просуществовав более 130 лет, в последнее десятилетие эпохи СССР были снесены.
Театр им. А.С.Пушкина
Здание театра было построено в1925 году — как клуб Печатников для типографских работников. В 1933 году оно было передано вновь созданному русскому драматическому театру. В 1978 году в обветшалом здании случился пожар, и оно сгорело практически дотла, и затем более 15 лет было лишь пепелищем.
К восстановлению, а точнее, к строительству нового здания театра приступили только в 1994 году. Обновленный театр был открыт 10 октября 2003 года.
Ул. Котлова, 83. Дворец Культуры Железнодорожников
Бывший Дворец культуры им. Сталина и ДК Железнодорожников, ныне — Центральный дом науки и техники ЮЖД.
Построен в 1928–1932 гг. Перед Дворцом в 1958 году установлен бронзовый бюст одного из активных участников борьбы за власть Советов в Украине, рабочего-революционера И.Ф. Котлова.
Ул. Краснооктябрьская, 26. Особняк Шапара, 1978 г.
Построен в 1880-х для бельгийского промышленника Шапар Б. В., открывшего в 1885 г. в Харькове "Фабрику металлических полотен и пробивных жестей" (ныне - АО "Завод имени Фрунзе").